Преемники и тишина "Лента.Ру" и компания "Медиалогия" изучили, как в марте освещалась деятельность возможных сменщиков президента

В отличие от февраля, март не ознаменовался событиями, способными поменять расстановку сил среди вероятных преемников президента. Тем любопытней результаты этого месяца - кандидаты показали, на что способны в условиях информационного штиля. А наблюдатели получили возможность оценить, к каким результатам привели февральские перестановки в правительстве.

Две когорты

Как свидетельствуют данные информационно-аналитической системы "Медиалогия", среди политиков, которых эксперты называют возможными преемниками Владимира Путина, повышенным вниманием у журналистов пользовались четыре фигуры: первый вице-премьер Дмитрий Медведев и другой первый вице-премьер Сергей Иванов, а также премьер Михаил Фрадков и спикер Госдумы Борис Грызлов. По количеству упоминаний в СМИ они со значительным отрывом опережали других потенциальных претендентов. Так, на телевидении из представителей первой четверки чаще других упоминался Фрадков (261 раз), следом за ним следовали Грызлов (221) и Медведев (194), а замыкал список Иванов (179).

Даже самый популярный кандидат второй очереди - губернатор Петербурга Валентина Матвиенко - по числу упоминаний в СМИ более чем в три раза отставал от последнего политика первой четверки. О Матвиенко российские телеканалы в марте вспоминали 47 раз. В 20-30 новостях на ТВ звучали имена министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, президента ОАО РЖД Владимира Якунина и вице-премьера Сергея Нарышкина. Менее десяти раз в эфире появлялись приволжский полпред Александр Коновалов и глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов. Низкая частота цитирования свидетельствует, по всей видимости, о том, что никто из этих политиков пока не рассматривается властью как реальная замена нынешнему главе государства.

Первая четверка

Данные за март свидетельствуют о том, что благословение Кремля на кандидатство получили не все политики первой четверки. Несмотря на двукратный рост числа упоминаний на ТВ (со 100 в феврале до 220 в марте), что позволило Борису Грызлову стать вторым по популярности возможным кандидатом в президенты (после Михаила Фрадкова), переводить его в преемники первой очереди пока рано. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что в марте он становился главным героем всего 27 сюжетов на телевидении. Это даже немного меньше, чем в коротком феврале (тогда о Борисе Грызлове вышло 36 теленовостей), и гораздо меньше аналогичных показателей Дмитрия Медведева и Сергея Иванова. Куратор нацпроектов в марте стал главным героем 86 сообщений на телевидении, бывший министр обороны - 90 теленовостей.

Теленовости о деятельности Михаила Фрадкова в марте встречались даже чаще, чем сообщения об Иванове и Медведеве. Всего было показано 114 таких сюжетов. Однако сам по себе этот факт не позволяет причислить Фрадкова к числу самых вероятных преемников Путина. Во-первых, было бы странно, если о премьере - фактически втором человеке во властной иерархии - на ТВ упоминали реже, чем о его замах. Во-вторых, март оказался для премьера богат на события. Ему пришлось изрядно поколесить по стране и миру. Начал Фрадков с поездки во Владивосток, из которого отправился в Ташкент, после чего побывал в Якутии и Африке, летал в Минск. А завершился месяц поездкой в Казахстан. Премьер дважды встречался с президентом. Участия главы правительства потребовали лекарственный кризис, взрыв на шахте "Ульяновская", "жесткая посадка" Ту-134 в Самаре. Он же подписывал договор о границе с Латвией.

И наконец, в феврале и марте наблюдатели и СМИ продолжали относить Фрадкова к преемникам второй очереди. Перевод Фрадкова в "первую лигу" обязательно сказался бы на информационном поле. Однако в марте телеканалы говорили о Фрадкове примерно столько же, сколько и месяц назад. Необычно высокое внимание к личности премьера проявил только один канал - "Россия". На этой "кнопке" Фрадков фигурировал в 92 новостях тогда, как Иванов и Медведев в 47 и 37 новостях соответственно. Подобного разрыва между главой правительства и его заместителями не наблюдалось ни на одной другой федеральной "кнопке" - "Первый канал" и НТВ уделяли премьеру и его замам примерно одинаковое внимание. Конечно, не стоит недооценивать проявляемую время от времени телеканалом "Россия" прозорливость. Однако пока отсутствует единый тренд на всех госканалах, едва ли целесообразно говорить об изменении статуса премьера.

Основные претенденты

Статистика за март свидетельствует о том, что на привилегированном счету у всех федеральных "кнопок" находятся лишь две политических фигуры - первые вице-премьеры Дмитрий Медведев и Сергей Иванов. То, что им уделяется аномально высокое внимание, становится понятно, если сравнить статистику появления этих политиков на ТВ со статистикой Сергея Нарышкина. Его должность (вице-премьер) отличается от постов Дмитрия Медведева и Сергея Иванова только одним словом (последние являются "первыми вице-премьерами"), однако по количеству упоминаний в марте политиков разделяла восьмикратная пропасть.

В марте Дмитрию Медведеву удалось взять реванш за февраль, когда он появлялся в теленовостях почти в два раза реже бывшего министра обороны. В прошлом месяце куратор нацпроектов лидировал и по количеству упоминаний в СМИ, и по такому показателю, как индекс благоприятствования (этот показатель оценивает вклад СМИ в имидж политика, учитывает эмоциональную направленность сообщения, конфликтность контекста, авторитетность источника информации и другие критерии; измеряется в условных единицах). Так, на телевидении Медведев фигурировал в 194 новостях, а Иванов - только 179. Еще больше разрыв оказался в прессе, где влияние государства ощущается гораздо слабее, чем на ТВ. Газеты и журналы упоминали куратора нацпроектов 196 раз, бывшего министра обороны - 162 раза. На телевидении индекс благоприятствования у Медведева составил 660 единиц, у Иванова - 644 единицы. В прессе этот показатель составил 522 и 420 единиц соответственно.

Каким образом Медведеву удалось обойти Иванова?

Куратор нацпроектов оказался причастен к большему числу интересных для СМИ информационных поводов. Он начал месяц с того, что провел пресс-конференцию в интернете. Серьезную аудиторию эта новость привлекла прежде всего своим контекстом - в прошлом году такую же пресс-конференцию дал президент. Многих интернет-пользователей онлайн-интервью заинтересовало возможностью задать серьезному политику несерьезный вопрос. В результате, первая группа оказалась немного разочарована - Медедев ограничил тематику пресс-конференции проблемами нацпроектов. А вторая пришла в полный восторг, поскольку услышала ответы на некоторые особенно сильно волнующие ее вопросы, в частности о перспективах преподавания "олбанского языка" в школах. Чуть позже по личной просьбе президента Медведеву пришлось вмешаться в два конфликта, которые широко освещались в прессе, - в кризис с льготными лекарствами и продажу прав на футбольные трансляции спутниковому оператору "НТВ-Плюс". Определенный интерес у СМИ вызвало и участие Медведева в межотраслевой конференции "Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия", во время которой куратор нацпроектов сделал несколько заявлений о перспективах перевода российского телевидения на цифровое вещание.

Гораздо менее понятны рядовым россиянам были многие инициативы, с которыми в марте выступал бывший министр обороны. В минувшем месяце Сергей Иванов говорил о необходимости создания в России Объединенной судостроительной корпорации, о перспективах развертывания орбитальной группировки и наземных опорных систем распространения сигнала ГЛОНАСС. От Иванова россияне узнали о разработке энергостратегии до 2020 года, которая предусматривает сокращение доли газа в топливном балансе электроэнергетики. Некоторые из заявлений Иванова и могли привлечь рядовых россиян, однако не содержали никакой конкретики. Таковыми оказались, в частности, призыв заботиться о телефонизации страны и требование, чтобы к 2015 году в стране не осталось населенных пунктов без телефона. В Калуге бывший министр обороны в ультимативной форме попросил довести результаты космической деятельности до конкретного потребителя, однако не уточнил, как это сделать.

Характерно, что ни об одном предложении Иванова ничего не сообщил таблоид "Твой день", ориентированный на максимально широкую аудиторию. Из новостей о Медведеве издание привлекли пресс-конференция с интернет-пользователями, ситуация с футбольными трансляциями и одно из заявлений Медведева. Более серьезные СМИ с независимой редакционной политикой за работой Иванова следили куда внимательнее, но и в них бывший министр обороны упоминался реже куратора нацпроектов. Такая картина наблюдалась, в частности, в "Коммерсанте", в информационных программах "Эха Москвы" и новостях "Газеты.Ру". В этих СМИ куратор нацпроектов обошел бывшего министра обороны и по такому показателю, как индекс благоприятствования, причем в некоторых случаях с очень серьезным отрывом (разница в полтора раза наблюдалась в "Коммерсанте", трехкратный разрыв был зафиксирован в новостях на "Эхе Москвы").

Принципиально иной оказалась ситуация на некоторых государственных телеканалах. Так, на "России" индекс благоприятствования у Иванова оказался на 40 единиц выше, чем у Медведева, на "Первом канале" этот показатель у первых вице-премьеров был примерно на одном уровне, и лишь на НТВ индекс Медведева превысил индекс Иванова. В целом же телестатистика за март свидетельствует о том, что для некоторых государственных СМИ Иванов стал явно милее Медведева. Но следует ли говорить об устойчивой тенденции или все еще ощущается влияние февраля, когда Сергей Иванов был неожиданно повышен в должности, станет понятно не раньше, чем по итогам апреля.

Число сообщений о президенте и его возможных преемниках на телевидении

Уровень информационного благоприятствования к политикам на телевидении

Уровень информационного благоприятствования к политикам в прессе

Владимир Моторин

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше