Холодный мир Россия разрешила себе и другим наращивать обычные вооружения в Европе

В ночь с 12 на 13 декабря 2007 года Россия выйдет из Договора об обычных вооружениях в Европе, известном как ДОВСЕ. Разговоры об этом шли уже несколько лет, но до конкретных действий дело дошло только в этом году. Не последнюю роль сыграло в этом решение США разместить у границ России элементы своей противоракетной обороны, хотя напрямую оба эти события Москва старается не связывать.

Впервые на высоком уровне о выходе из ДОВСЕ заговорили в январе 2006 года, когда тогдашний министр обороны Сергей Иванов предположил, что Москва может покинуть договор, если ее западные партнеры продолжат проявлять неуступчивость. Спустя год с аналогичным предупреждением выступил начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Юрий Балуевский.

Владимир Путин заявил о намерении России покинуть ДОВСЕ в конце апреля 2007 года, выступая перед Федеральным собранием. Последний шанс договориться был у сторон в мае на совместной конференции, которая не принесла абсолютно никаких результатов. В результате 13 июля президентским указом был введен 150-дневный мораторий на исполнение российских обязательств по ДОВСЕ, срок которого как раз истекает в ночь на 13 декабря.

За этот период соответствующий законопроект был внесен в Госдуму, рассмотрен ею и одобрен, а затем утвержден Советом Федерации. Все это время дипломаты, в первую очередь, глава МИД РФ Сергей Лавров и его американская коллега Кондолизза Райс, пытались найти компромисс, но не преуспели в этом.

ДОВСЕ был подписан в 1990 году в Париже участниками Варшавского договора и НАТО. По его условиям каждой из сторон разрешалось иметь строго определенное количество обычных вооружений, к которым были отнесены танки, боевые бронированные машины, артиллерия с калибром свыше 100 миллиметров, а также боевые самолеты и вертолеты. Кроме того, ограничения были наложены на вспомогательные средства ведения боя, включая танковые мостоукладчики, БМП, БТР, учебно-тренировочные самолеты, вертолеты боевого обеспечения и невооруженные транспортные вертолеты.

Договор должен был вступить в силу в конце 1992 года, но спустя год после его подписания в Европе случились важные геополитические изменения: исчез Советский Союз, а вместе с ним и весь Варшавский блок. Советская квота была поделена по Ташкентскому соглашению 1992 года между восемью бывшими советскими республиками, включая Россию.

За отсутствием коммунистического блока на востоке Европы договор требовал пересмотра уже не на блоковой, а на национально-территориальной основе. По оценкам российского министерства обороны, поскольку военный потенциал РФ оказался меньше по сравнению с СССР и его союзниками, то НАТО с учетом его новых членов значительно превысило свою квоту, что привело к появлению дисбаланса, угрожающего стратегической безопасности России.

В 1999 году на Стамбульской конференции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) было подписано соглашение об адаптации ДОВСЕ. Численность российских вооружений сохранялась на уровне 1992 года, однако, фланговые квоты России в северо-западном и северокавказском регионах были существенно увеличены в связи с намерением бывших прибалтийских республик вступить в НАТО и ведением боевых действий в Чечне.

Новое соглашение было подписано 30 государствами по сравнению с первоначальными 16 подписантами ДОВСЕ. Однако адаптированный договор ратифицировали только Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия, вследствие чего он так и не вступил в силу. Проблема оказалась в возникших разночтениях текста документа: западные страны утверждают, что в рамках обновленного ДОВСЕ Россия должна вывести свои войска из Грузии и Приднестровья, тогда как в Москве считают этот вопрос регулирующимся соответствующими двусторонними соглашениями, которые никак не связаны с ДОВСЕ.

В апреле 2004 года в НАТО вступили еще семь восточноевропейских государств, что привело к нарастанию военно-стратегического дисбаланса. В связи с этим Россия стала требовать дополнительных корректировок ДОВСЕ, который становился все более нежизнеспособным. По мнению Балуевского, в нынешним виде договор допускает не только дальнейшее расширение НАТО на восток, но и не накладывает ограничений на дислокацию американских вооруженных сил в Европе, в то же время позволяя "осуществлять постоянный мониторинг состава и состояния российской группировки вооруженных сил в европейской зоне".

Сложившаяся ситуация вынудила Россию подготовить своим партнерам по ДОВСЕ внушительный список претензий. В частности, в Москве считают необходимым присоединение к договору Латвии, Литвы и Эстонии, которые, в свою очередь, не считают себя к нему причастными, подчеркивая, что были оккупированы Советским Союзом.

Кроме того, Россия полагает необходимым снижение суммарной численности обычных вооружений стран НАТО до уровня, существовавшего на момент вступления в альянс новых членов. Важным условием в Москве считают отмену фланговых ограничений для территории России, что позволит ей гибко распоряжаться имеющимися вооружениями, что особо важно в связи с запланированным появлением американских военных баз в Болгарии и Румынии.

Отдельным пунктом российские дипломаты указывают на отказ стран НАТО ратифицировать принятые в Стамбуле договоренности, что, по мнению Москвы, означает нежелание западных партнеров считаться с интересами России. Говоря о НАТО, в Кремле подразумевают главного члена альянса - США. Слова Путина о том, что выход США из договора по противоракетной обороне не мог остаться без реакции со стороны России, позволяют считать мораторий на ДОВСЕ составной частью обещанного президентом "асимметричного ответа" Вашингтону.

Реакция Запада на российский мораторий оказалась достаточно вялой, учитывая, что обе стороны уже не раз высказывали свои позиции по этому вопросу. Представитель НАТО выразил сожаление по поводу этого шага, уточнив, что в Брюсселе надеются на то, что Россия воздержится от дальнейших односторонних мер, а в Госдепартаменте США многозначительно назвали мораторий "ошибкой".

В России подчеркивают, что замораживание действия договора не означает выход из него. В то же время это позволит Москве передвигать свои войска по европейской части страны без оглядки на ограничения, а также избавит Минобороны РФ от визитов западных инспекторов. Один из высокопоставленных российских военных отметил, что Россия не пока не рассматривает увеличение военной группировки в западных армейских округах, оговорившись, что "все зависит от того, как будут вести себя страны НАТО".

Но российский мораторий как раз развязывает руки странам альянса, которых формально уже ничто не будет удерживать от перегруппировки своих войск в соответствии с их текущими потребностями. Так что воображаемая линия фронта в ближайшее время начнет приобретать новые очертания, хотя и дипломаты и военные отдают себе отчет в том, что этой линии так и следует оставаться лишь на планах командно-штабных учений.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше