Чудо на выбор Московский Кремль претендует на звание одного из новых чудес света

ЮНЕСКО начала воплощать в жизнь нашумевший проект под названием "Новые Семь Чудес" (New7wonders). Всем жителям планеты Земля, имеющим доступ в Интернет и телефонную связь, предоставляется возможность выбрать достопримечательность, ставшую культурным достоянием человечества, и изменить устаревший перечень чудес света. В списке из 21 претендента на звание "Чуда света", который был сформирован специальной комиссией ЮНЕСКО, представлен и российский номинант - Покровский собор (храм Василия Блаженного) и московский Кремль.

Проект New7wonders появился из-за того, что классический перечень семи чудес света (грандиозных памятников эллинистического мира), который был создан в III веке до нашей эры, в наши дни превратился в абстракцию. Из входящих в него чудес сохранилась только пирамида Хеопса в Гизе (Египет). Давно утрачены Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (нынешний Ирак), Храм Артемиды в Эфесе (современная Турция), Статуя Зевса Олимпийского (стояла в городе Олимпия Древней Греции), Мавзолей в Галикарнасе (ныне город Бодрум в Турции), Колосс Родосский (остров Родос, который находится у берегов современной Турции) и Александрийский маяк на острове Фарос (Египет).

Проект выбора новых чудес света был запущен еще в 2004 году, тогда список состоял из двухсот памятников архитектуры и мировых достопримечательностей. Через год этот перечень сократился до 77 объектов, а в январе 2006 года был утвержден новый список, в который вошел только 21 памятник.

В новый список из классических чудес света попала только пирамида Хеопса в Гизе, что вполне объяснимо, так как все остальные, как уже отмечалось, до наших дней не сохранились. Из утвержденного ЮНЕСКО перечня были исключены такие известные во всем мире памятники архитектуры как Пизанская башня, нью-йоркский небоскреб Empire State Building и лондонский Биг-Бен.

Проголосовать за претендентов можно на официальном интернет-сайте проекта www.new7wonders.com, который имеет русскоязычный сегмент. Для этого нужно будет зарегистрироваться и выбрать способ голосования, а затем выбрать свои семь претендентов. Заплатив два доллара, можно также получить персональный сертификат, подтверждающий участие в проекте "Новые Семь Чудес".

Лидер голосования - Тадж-Махал. Фото с сайта wikipedia.org

Лидер голосования - Тадж-Махал. Фото с сайта wikipedia.org

Lenta.ru

Отдать свой голос можно также по телефону. Для этого необходимо набрать один из трех номеров (два эстонских: +372 705 00 22 и +372 541 117 38, еще один в Лихтенштейне: +423 663 90 02 99), после чего ввести коды двух выбранных претендентов (коды соответствуют двузначному порядковому номеру от 01 до 21 в английском алфавитном списке). Как отмечается на сайте проекта, общее время звонка не будет превышать двух минут, какой-либо дополнительной платы, кроме как за соединение, взимается не будет. Один такой звонок обойдется в два доллара.

Россияне могут проголосовать и по SMS. Чтобы увеличить шансы на победу, например, храма Василия Блаженного необходимо отправить сообщение "Basil" или "Василий" на номер 1129, после чего со счета будут списаны 75 центов плюс налоги. Однако отмечается, что голосование по телефону будет иметь больший вес при подсчете голосов. Право голосовать предоставляется неограниченное количество раз.

На сайте проекта проголосовали уже более 20 миллионов человек по всему миру. Лидируют пока индийский Тадж-Махал, Великая китайская стена и перуанский город инков Мачу-Пикчу. Новый список семи чудес света будет оглашен 7 июля 2007 года в столице Португалии Лиссабоне. Средства, полученные в ходе голосования, по заверению представителей ЮНЕСКО, будут направлены на реконструкцию памятников мирового значения.

Кое-что о претендентах

Не хочется употреблять навязшее на зубах слово "политкорректность". Хочется просто отдать должное комиссии ЮНЕСКО, составлявшей "шорт-лист" претендентов на звание нового чуда света. В списке из 21 сооружения представлены все регионы мира, кроме Средней Азии (вполне вероятно, что этот пробел был бы восполнен древними изваяниями Будды в афганском Бамиане, если бы талибы не уничтожили их в 2001 году).

Наибольшим числом чудес представлена Европа: афинским Акрополем, крепостью Альгамбра в Испании, баварским замком Нейшванштейн (Neuschwanstein), римским Колизеем, британским Стоунхенджем и (куда же без нее) Эйфелевой башней. Северная Америка представлена нью-йоркской статуей Свободы и древним майянским городом Чичен-Ица (полуостров Юкатан, территория современной Мексики), Южная Америка - "затерянным городом инков" Мачу-Пикчу и статуей Христа Спасителя в бразильском Рио-де-Жанейро. Азиатско-Тихоокеанский регион - камбоджийским городом-храмом Ангкор-Ват и японским храмом Кёмидзу-дэра. Австралию и Океанию представляют также два чуда - Сиднейский оперный театр и каменные изваяния острова Пасхи. От Южной Азии - Тадж-Махал в Индии, от Черной Африки - малийский город-крепость Тимбукту. Не забыт и Ближний Восток - от него номинированы египетские пирамиды и высеченный в скале набатейский город Петра (нынешняя Иордания). Турция, претендующая на статус моста между Западом и Востоком (за что в 2006 году ее крупнейший писатель Орхан Памук получил Нобелевскую премию по литературе), представлена мечетью Айя-София, она же византийский храм Святой Софии. Нельзя было, конечно, обойтись и без Великой китайской стены. Ну и, что особенно интересно российскому читателю, у нашей страны в "шорт-листе" есть свой представитель - ансамбль Красной площади с Кремлем и собором Василия Блаженного.

Невооруженным глазом заметно и стремление составителей перечня чудес-кандидатов соблюсти баланс между традициями и прогрессом: в списке произведения древних погибших цивилизаций вроде Чичен-Ицы, статуй острова Пасхи и пирамид соседствуют с чудесами индустриальной эпохи вроде статуи Свободы, Эйфелевой башни и Сиднейской оперы.

ЮНЕСКО не дает повода заподозрить в себя какой-либо ангажированности: каждое чудо-претендент безоговорочно заслуживает быть включенным в конечный список из семи пунктов. Здесь есть и эмоциональные символы (статуя Свободы, Кремль), и культовые сооружения (Ангкор-Ват, Кёмидзу-дэра), и памятники имперской мощи (Альгамбра, Великая китайская стена), произведения загадочные (статуи острова Пасхи) и вызывающие неоднозначное отношение (Эйфелева башня - по эстетическим соображениям, Нейшванштейн и Колизей - из-за того, что было с ними связано раньше). Но все это, бесспорно, великолепные творения человеческого гения, блестящие образцы архитектуры, ваяния, инженерии.

Не имея возможности сколько-нибудь подробно написать про каждое из этих сооружений (хотя очень хочется, особенно про некоторые), мы предлагаем читателю лишь самые краткие справки о них.

Афинский Акрополь (Греция).

"Акрополь" по-гречески означает "верхний город". Таковой существовал практически во всех древнегреческих городах, равно как почти во всех древнерусских городах существовал кремль - укрепленное место в центре города.

Афинский Акрополь расположен на горе, на которой, согласно мифам, состоялся спор между богом морей Посейдоном и богиней мудрости Афиной за право покровительствовать городу, тогда еще не имевшему названия. Горожане согласились объявить своим покровителем того, кто принесет им более ценный дар. Посейдон своим трезубцем высек из скалы воду, но она оказалась соленой и потому непригодной для питья. А Афина воткнула в землю свое копье, оно зазеленело и превратилось в оливковое дерево. Выращивание олив и изготовление оливкового масла стало одним из главных занятий горожан и принесло городу процветание. Впоследствии во дворике святилища нимфы Пандросы на Акрополе афиняне берегли как зеницу ока священную оливу - якобы ту самую, которая выросла из копья богини.

Ансамбль Акрополя создавался и перестраивался веками. Главным его сооружением является Парфенон - храм, посвященный Афине Деве, покровительнице города, построенный в 447-438 годах до нашей эры архитекторами Иктином и Калликратом. Знаменитые колонны Парфенона имеют почти 2 метра в диаметре у основания и больше 10 метров в высоту, сам храм имеет примерно 30 метров в ширину и почти 70 в длину. Скульптуры и рельефы для Парфенона создал Фидий - мастер, изваявший также Зевса Олимпийского, признанного одним из античных чудес света.

В XVIII-XIX веках, когда Греция находилась под властью Османской империи, турки не слишком бережно относились к античным культурным ценностям, разрушали их и с готовностью продавали иностранцам. Акрополь за эти годы был разграблен, сегодня его фрагменты разбросаны по многим музеям мира (в частности, в ГМИИ имени Пушкина имеется довольно много экспонатов из Парфенона). Ныне строится новый музей Акрополя, и греческие власти добиваются от других государств, прежде всего от Великобритании, возвращения незаконно вывезенных культурных ценностей.

Цитадель Альгамбра (Испания).

Альгамбра - искаженное арабское название, означающее "Красная крепость". Цитадель построена из красно-розового кирпича на горе над Гранадой и является памятником того периода, когда значительной частью Испании владели арабы.

Заказчиками строительства Альгамбры выступили правители Гранадского эмирата - государства на юге Пиренейского полуострова, возникшего после вторжения арабов на европейский континент из Северной Африки. Строительство началось в середине XIII века, впоследствии расширения и переделки производились почти непрерывно.

В конце XV века увенчалась успехом Реконкиста - отвоевание христианскими испанскими королевствами Пиренейского полуострова у арабов. Тогда над Альгамброй водрузили крест, мечети превратили в христианские церкви. Христианские монархи тоже полюбили Альгамбру и стали перестраивать ее на свой вкус, так что в ее внутреннем убранстве причудливо соединяются элементы самых разных эпох и художественных направлений. Снаружи же крепость представляет собой едва ли не самый яркий образец арабского средневекового зодчества.

Альгамбру взрывали испанцы, когда воевали с арабами, потом французы, когда воевали с испанцами (в период Наполеоновских войн). В 1821 году значительный ущерб цитадели нанесло землетрясение. С 20-х годов XIX века Альгамбра почти непрерывно частями реставрируется. Примерно в те же времена там побывал американский писатель-романтик Вашингтон Ирвинг. Тамошние красоты вдохновили его на написание знаменитых "Сказок Альгамбры" - сборника, из которого Пушкин позаимствовал сюжет "Сказки о золотом петушке".

Ангкор-Ват (Камбоджа).

Ангкор - город в Камбодже, с IX по XV век являвшийся столицей империи Кхмеров. Ангкор-Ват - расположенный среди гор храмовый комплекс, который, занимая почти 2 квадратных километра, является самым большим культовым сооружением в мире.

Ангкор-Ват был построен в начале XII века царем Сурьяварманом II из династии Кхмеров. Храм имеет в высоту 65 метров, его стены покрыты сложнейшим орнаментом, а дренажная система признана чудом древнего инженерного искусства. Храмовый комплекс изначально был посвящен богу Вишну, который в индуистской божественной триаде является хранителем (Брахма в ней является творцом, а Шива - разрушителем). В XIV-XV веках Ангкор-Ват из индуистского храма превратился в буддистский, каковым остается по сей день.

В XVI веке значение Ангкор-Вата упало, однако полностью заброшен он не был. Ныне его изображение помещено на флаг Камбоджи.

Стоунхендж в британском Эймсбери. Фото с сайта wikipedia.org

Стоунхендж в британском Эймсбери. Фото с сайта wikipedia.org

Lenta.ru

Чичен-Ица (Мексика).

Чичен-Ица на языке майя значит "родник народа ица". Этот город, расположенный на полуострове Юкатан, являлся одним из важнейших центров цивилизации майя. Там располагаются пирамиды, поразительно похожие на аналогичные сооружения по другую сторону океана, в Египте.

Чичен-Ица располагается в том месте, где выходят на поверхность грунтовые воды (других источников пресной воды на лишенном рек и озер полуострове Юкатан нет). Расхожий образ в приключенческой литературе и кино - образ бурлящего водоворота, в который дикое племя бросает драгоценности, а иногда и своих пленников в качестве жертвы богам - подсказан именно ценотами Чичен-Ицы. Майя действительно приносили богам жертвы, бросая ценности в эти озера. И они действительно практиковали человеческие жертвоприношения.

В VII-X веках Чичен-Ица была одним из центров культуры майя. В этот период там появилось несколько грандиозных храмов в виде ступенчатых пирамид. Исследователи уже давно обратили внимание на то, что они очень похожи на ранние египетские пирамиды (которые тоже были ступенчатыми), а также на вавилонские культовые сооружения - зиккураты.

Некоторые полагают это совпадение неслучайным и делают вывод, что древние майя общались с египтянами и вавилонянами. Уже в XX веке путешественник Тур Хейердал даже предпринял путешествие по Атлантическому океану на папирусной лодке, стремясь доказать, что египтяне могли пересекать огромное водное пространство и встречаться с майя. Другие усматривают в схожести пирамиды Гизы и Чичен-Ицы доказательство "общих корней" майянской и египетской цивилизаций, помещая эти самые "корни" в легендарную Атлантиду.

Великая китайская стена

Строить стену для защиты от кочевых народов, живших в степях к северу от Китая, начал император Цинь Шихуанди в III веке до нашей. Этот император прославился также своим захоронением, которое охраняет целая терракотовая армия. Посмотреть на воинов из загробной стражи Цинь Шихуанди до ноября можно в московском Историческом музее - их там немного, но они производят сильное впечатление.

Стена с разрывами тянется вдоль северной границы империи Цинь и ныне является главной достопримечательностью самой густонаселенной страны мира. Китайские власти предпринимают поистине титанические усилия для защиты ее от вандалов. Для этой цели даже были учреждены специальные патрули - проконтролировать 6 тысяч километров народного достояния не так просто. Взойти на стену можно только в нескольких специально оборудованных местах. Впрочем, в отдаленных районах, где крестьяне обрабатывают поля прямо в тени грандиозного сооружения, за сходную цену они готовы приставить к стене лестницу и позволить туристу на нее забраться в том месте, где нет назойливых гидов и стражей порядка.

Еще говорят, что Великая китайская стена - это единственное творение человеческих рук, которое видно из космоса.

Тимбукту (Мали).

Название города означает "колодец Букту" (так, по легенде, звали женщину, которая выкопала первый колодец на месте, где позже вырос город). Вопреки известной песне группы "Секрет" про "Сару Барабу", никакой бухты в Тимбукту нет, поскольку он расположен вдали от моря, и бананы там не растут.

Город был основан сахарским племенем туарегов предположительно в X веке и был важным военным и торговым центром всех могущественных империй Черной Африки - Ганской, Малийской, Сонгайской.

Тимбукту находится на краю Сахары, на границе Черной и арабской Северной Африки. В древности здесь сходились караванные пути из устья реки Нигер, из Египта и из Мавритании и Марокко (а через эти страны, в свою очередь, велась торговля с Европой, прежде всего с Испанией).

Европейцы и арабы с давних времен восхищались Тимбукту и складывали легенды о его богатстве. Кроме того, город стал центром просвещения благодаря так называемому "Санкорскому университету", который считается одним из древнейших высших учебных заведений в мире. "Университет" был на самом деле мусульманским медресе, при нем была создана уникальная библиотека. Здесь причудливо смешивались исламская и местная языческая культуры.

Современный Тимбукту, - вероятно, единственный в мире город, столь бедный и при этом имеющий аэропорт международного класса, в который прибывает множество туристов. Население Тимбукту ныне составляет чуть больше 30 тысяч человек.

Петра (Иордания).

Петра - город, высеченный в скале, столица Набатейского государства - древнего ближневосточного племени, предположительно, арабского.

Собственно говоря, помимо Петры, осталось крайне мало свидетельств того, что набатеи вообще существовали. Процветание их государства продолжалось с IV века до нашей эры до 106 года нашей эры, когда Петра была захвачена римлянами.

Петра находится на высоте 850 метров над уровнем моря. Храмы, жилища, гробницы, водопровод, театр, большие храмы Эль-Хазнех и Эль-Дейр - практически все в городе высечено в скале. Петра и основавшие его набатеи многократно упоминаются в Библии.

Замок Нейшвантейн (Германия).

Название Neuschwanstein связано с Лоэнгрином, Рыцарем Лебедя из оперы Вагнера (Schwan - по-немецки "лебедь"). Это название придумал заказчик строительства замка - баварский король Людвиг II Виттельсбах, большой поклонник и главный покровитель Вагнера.

Замок расположен в необычайно живописной местности среди озер и гор на юге Баварии, недалеко от границы с Австрией. Построенный в конце XIX века, замок, разумеется, не имел никакого оборонного значения, а являл собой каприз эксцентричного и, как многие считали, сумасшедшего Людвига II. Вместе с тем, воплощенный им дух романтики и старины сделал его символом всего сказочного. В частности, именно Нейшванштейн послужил прототипом знаменитого замка Спящей красавицы в Диснейленде в Лос-Анджелесе (этот замок помещен на логотип компании Walt Disney).

Сиднейский оперный театр (Австралия).

Самое знаменитое здание Зеленого континента расположено на мысе в Сиднейской гавани. Кому-то оно напоминает нагромождение раковин, кому-то - корабль, который мчится под парусами.

Сиднейская опера занимает почти 2 гектара. Знаменитые "раковины" выложены плитками. Этих плиток больше миллиарда. "Раковины" сконструированы таким образом, что морской ветер продувает их насквозь.

Из 233 проектов здания оперы, предложенных на конкурс архитекторами со всего мира в 1954-55 годах, был выбран проект датчанина Йорна Утзона. Строительство началось в 1959 году и завершилось в 1967 году. Внутреннее убранство было завершено в 1973 году. Утзон превысил смету в 140 раз. Несмотря на то, что необычайно сложная, но и необычайно красивая конструкция произвела на всех должное впечатление, больше архитектору не поручали столь масштабных проектов.

Римский Колизей (Италия).

Слово Colloseum связано с понятием "колоссальный", которое, в свою очередь, восходит к греческому слову "колосс", означающему "большая статуя".

Амфитеатр был заложен в 75 году нашей эры императором Веспасианом из рода Флавиев. Тогда Колизей назывался "амфитеатром Флавиев". Строили его пленные евреи.

Колизей вмещал 50 тысяч человек. На арене могли одновременно сражаться 6 тысяч человек.

Колизей представлял собой сложнейшее инженерное сооружение. Под ареной находилось огромное количество помещений самого разнообразного назначения, начиная от камер, где содержались гладиаторы, и клеток для зверей и заканчивая складами оружия. Арену можно было залить водой, чтобы гладиаторы сражались не на суше, а как бы на море. По легенде, в Колизее была такая акустика, что император мог услышать слова, произнесенные шепотом в самой дальней от императорской ложи точке арены.

Некоторые исследователи придерживаются мнения, что образ Вальхаллы - места приюта погибших в бою воинов в германской мифологии - возникло под впечатлением от Колизея. Расположенные в четыре яруса внешние аркады, согласно этой версии, показались германцам дверями. Так и возникло представление о жилище воинов с бесчисленным множеством дверей.

Мачу-Пикчу (Перу).

Хотя Мачу-Пикчу часто называют "затерянным городом инков", в буквальном переводе его название означает "старая вершина". Город расположен в Андах на высоте около 2500 метров над уровнем моря.

Мачу-Пикчу был построен в первой половине XV века и считается шедевром позднеинкского зодчества. Город просуществовал меньше столетия: в 1532-33 году великая империя инков была завоевана примерно двумя сотнями испанских конкистадоров во главе с Франсиско Писарро.

Есть легенда, что в тот момент, когда Писарро вошел в Мачу-Пикчу, все его жители таинственным образом исчезли. Покинув город после завоевания в XVI веке, европейцы забыли о нем до 1911 года, когда он был заново открыт археологами. С тех пор он является одной из главных достопримечательностей Перу.

Покровский собор и Красная площадь в Москве (Россия).

По-английски храм Василия Блаженного называют St Basil's Cathedral, а Красную площадь - Red Square. Оба эти названия по сути неверны. Собор посвящен не Святому Василию, а Покрову Пресвятой Богородицы. Василием Блаженным звали юродивого, который погребен в соборе (это тот самый юродивый, который отказался молиться за "царя Ирода" Годунова в пушкинской трагедии). Что же касается Красной площади, то всем известно, что "красная" она не из-за цвета, а потому что красивая.

Каменный Кремль в Москве был построен в XIV веке, при князе Дмитрии Донском. В XV веке, при Иване III, он был перестроен при участии итальянских мастеров (жена Ивана, византийская принцесса, воспитывалась в Италии, где в то время в полном расцвете была культура Возрождения). Тогда Кремль стал краснокаменным, а зубцы на стенах приобрели вид "ласточкина хвоста". "Шатры" над башнями были надстроены в XVII веке.

В конце XV века посад к востоку от Кремля сгорел. На его месте возникла большая торговая площадь - Торг-на-Пожаре. Еще чуть дальше к востоку появилась вторая после Кремля московская крепость - Китай-город. В XVII веке Торг-на-Пожаре стали называть Красной площадью.

В 1555 году на южном краю площади по приказу Ивана Грозного начали строить собор Покрова-на-Рву в честь взятия Казани. Строительство завершилось в 1561 году. По легенде, после этого грозный царь повелел выколоть глаза зодчим Барме и Постнику, которые руководили строительством, чтобы они не смогли создать подобную красоту для другого государя.

Пирамида Хеопса в Гизе (Египет).

Фараон Хуфу (по-гречески Хеопс) правил Египтом в 2590-2568 годах до нашей эры. Его грандиозная гробница имеет форму правильной пирамиды со стороной 230 метров (таким образом, площадь основания пирамиды - почти 5,3 гектара) и вертикалью 146,7 метра (верхушка впоследствии обрушилась примерно на 10 метров).

Эта пирамида является самой большой среди большого количества аналогичных сооружений, разбросанных по долине Нила. Она построена из двух с половиной миллионов известняковых блоков весом по 2,5 тонны каждый и в древности была облицована мрамором. Пирамида строго сориентирована по сторонам света.

За исключением трех камер (в одной покоится фараон, в другой - его жена, третья была создана, чтобы сбить с толку грабителей) и соединяющей их галереи, полостей в пирамиде нет.

Ныне пирамиды Гизы являются, вероятно, самой привлекательной для туристов достопримечательностью в мире. На их градиозности и загадочности египетские власти и туроператоры ежегодно зарабатывают огромные деньги. Бесчисленные торговцы, толпящиеся у их подножья, зарабатывают гораздо меньше.

Статуи острова Пасхи (Чили).

Когда голландец Роггевен на Пасху 1722 года открыл в юго-восточной части Тихого океана небольшой остров, он, вероятно, был очень удивлен, обнаружив, что он обитаем. Это и поныне наиболее удаленный от прочих населенных земель клочок суши.

Местные жители называют остров Рапа-Нуи ("пуп Земли"). Их легенды гласят, что некогда на острове бурлила жизнь. Но потом пальмовые леса частью погибли, частью были вырублены, из-за перенаселенности случился страшный голод, на острове распространился каннибализм. Ныне население острова составляет около 2 тысяч жителей и каннибализм уже не практикуется. Хотя по происхождению островитяне являются, скорее всего, полинезийцами, в их культуре некоторые исследователи усматривают значительное влияние южноамериканских индейцев, прежде всего инков.

Вдоль всего побережья острова выстроились моаи - 997 статуй из спрессованного вулканического пепла высотой от 4 до 10 метров и весом от 20 до 90 тонн в виде вытянутых голов с выступающими подбородками и длинными ушами. На некоторые головы надеты цилиндрические "шляпы". Все статуи повернуты к океану затылком и глядят вглубь острова.

Теорий о происхождении и технике изготовления и транспортировки статуй великое множество. Датировки разнятся от IV до IX-X веков. В одном почти все ученые сходятся: статуи, скорее всего, изображают предков, древних вождей, которые покровительствуют потомкам.

Статуя Свободы в Нью-Йорке (США).

Фредерик Огюст Бартольди, французский скульптор, создавший статую, назвал ее La Liberte Eclairant Le Monde ("Свобода, освещающая мир"). В 1886 году статуя была подарена Соединенным Штатам в честь столетия независимости страны и установлена на острове в устье реки Гудзон в Нью-Йорке.

Высота статуи от земли до верхушки факела - 93 метра. До того, как в 2001 году статую закрыли для реставрации, по внутренней лестнице можно было забраться внутрь ее головы. К слову сказать, в проектировании внутренней структуры статуи принимал участие Гюстав Эйфель, создатель башни, названной в его часть.

На таблице, которую Свобода держит в руках, написано "July IV MDCCLXXVI". Это написанная римскими цифрами дата принятия Декларации о независимости США - 4 июля 1776 года.

В подножье статуи располагается музей американской свободы. При установке статуи проводились многочисленные благотворительные акции, чтобы собрать денег на строительство пьедестала. Для одного из аукционов поэтесса Эмма Лазарус написала стихотворение "Новый Колосс", которое в 1903 году было выгравировано на бронзовой табличке, которая ныне висит в музее на почетном месте. Стихотворение представляет собой речь Свободы, в которой она призывает униженных и угнетенных всего мира покинуть родину ради обретения новой надежды под ее сенью в Новом Свете.

Расположенная у входа в нью-йоркскую гавань, на протяжении десятилетий статуя Свободы была первым, что видели эмигранты, прибывая в Америку морем.

Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро (Бразилия).

Статуя высотой 38 метров установлена в лесу Тихука на вершине горы Корковадо, которая возвышается на 700 с лишним метров над Рио-де-Жанейро. Христос как бы смотрит вниз, на город, и обнимает его раскинутыми руками.

Статуя была создана по инициативе местных церковных властей и открыта в 1931 году. Проект разработал француз польского происхождения Поль Ландовски.

В октябре 2006 года, в честь 75-летия монумента, у его подножья была освящена часовня, и теперь местные жители могут крестить детей и жениться под сенью статуи, которая пользуется у них огромным почетом и любовью.

Стоунхендж в Эймсбери (Великобритания).

Это сооружение было возведено древнейшими обитателями Британских островов в три этапа между 3500 и 1100 годами до нашей эры, хотя археологи обнаружили на этом месте следы более и более древних сооружений. Таким образом, Стоунхендж является памятником позднего каменного и раннего бронзового века.

Стоунхендж состоит 82 мегалитов (камней весом по пять тонн), 30 каменных блоков по 25 тонн каждый и 5 трилитов, вес которых достигает 50 тонн.

Древние английские монахи - ученые и летописцы - связывали все величественное и загадочное на островах, в том числе и Стоунхендж, с именами короля Артура и колдуна Мерлина. В XVII веке было высказано предположения, что Стоунхендж построили кельты и что он связан с друидическим культом. Современные ученые склоняются к тому, что для кельтов Стоунхендж был такой же загадкой, как для нас.

Камни расположены в виде разомкнутого круга. Если встретить среди камней рассвет дня летнего солнцестояния, можно обнаружить, что первые лучи восходящего солнца падают на камень в центре точно через то место, где размыкается круг. Других подобных явлений, связанных со Стоунхенджем, великое множество.

Современные специалисты высказывают осторожные предположения, что Стоунхендж являлся местом поклонения, связанным с культом воды. Точнее что-либо сказать никто не может.

Тадж-Махал в Агре (Индия).

Тадж-Махал ("Корона дворца") - титул Арджуманд Бану, любимой жены Шах-Джахана, правителя Индии из династии Великих Моголов, жившего в XVII веке. Знаменитый комплекс в Агре представляет собой мавзолей царя и его жены.

Великие Моголы были мусульманскими правителями многоконфессиональной Индии. Считается, что образцом для Тадж-Махала послужила персидская и среднеазиатская архитектура, расцветшая при Тамерлане и его потомках. Наиболее вероятным автором проекта мавзолея называют перса Устада Ису. Строительство началось в 1629 году и продолжалось 22 года.

Мавзолей расположен посреди сада площадью больше 300 квадратных метров. Через сад от ворот до самой усыпальницы тянется длинный узкий бассейн. Собственно усыпальница в плане представляет собой квадрат со скошенными углами, во внутреннем помещении находятся кенотафы (ложные захоронения), а настоящие захоронения Шах-Джахана и Тадж-Махал находятся в потайной камере.

Стены мавзолея выложены мрамором и инкрустированы тысячми драгоценных и полудрагоценных камней.

Храм Кёмидзу-дэра в Киото (Япония).

Полное название храма звучит "Отовасен Кёмидзудэра", что в переводе означает "храм чистой воды". Внутри храмового комплекса располагается 13-метровый водопад Отова-но-таки, в честь которого и назван храм. В прежние времена пилигримы прыгали с водопада. Многие выживали. Ныне такие прыжки строго запрещены.

Храм относится к буддистской школе хоссо. Он был основан в 798 году. В нынешнем виде комплекс сформировался в XVII веке. Почти все конструкции в нем деревянные.

Кёмидзу-дэра является одним из самых почитаемых японских храмов. Он расположен в Киото, который в течение тысячи лет, начиная с VIII века, был резиденцией японских императоров и культурным центром Японии. В 1945 году американский специальный комитет, занимавшийся выбором целей для первых ядерных бомбардировок, рассматривал город в качестве одной из таковых. Бомбить Киото строго-настрого запретил военный министр Генри Стимсон, который восхищался городом, и в частности Кёмидзу-дэра, с тех пор, как провел там свой медовый месяц.

Айя-София в Стамбуле (Турция).

Первый и единственный иудейский храм, именуемый просто Иерусалимским храмом, по легенде, построил царь Соломон. Это было грандиозное сооружение. В 537 году, когда строительство собора Святой Софии в Константинополе было завершено, заказчик строительства, император Юстиниан, войдя в него, по легенде, произнес: "Соломон, я превзошел тебя!".

Строительство собора продолжалось всего пять лет, что по тем временам совсем немного для столь грандиозного сооружения, и стоило Византийской империи, по некоторым подсчетам, около трех ее годовых бюджетов.

В плане храм представляет собой крест. Высота центрального купола - 55 метров, его диаметр - 33 метра.

Звание крупнейшего христианского храма в мире у Святой Софии отняла только базилика Святого Петра в Ватикане, построенна в XVI веке при участии лучших мастеров итальянского возрождения. Но Святая София к этому времени перестала быть христианским храмом: в 1453 году турки-османы султана Мехмеда II захватили Константинополь. Кресты на соборе были заменены на полумесяцы, к ней пристроили минареты, а фрески замазали штукатуркой. Святая София превратилась в мечеть.

По легенде, в тот момент, когда турки ворвались в собор, там шло богослужение. Священник, стоявший перед алтарем, просто исчез, а когда над Святой Софией опять воздвигнет крест, он снова появится и доведет до конца прерванную завоевателями службу.

В 1935 году основатель современной, светской Турции президент Кемаль Ататюрк своим декретом превратил Айя-Софию в музей. Фрески были очищены от штукатурки (которая, как выяснилось, способствовала тому, что они превосходно сохранились) и ныне соседствуют с щитами, на которых написаны цитаты из Корана.

В 2006 году в храме были возобновлены мусульманские богослужения.

Эйфелева башня в Париже (Франция).

Башню спроектировал инженер Гюстав Эйфель, ранее принимавший участие в создании статуи Свободы. Она строилась с 1887 по 1889 году и на Всемирной выставке 1889 года использовалась как входная арка.

Башня имеет в высоту 300 метров (плюс 22 метра телеантенны). Общий вес металлических конструкций превышает 7 тысяч тонн. Чтобы пешком дойти до верхней площадки, нужно преодолеть 1792 ступени. До строительства Empire State Building в Нью-Йорке в 1931 году Эйфелева башня была самым высоким сооружением в мире.

Строительство башни окупилось в течение первого года ее существования за счет продажи входных билетов. Ныне башня принимает примерно по 5 миллионов посетителей в год.

Согласно знаменитой байке, писатель Ги де Мопассан терпеть не мог Эйфелеву башню и считал, что она уродует облик Парижа, но при этом предпочитал обедать в ресторане на одной из площадок башни. На вопрос, почему так, он якобы ответил: "Просто это единственное место во всем Париже, откуда не видно эту ужасную груду железа".

Руслан Кадрматов, Артем Ефимов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше