Трое лишних Президентская кампания в России приобретает исторически законченные формы

В понедельник, 24 декабря, в России завершилось выдвижение кандидатов на президентский пост. Участие в кампании продолжают шесть претендентов - четыре от партий и два самовыдвиженца. "Единая Россия" на своем съезде 17 декабря поддержала первого вице-премьера Дмитрия Медведева, КПРФ и ЛДПР выдвинули своих лидеров - Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского, от СПС в кампании принимает участие Борис Немцов, который входит в руководство партии. Инициативными группами граждан в президенты выдвинуты экс-премьер, лидер НДС Михаил Касьянов и глава Демократической партии России Андрей Богданов. Кандидатам от входящих в Думу партий не надо будет собирать необходимые для окончательной регистрации 2 миллиона подписей, остальные претенденты должны представить их в ЦИК до 16 января.

Главная интрига предстоящих президентских выборов разрешилась еще 17 декабря на съезде "Единой России", когда кандидатом в президенты от крупнейшей партии страны был выдвинут Дмитрий Медведев. Ранее о его поддержке заявил президент Владимир Путин. Фигура Медведева считается компромиссной как для различных групп внутри Кремля, так и для взаимоотношения России с западными странами.

Западные аналитики особо отмечают, что Медведев принадлежит к тому поколению российских политиков, которое не делало карьеру в рамках советской системы. И пусть факт этот объясняется возрастом, все же иметь дело с теми, кто "не отягощен грузом тоталитарного прошлого", лидерам Запада легче. К тому же Медведев, насколько известно, не имел отношения к спецслужбам, а потому вполне подходит на роль либерала, с которым можно связать надежды на демократизацию российской политической системы.

Участие в президентской кампании лидера коммунистов Геннадия Зюганова, будучи фактом, на первый взгляд, само собой разумеющимся, в действительности крайне важно для Кремля. Ведь если бы глава КПРФ, по примеру председателя "Яблока" Григория Явлинского, объявил выборы не легитимными и отказался в них участвовать, кампания бы, по сути, сорвалась. Даже формально КПРФ - вторая партия в Думе, ее реальное влияние в обществе, видимо, еще более значительно.

Борис Немцов. Фото AFP

Борис Немцов. Фото AFP

Lenta.ru

Некоторые эксперты продолжают называть КПРФ единственной настоящей партией современной России, с постоянным электоратом и программными установками. Развалить ее не удалось ни "Родине" на выборах 2003 года, ни "Справедливой России" в ходе прошедшей парламентской кампании. Уйди Зюганов в глухую непримиримую оппозицию, и речи о гладких и предсказуемых выборах, наподобие думских, уже бы не шло. Поэтому кажущееся банальным решение Зюганова участвовать в президентских выборах в действительности выглядит как успех Кремля. Собственно, легитимность предстоящего голосования в глазах граждан страны во многом и обеспечивается участием давнего оппонента власти в президентской гонке. В противном случае, население могло бы прийти к тем выводам, которые сделали ПАСЕ и ОБСЕ по поводу выборов в Думу, назвав их нечестными.

В общем, Зюганов остается весьма удобным для Кремля спарринг-партнером, готовым бороться, но не стремящимся к победе. А КПРФ в целом продолжает служить основой конструируемого в стране политического механизма, обеспечивающего определенную стабильность государства благодаря искусственному "подмораживанию" политического поля. Нечто подобное существовало в послевоенной Японии, где монополия на власть сохранялась в руках правящей "Либерально-демократической партии" несмотря на существование оппозиции. В Италии после 1948 года влиятельная компартия также не могла прийти к власти, сколько бы голосов ни набрала на выборах.

Михаил Касьянов. Фото Николая Данилова

Михаил Касьянов. Фото Николая Данилова

Lenta.ru

Участие в президентской кампании Владимира Жириновского можно рассматривать как доказавшую эффективность страховку на случай неожиданностей. Лидеру ЛДПР уже больше пятнадцати лет удается собирать часть политически активного оппозиционного электората, который, в противном случае, мог уйти действительным оппонентам Кремля.

Один из лидеров СПС Борис Немцов и глава НДС, экс-премьер Михаил Касьянов, по оценке наблюдателей, все перипетии и подводные камни регистрации в качестве кандидатов в президенты не пройдут. СПС, который принято считать "партией крупного капитала", испытывает, тем не менее, финансовые трудности. А потому собрать в срок 2 млн. подписей Немцов, скорее всего, не сможет. Под конец парламентской кампании он позволил себе личные выпады в адрес президента Владимира Путина, вследствие чего ожидать снисходительного отношения тех, кто будет эти подписи проверять, не стоит.

Выдвижение Немцова, по всей видимости, мыслилось руководством СПС лишь как создание массы информационных поводов напомнить о существовании партии, от проекта реанимации которой решено не отказываться. Вряд ли "Союз правых сил" претендует сейчас на нечто иное, учитывая разгромный результат на парламентских выборах (0,96 процента). Тем более что автоматическое переизбрание прежнего руководства, ушедшего было в отставку после поражения, говорит о дефиците кадров и идей. Из заявлений Немцова в ходе кампании будет ясно, продолжает ли СПС фронду или пытается вернуться в рамки системной оппозиции.

Вероятность того, что, придя второго марта на избирательные участки, граждане России обнаружат в бюллетене фамилию Касьянова, весьма невелика. Хотя ходили разговоры о том, что между ним и Кремлем существует некая коммуникация, все же бывший премьер остается сильным раздражителем для нынешней властной элиты. В конце концов, после того, как Касьянов был выставлен в государственных СМИ в самом неприглядном свете, регистрация его в качестве претендента на высший пост в стране выглядела бы нелогично. Во избежание недоразумений подобных кандидатов стараются отсекать на дальних подступах. На всякий случай.

Андрей Богданов. Кадр "Первого канала"

Андрей Богданов. Кадр "Первого канала"

Lenta.ru

Участие в выборах Андрея Богданова, не успевшего собрать съезд своей партии и ставшего самовыдвиженцем, пока можно рассматривать лишь как пиар-акцию. Хотя Демократическая партия сообщает, что уже приступила к сбору двух миллионов подписей, похоже, этим участие ее лидера в выборах и ограничится. Впрочем, Богданов, до сих пор известный, да и то не широко, скорее как политтехнолог, чем политик, антипатии в Кремле не вызывает. В 2005 году именно он участвовал в операции, не позволившей Касьянову занять место главы ДПР. Поэтому всякое может быть. Однако лозунг вступления в Евросоюз, несмотря на всю привлекательность для потенциальных туристов, вряд ли поможет ему собрать на выборах больше, чем получила возглавляемая им партия (0,13 процента).

Итак, судьба трех из шести кандидатов в президенты, скорее всего, незавидна. Если Немцов, Касьянов и Богданов останутся за бортом, то президентская кампания в России приобретет исторически законченные формы. Кандидату от власти будут противостоять все те же Зюганов и Жириновский.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше