Авианосные ладьи Поднебесной Китай заявил, что собирается строить авианосцы

Китай собирается строить авианосцы. Об этом рассказал в интервью гонконгской газете "Вэнь Вэй По" прокитайской направленности независимый военный эксперт генерал-полковник в отставке Китайской народно-освободительной армии Ван Чжиюань. По его словам, это вполне логично и предсказуемо. Китай является великой морской державой, его государственные интересы протираются далеко за пределами территориальных вод, а для защиты подобных интересов самым эффективным современным инструментом является авианосный флот.

Китайские авианосцы давно уже стали элементом популярной западной страшилки о китайской угрозе Западу. После развала СССР США, а вслед за ними и некоторые их союзники присвоили КНР статус почетного вероятного противника, наделив его соответствующими атрибутами. Стоит отметить, что технически Китай даже и близко не соответствует бывшему сопернику западной демократии. Разве что китайская армия по численности значительно превышает "непобедимую и легендарную". Тем не менее, быстрый рост китайской экономики породил миф о "будущей китайской угрозе". При этом экономические отношения, которые связывают КНР с Западом, в расчет не берутся: враг - это не только угроза, но и серьезный помощник в деле формировании военного бюджета, развитии военной науки и техники.

Тайны "Варяга"

Слухи о создании китайского авианосного флота периодически возникают в западной прессе. Последний из них появился прошлой осенью. Тогда тайваньские эксперты обратили внимание на некоторые подозрительные факты, связанные с купленным на Украине недостроенным советским авианосцем "Варяг".

Корабль, вернее, его корпус без силовой установки и рулевой системы, был куплен и переправлен в Китай в 1998 году. Китайцы планировали превратить его в плавучее казино, как они поступили с двумя другими советскими ТАВКРами (тяжелый авианесущий крейсер) - списанными "Киевом" и "Минском", которые они приобрели в России. "Базироваться" казино должно было в Макао.

Однако, по мнению тайваньских экспертов, корабль на самом деле тайно достраивают, чтобы, как полагают специалисты, использовать для подготовки морских пилотов в рамках создания собственного авианосного флота. Аналитики утверждают, что для того, чтобы использовать корабль в мирных целях, его следовало сначала отправить в Шанхай или Гуанчжоу. Между тем авианосец отбуксировали на военно-морскую базу в порту Далянь на северо-востоке Китая, где и законсервировали, сославшись на нехватку финансов. Сам корабль строго охраняется.

Интересны также другие факты, которые опубликованы на специальном сайте, посвященном "Варягу". Представительство в Макао фирмы Diversoes Chong Lot Limitada,

"Варяг" в Даляне. Фото с сайта jeffhead.com

"Варяг" в Даляне. Фото с сайта jeffhead.com

Lenta.ru

которая купила на Украине авианосец за 20 миллионов долларов, исчезло. Его нет ни в справочниках, ни физически - в офисе компании уже пять лет как находится другая контора. При этом Chong Lot является дочкой гонконгского холдинга Chinluck Co. Ltd., который связан с ВМС КНР. По прибытии "Варяга" в Далянь китайцы переименовали его в "Чинлук".

Кроме того, власти Макао никогда не давали КНР разрешения на создание плавучего казино, да и не могли его дать - на местном побережье существует слишком мало мест с достаточной глубиной, чтобы там можно было поставить такой корабль.

Сама цена (20 миллионов долларов), которую заплатили за "Варяг", втрое превышает цену, которую обычно платят за списанные на слом корабли такого водоизмещения. Кроме того, вместе с сопутствующими расходами покупка корабля обошлась КНР в 30 миллионов долларов. Учитывая, что для того, чтобы перестроить его в казино, также потребуются немалые средства, этот коммерческий проект никогда не сможет окупиться.

"Варяг" стал четвертым авианосцем, которые китайцы купили на слом. Первым был австралийский "Мельбурн", который в 1984 году Китай купил через австралийскую компанию за 1,4 миллиона долларов. Его также отбуксировали в Далянь, где впоследствии использовали для тренировок морских пилотов.

"Мельбурн" не очень подходит для этих целей - он намного меньше "Варяга". Кроме того, украинский корабль был изначально построен для использования самолетов Су-33 - палубной версии Су-27. ВВС Китая вооружены истребителями Су-30МКК, кроме того, Китай сам производит "сушки" по лицензии. Скорее всего, будущие китайские палубные истребители будут такого типа, и поэтому тренировать пилотов на "Варяге" вполне логично.

Достраивать купленный авианосец КНР не сможет - это нецелесообразно экономически, да и нет в КНР тех технологий, которые необходимо при этом использовать. Зато у военных Поднебесной появилась уникальная возможность подробно исследовать конструкцию корабля, снять необходимые чертежи.

Китай традиционно считается одной из самых "шпионских" держав. Последний крупный скандал с похищением секретных военно-морских технологий произошел в ноябре. Тогда несколько китайских эмигрантов попытались переправить на родину информацию об американских эсминцах проекта DDX. По мнению экспертов, китайцы давно и последовательно стараются получить данные о различных морских вооружениях, и авианосцы в этом списке занимают одно из первых мест.

Тайваньский синдром и китайская геополитика

Все эти факты подтверждают то, что КНР действительно пытается создать авианосный флот. Единственное, что смущает в этом информационном потоке, это его источники. Если проследить за публикациями в западной прессе о тайнах авианосной программы КНР, то нельзя не обратить внимание на то, что большинство изданий и агентств ссылаются на мнение иностранных (тайваньских или гонконгских) экспертов.

Китайские военные никогда не отличались болтливостью, особенно, когда дело касается строительства новых кораблей. Однако, когда кто-то на Тайване говорит о возрастающей мощи флота метрополии, заподозрить его в беспристрастности весьма сложно. Тайвань давно уже строит свою внешнюю политику на "китайской угрозе", и поэтому мнение его аналитиков, военных или политических, почти всегда ярко задрапировано в антикитайские тона.

Что касается китайского генерала Ван Чжиюаня, то он рассуждает вполне логично, избегая эмоциональных оценок. По его словам, авианосец является необходимым инструментом защиты государственных интересов больших стран. "Поскольку Китай является крупным государством с обширной береговой линией, то авианосцы просто необходимы для защиты интересов на море", - считает он.

Слова Ван Чжиюаня находят подтверждение в докладе, подготовленном год назад аналитиками из Отдела стратегических анализов будущего Министерства обороны США. Этот доклад посвящен геополитическим устремлениям КНР,

Карта Азии с сайта Lib.utexas.edu. Кликните для увеличения

Карта Азии с сайта Lib.utexas.edu. Кликните для увеличения

Lenta.ru

в частности - направлениям и путям развития политики в Юго-Восточной Азии, Индийском и Тихом океанах. Согласно этому документу, Китай создает линию стратегических партнеров на побережье вдоль морских коммуникаций, ведущих в Персидский залив, налаживая дипломатические связи с рядом стран, включая Пакистан, Бангладеш, Бирму, Таиланд и Камбоджу.

При этом понятие "стратегическое партнерство" означает не столько политическую поддержку, сколько вполне конкретную помощь - предоставление территории для китайских военно-морских баз. Китайские военные объекты уже появились на побережье Пакистана и Бирмы, КНР ведет переговоры с Камбоджей, Бангладеш и Таиландом.

Цель китайцев, которые создают систему баз снабжения по направлению к Персидскому заливу, как полагает Пентагон, не только обеспечить безопасное снабжение нефтью, но и создать силу, способную влиять на интересы других государств в этом регионе. Действительно, морские коммуникации, жизненно важные для китайской экономики, являются одним из слабых мест в обороне страны.

В случае начала вооруженного конфликта с любой из соседних стран, именно они станут главным объектом атаки вражеского флота. Однако они же являются слабым местом и других стран. Если Пекин сможет контролировать Индийский океан, то это скажется на безопасности той же Индии, которая, являясь соперником КНР в регионе, также активно развивает собственный авианосный флот.

Впрочем, как утверждает Ван Чжиюань, в ближайшие годы Китай вряд ли построит авианосный флот. Дело в том, что помимо собственно авианосцев, для этого необходимо иметь множество кораблей других классов, которые входят в авианосную группировку. В настоящее время КНР наращивает именно флот этих самых вспомогательных кораблей и подлодок, однако в будущем он серьезно озаботится и основной ударной силой - авианосцами. Когда именно это произойдет - Ван не сказал, однако неизбежность этого очевидна.

Павел Аксенов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше