Ограниченная война Турецкая армия вторглась в северный Ирак

Поздно вечером в четверг, 21 февраля, турецкая армия вторглась в северный Ирак, начав "ограниченную операцию" по ликвидации боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК) и их опорных баз. Поводом послужили вооруженные вылазки курдских сепаратистов на турецкую территорию. К 25 февраля турецкие военные продвинулись в глубь иракской территории на 25 километров. Сроки окончания операции пока неизвестны. Турецкие военные заявляют, что уйдут из Ирака, как только выполнят поставленные задачи.

По некоторым данным, для поведения операции отмобилизованы 10 тысяч турецких солдат. Из них от 4 до 5 тысяч были задействованы непосредственно в первые часы вторжения. В наступлении также участвует 60 танков. Продвижение подразделений поддерживает артиллерия, обстреливающая позиции и укрепления курдских сепаратистов, и авиация. Туркам противостоят примерно 4 тысячи вооруженных боевиков. Сплошного фронта нет, курды действуют небольшими мобильными группами. Отдельные боевые столкновения проходят в приграничных областях Закхо (Zakho) и Хакурк (Hakurk).

Данные о потерях с обеих сторон разнятся. Так в понедельник турецкое командование объявило о том, что за четыре дня боев были уничтожены 170 вооруженных членов Рабочей партии Курдистана, при этом в расчет не принимаются боевики, "нейтрализованные", по словам турецких военных, в ходе авиаударов и артобстрелов. Было ликвидировано 63 опорные точки, а также некоторое количество схронов с оружием. Со своей стороны, турки потеряли убитыми от 8 до 15 военнослужащих.

Между тем, по данным представителей РПК, в боевых столкновениях погибли 24 турецких солдата, из них двое якобы были убиты в ходе вылазок на турецкую территорию. Кроме того, курды утверждают, что им удалось сбить один из турецких боевых вертолетов. Турецкое командование признало потерю вертолета, однако официально пока не подтвердило, что он был сбит. На месте, по последним данным, работает экспертная группа.

Тем не менее, курдские сепаратисты, кажется, не могут оказать серьезного сопротивления регулярным турецким войскам. По данным турецкой стороны, они отступают на юг. Чтобы отрезать им путь ко спасению турецкое командование отправляет вглубь Ирака небольшие специальные подразделения. Телевидение показывает кадры садящихся в вертолет спецназовцев, которые делают пальцами знак победы "V". Одним из девизов кампании стала фраза "спецназ повсюду".

Под напором турецкой армии боевики Курдской рабочей партии решили изменить тактику. Они заявили, что перенесут боевые действия на турецкую территорию, что фактически означает усиление террористической активности, жертвами которой станет мирное турецкое население.

Турецкие солдаты. Фото AFP

Турецкие солдаты. Фото AFP

Lenta.ru

Один из лидеров Рабочей партии Курдистана, Бахоз Эрдал (Bahoz Erdal) призвал проживающих в Турции курдов поднять восстание. "Если они хотят уничтожить нас, мы должны сделать жизнь в их городах невыносимой, - заявил Эрдал. После этих заявлений в Стамбуле власти усилили меры безопасности, на улицах появились бетонные заграждения и блокпосты. Тем не менее объявленная курдскими боевиками "война нервов" пока не в состоянии помешать турецкой армии и не внесла страха и раскола в турецкое общество.

В большинстве своем турки поддерживают операцию против курдских боевиков. Общество было заблаговременно подготовлено к подобным событиям. Начиная с осени 2007 года правительство Реджепа Тайипа Эрдогана неоднократно заявляло, что рано или поздно, но приграничная операция в иракском Курдистане неизбежна. В октябре 2007 года парламент страны одобрил закон, разрешающей турецкой армии в течение года начать вторжение. Время его проведения и длительность военные могли определить по своему усмотрению.

Кроме того, власти развернули широкую пропагандистскую кампанию. В обществе сознательно создавалось представление, что участие каждого молодого человека в войне против курдских террористов является священным долгом перед страной. Турецкие СМИ сообщают о погибших в боях солдатах как о национальных героях. Их похороны проходят в торжественной обстановке и сопровождаются троекратным воинским салютом. На этом фоне поощрялось развитие националистических, пантюркских настроений, согласно которым курды не имеют право на национальную независимость, поскольку просто являются "горными турками".

Таким образом, пока очевидное преимущество находится на стороне Турции. По данным турецкого командования, наземная операция развивается по плану. Ожидается, что через несколько дней центр операции будет перемещен в горные районы вокруг хребта Кандиль (Kandil), где находится "гнездо сепаратистов", штаб курдских боевиков, ликвидация которого является главной целью спецоперации. Сложность в том, что Кандиль удален от турецкой территории уже не на 25, а на 100 километров, и находится на ирано-иракской границе.

Похороны турецкого солдата, погибшего в ходе операции в иракском Курдистане. Рядом с гробом видные политики и высшие армейские чины. Фото AFP

Похороны турецкого солдата, погибшего в ходе операции в иракском Курдистане. Рядом с гробом видные политики и высшие армейские чины. Фото AFP

Lenta.ru

Иран и сам борется с курдскими сепаратистами, проживающими на его территории, которые объединены в аналог Рабочей партии Курдистана - Партию свободной жизни в Курдистане (Pejak). Тем не менее проведение военной операции на иранской границе может повысить общую напряженность в регионе с учетом того, что военные действия Турции поддерживают США. Иран уже заявил, что укрепляет свою северную границу дополнительными воинскими формированиями. Таким образом, операция в удаленных горах Кандиль может затянуться. Эксперты называют разные сроки: от двух недель до месяца и даже больше.

Не менее важно, что будет потом. Потому что, если в непосредственной близости от своих границ Турция может отслеживать развитие ситуации и оперативно отвечать на действия боевиков, то на удалении 100 километров, тем более в горах, это становится проблематичным. Возникает резонный вопрос, не будет ли операция в горах Кандиль напрасной, поскольку спустя некоторое время там вновь могут обосноваться боевики? Ответ на этот вопрос достаточно неоднозначен.

По данным ряда экспертов, на которых ссылается турецкое издание Today's Zaman, после зачистки приграничных районов Турция планирует организовать на территории северного Ирака буферную зону, чтобы предотвратить повторение вооруженных вылазок на свою территорию. Кроме того, в иракских областях Закхо и Хакурк могут быть организованы турецкие военные базы. Одна из таких баз уже существует в иракском городе Бамерни (Bamerni) на границе с Турцией. То есть турки не собираются уходить.

Какова будет реакция иракского руководства и, в частности президента-курда Джалаля Талабани, предсказать сложно. Еще на стадии обсуждения возможной военной операции на своей территории правительство Ирака дало понять, что расценивает действия Турции как нарушение своего суверенитета. Начиная военные действия, Турция особенное внимание уделила дипломатическим тонкостям. Так, премьер Эрдоган подчеркнул сразу после вторжения, что действия турецкой армии направлены исключительно против террористов и что "братьям-иракцам, гражданским лицам и нашим друзьям нечего боятся".

Однако одно дело ограниченная во времени спецоперация против боевиков, другое - создание на территории соседнего государства буферной зоны и военное присутствие. Иракское правительство уже заявило, что "операция должна закончиться как можно быстрей". Даже США, которые открыто подержали Турцию, устами государственного секретаря Кондолиззы Райс и главы Пентагона Роберта Гейтса заявили, что Турция должна покинуть Ирак, как только военные выполнят поставленные перед ними задачи, и что операция должна быть короткой и целенаправленной.

Жещина-боевик Рабочей партии Курдистана. Фото AFP

Жещина-боевик Рабочей партии Курдистана. Фото AFP

Lenta.ru

Как США, которые сами намереваются выводить войска из Ирака, отреагируют на постоянное военное присутствие турецких войск на севере страны, сказать сложно. Сейчас Турция для американцев крайне важна. Через ее территорию проходит 70 процентов поставок для войск США, дислоцированных в Ираке. Турция - один из главных стратегических партнеров США в регионе, которая помогает поддерживать стабильность. Как быть, когда из стабилизирующего фактора она неожиданно превратится в фактор возможной дестабилизации?

Конечно, без поддержки со стороны Ирак слишком слаб, чтобы отстаивать свои права и влиять на более сильную в политическом и военном отношении Турцию. И если турки при содействии США решат остаться в северном Ираке, они останутся: как известно, сильный всегда прав. Однако насколько эффективно это окажется в борьбе с курдским сепаратизмом - вопрос открытый.

Обозреватель немецкого радио ARD-Hoerfunkstudio в Стамбуле Ульрих Пик (Ulrich Pick), считает, к примеру, что попытка покончить с курдским сепаратизмом военным путем нереалистична и не имеет никаких шансов на успех. По его мнению, гораздо более эффективным был бы путь интеграции курдов - горных турок - в турецкое общество, чтобы Турция стала им родиной. На данный момент в юго-восточных областях Турции, где компактно проживают курды, курдский язык не имеет статуса второго официального языка. В стране нет ни курдской радиостанции, ни телеканала на курдском языке.

С другой стороны, европейское стремление все гармонизировать и привести все стороны к согласию случае с Турцией может и не сработать. Совсем не очевидно, что, получив больше свобод курды захотят остаться в составе Турции и не будут угрожать территориальной целостности государства. Вооруженную борьбу за независимость они ведут на протяжении вот уже более 20 лет. За это время ее жертвами стали 37 тысяч человек. Все это свидетельствует, скорее, об их несговорчивости. Турция решила действовать силой. Тоже способ, если уметь им пользоваться.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше