Ищите и обрящете Зачем нужна библейская археология

Публикация отчета о находке Силоамской купели, места знаменитого евангельского чуда, наверняка заставила скептиков и атеистов поморщиться, а верующих - обрадоваться. Во всяком случае, это - любопытное известие, которое напоминает еще раз, что археология и религия часто идут рука об руку, нисколько не мешая друг другу.

В начале августа журнал Biblical Archaeology Review опубликовал материал о первых результатах раскопок Силоамской купели - важной христианской святыни. Евангелие от Иоанна сообщает, что в этом месте было совершено одно из чудес Христа: исцеление слепого. Читатель, привычный к дешевым археологическим сенсациям, наверняка вздрогнет и не будет читать подобную статью.

Небольшое пояснение: Biblical Archaeology Review - это научно-популярный журнал, который адаптирует академические отчеты археологических экспедиций для неспециалистов. Издание знакомит читателей с последними находками в Египте, Сирии, Израиле, Иордании и других регионах, имеющих отношение к Библии и упоминаемым в ней персонажам и событиям. Короче говоря, речь идет о библейской археологии.

История библейской археологии - это история критики Священного писания, проверенная на практике. Если в XVIII и первой половине XIX века скептицизм по поводу историчности Ветхого и Нового заветов достиг своего апогея, то археологические открытия второй половины XIX и всего XX столетия подтвердили реальность имен и мест, упомянутых в Писании.

Предполагаемое место погребения Христа. Фото с сайта biblicalplaces.com

Предполагаемое место погребения Христа. Фото с сайта biblicalplaces.com

Lenta.ru

Библейская археология никогда не балансировала между верой и наукой: Писание - это источник и карта, но не объект для фальсификации. Разумеется, и специалисты из этой области ошибались и поддавались блеску фальсификации, однако они никогда не стеснялись в этом признаваться.

Недавний и яркий тому пример – история с оссуарием (погребальным ковчегом), на котором была высечена надпись «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Несколько месяцев ушло на всестороннюю экспертизу, которая, в конце концов, показала, что резчик – наш современник, который высек надпись на подлинном оссуарии I века новой эры.

В конце 2004 года кураторы Иерусалимского музея, крупнейшего хранилища древностей Израиля, объявили, что один из ценнейших экспонатов подделан. Речь шла о вырезанном из слоновой кости плоде граната. Оказалось, что сам предмет был выполнен в древности и даже оказался старше, чем должен был быть, но надпись на нем была нанесена в XX веке. Историю с оссуарием, гранатом и некоторыми другими предметами назвали «эпиграфическим кризисом». Он не преодолен, поскольку пересмотр датировок требуется тысячам древних записей.

Библейская археология - это живая и развивающаяся дисциплина. Ее нередко критикуют за консерватизм и однобокость, но ее нельзя упрекнуть в непрофессионализме. Поскольку методологически библейская археология ничем не отличается от смежных направлений в науке, то нет резона подвергать ее достижения сомнению с точки зрения качества работ. Определенность же выводов, как и в любой другой науке, проверяется временем.

Купель Вифезда возле церкви Св. Анны. Фото с сайта biblicalplaces.com

Купель Вифезда возле церкви Св. Анны. Фото с сайта biblicalplaces.com

Lenta.ru

Если археологи публично заявляют, что нашли в Иерусалиме Силоамскую купель, то это значит, что они уже выдержали первый шквал критики и недоверия влиятельного ученого сообщества и скептического теологического. Ведь в данном случае предмет обсуждения - не вопрос веры или неверия в чудесное прозрение слепого через Иисуса Христа, а существование в указанном месте и в описываемую эпоху ритуального бассейна для омовений. Читатель волен принимать эти сведения как подтверждение евангельского предания или как интересное свидетельство из истории иудеев и римлян.

Несколько примеров археологических открытий, связанных с Новым заветом.

Дом Симона Петра в Капернауме

Этот дом был объектом паломничества еще в древности. Археологи обнаружили под византийской церковью V века (этот почтенный возраст говорит сам за себя) храм IV века, а под ним фундамент еще более старого здания с религиозными надписями II века, сделанными христианами.

И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин?

Мк. 1:21-24

Синагога в Капернауме

Синагога, датируемая примерно I веком до нашей эры, действительно существовала. Над ней была возведена еще одна, более поздняя.

Купель Вифезда в Иерусалиме

Многолетние раскопки под церковью Св. Анны, построенной крестоносцами, обнаружили древнюю купальню, использовавшуюся в эпоху Христа и соответствующую евангельскому указанию на близость к Овечьим воротам.

Кесария Ирода

Синагога в Капернауме. Фото с сайта biblicalplaces.com

Синагога в Капернауме. Фото с сайта biblicalplaces.com

Lenta.ru

Евангельские описания оказались очень точны: найден не только дворец Ирода, построенный в первом веке до новой эры, но и римские административные здания следующего столетия. Два года в заключении там провел апостол Павел.

Примеры можно множить, но суть ясна: новозаветная топография вполне достоверна.

Юлия Штутина

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше