Обложили В отношении Эхуда Ольмерта начато пятое антикоррупционное расследование

Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт на этой неделе оказался в центре нового коррупционного скандала. И далеко не первого. За последние два года прокуратура и полиция начали в общей сложности пять расследований, касающихся деятельности Ольмерта на разных этапах его политической карьеры. Во всех случаях его подозревают в коррупции. Новое расследование ничем не лучше и не хуже остальных, однако, несмотря на презумпцию невиновности, все вместе создает весьма неблагоприятное впечатление о премьере и (теоретически может вынудить его уйти в отставку.

Разобраться, в чем подозревают Эхуда Ольмерта и в рамках какого именно расследования, весьма не просто. Сами расследуемые дела, а также их эпизоды, как в хронологическом, так и в содержательном планах перекликаются между собой. Это еще больше сгущает атмосферу вокруг Ольмерта, так как создается впечатление, что едва ли не каждый аспект его деятельности представляет интерес для израильской прокуратуры и полиции. Общая ситуация осложняется еще и тем, что в мае Израиль празднует 60-летие своего основания, и в этом свете вопрос премьерской репутации приобретает немаловажное значение.

Недвижимость

Все началось с подозрений в махинациях с недвижимостью. Это дело известно как дело улицы Кремье (Cremieux), хотя расследование включает в себя как минимум два эпизода, относящиеся к периодам, когда Ольмерт являлся исполняющим обязанности премьер-министра вместо заболевшего Ариэля Шарона и мэром Иерусалима.

В июне 2006 года Государственный контролер Израиля Миха Линденштраус начал проверку сделки по продаже дома и.о. премьер-министра Эхуда Ольмерта в Старых Катамонах оффшорной компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Дом был приобретен американским миллиардером Дэниэлом Абрахэмом (Daniel Abraham), которой ко всему прочему финансировал политическую деятельность Ольмерта. По данным фискальных органов, дом был продан по завышенной цене - за 2,7 миллиона долларов. При этом Ольмерт продолжал проживать в доме, внося заниженную арендную плату.

Второй эпизод связан с приобретением четой Ольмертов в 2004 году фешенебельной квартиры в престижном центральной районе Иерусалима на улице Кремье. Элитные апартаменты обошлись Ольмерту в 1,2 миллиона долларов, однако другие квартиры в том же здании стоили гораздо дороже - от 1,6 до 1,8 миллиона долларов. По данным BBC News, на самом деле Ольмерт заплатил и того меньше - 325 тысяч долларов, а строительная компания, уступившая квартиру с такой скидкой, якобы получила от Ольмерта, занимавшего в то время пост мэра города, ряд выгодных подрядов.

Кадровые назначения

Через два месяца, в августе 2006 года, Ольмерт вновь попал в поле зрения генерального контролера. На раз речь шла о незаконном распределении правительственных должностей. Поводом для начала расследования послужила публикация документов Омри Шарона, сына и советника бывшего премьер-министра Ариэля Шарона. Эти записи, датированные 2004 годом, свидетельствовали о практике предоставления влиятельным людям государственных постов в обмен на поддержку.

По данным Линденштрауса, Эхуд Ольмерт, занимавший в 2003-2005 годах пост министра промышленности, торговли и трудоустройства в правительстве Ариэля Шарона, способствовал тому, что в Управление малого и среднего бизнеса назначались его сторонники из партии "Ликуд". Таким образом, назначения происходили не в соответствии с профессиональными качествами кандидатов, а с учетом их политической лояльности.

Приватизация банка "Леуми"

В январе 2007 года прокуратура возбудила еще одно дело против Ольмерта, на сей раз связанное с приватизацией второго по величине израильского банка "Леуми" в 2005 году.

В указанный период Эхуд Ольмерт занимал пост министра финансов. Его подозревали в том, что во время проведения тендера он лоббировал интересы знакомых предпринимателей: американского магната Морта Цукермана (Mort Zuckerman), бразильского мультимиллионера Джозефа Сафра (Joseph Safra) и австралийского миллиардера Фрэнка Лоуи (Frank Lowy).

Кроме того, Эхуд Ольмерт якобы получил взятку за продажу акций. В случае, если бы подозрения против Ольмерта подтвердились и он был бы признан виновным, ему грозило семь лет тюремного заключения. Тем не менее уже в конце 2007 года дело о нарушениях при приватизации банка "Леуми" было прекращено за недостатком доказательств.

Использование власти в частных интересах

Однако расслабиться у Эхуда Ольмерта не получилось. В апреле 2007 года в отношении премьер-министра было начато еще одно расследования, вновь связанное с его предшествующей деятельностью на посту министра промышленности, торговли и трудоустройства. На сей раз Ольмерта подозревали в том, что, пользуясь своим положением, он оказывал давление на Государственный фонд инвестиций, чтобы добиться субсидий для своих партнеров и друзей.

В частности, он якобы сумел "выбить" из фонда 10 миллионов долларов для своего бывшего делового партнера Уриэля Мессера (Uriel Messer), который использовал их для строительства кирпичного завода в Димоне. Кроме того, и в дальнейшем государство якобы предоставляло компании Уриэля Мессера необоснованные льготы и послабления. Государственный контролер Израиля Миха Линдерштраус отметил в этой связи, что Ольмерт вообще не имел права заниматься этим проектом, так как помощь его другу вылилась в прямой конфликт частных интересов с должностными обязанностями.

Кроме того, свое министерское положение Ольмерт якобы использовал для того, чтобы помочь карьере своей жены, занимающейся живописью. Так, он организовал в Нью-Йорке выставку картин своей жены, на открытии которой присутствовал он сам, ряд чиновников израильского правительства, а также высокопоставленные американские гости, в том числе государственный секретарь Кондолизза Райс. По некоторым данным, организация мероприятия, включая перелет, спонсировалось из государственного бюджета.

Получение пожертвований и взяток

О последнем, пятом по счету, антикоррупционном расследовании, начатом в отношении Ольмерта, стало известно в четверг, 8 мая. Расследование было начато давно, однако держалось в секрете. В конце концов, под нажимом общественности и израильских СМИ запрет на обнародование информации был снят. Во многом это объяснялось тем, что детали дела просочились в западные издания и запрет потерял смысл.

Ольмерта обвиняют в том, что на протяжении многих лет он получал финансовые пожертвования от проживающего на Лонг-Айленде американского бизнесмена Морриса (Моше) Талански. В частности, это относится к периоду предвыборной кампании на пост мэра Иерусалима в 1999 году и внутрипартийных выборов главы партии "Ликуд" в 2002 году. Следствие намерено доказать, что речь идет именно о взятках.

Моррис Талански, который на Пасху прибыл навестить родных в Израиле, был допрошен полицией. По его собственным словам, он рассказал следователям все, что знал. В частности, он признал, что собирал за границей и передавал Ольмерту деньги, однако подчеркнул, что ничего не знает об их дальнейшей судьбе.

Сам Ольмерт, после того как общественности стали известны некоторые детали расследования, выступил по национальному телевидению. Он сообщил, что знает Талански почти 20 лет, и подтвердил, что получал от бизнесмена деньги. Однако при этом он заверил граждан, что все происходило легально. Вопрос о легальности в данном случае неоднозначен: по израильским законам, в ходе выборов кандидаты могут получать пожертвования от иностранных граждан, однако в строго ограниченном количестве. Между тем полученная Ольмертом сумма не разглашается в интересах следствия.

Эхуд Ольмерт отметил, что все полученные деньги пошли на избирательную кампанию, и заявил, что не положил себе в карман ни одного шекеля. Премьер-министр добавил, что если прокуратура сочтет собранные доказательства достаточными, чтобы выдвинуть против него официальные обвинения в коррупции, он немедленно уйдет в отставку.

Новые осложнения

Несмотря на откровенное телевизионное выступление израильского премьера ряд СМИ вновь уличили Ольмерта во лжи. Так, газета Ha'aretz, ссылаясь на свои источники, близкие к следствию, сообщила, что дело о получении денег от Талански относится не к выборам мэра и партийного руководства, а опять-таки к деятельности Ольмерта на посту министра промышленности и торговли. Если это окажется правдой, то, как отмечает ряд экспертов, Ольмерту может быть предъявлено дополнительное обвинение в сознательном введении общественности в заблуждение.

Вместе с тем, как отмечает Der Spiegel, подозрения в получении взяток от Талански относится и к эпизодам, связанным с избирательными кампаниями 1999 и 2002 годов, и к работе Ольмерта в должности министра промышленности и торговли. Впрочем, с точностью об этом сказать нельзя. Известно между тем, что 12 мая полиция провела обыски в мэрии Иерусалима, как сообщается, именно для того, чтобы найти доказательства, что Ольмерт в бытность мэром брал взятки от Морриса Талански.

Ко всем злоключениям Ольмерта нужно добавить, что в коррупционные скандалы вовлечены его ближайшие соратники. Личного секретаря Ольмерта Шулу Цакен (Shula Zaken), которая сотрудничает с ним на протяжении 30 лет, подозревают в том, что, пользуясь своим положением, она способствовала назначению на фискальные должности определенных людей в обмен на конкретные налоговые послабления.

Наконец, стоить вспомнить, что Эхуд Ольмерт уже был на грани отставки, пока комиссия Элиагу Винограда расследовала деятельность правительства в ходе вооруженного конфликта между Израилем и боевиками движения "Хизбалла" на юге Ливана в 2006 году. Комиссия, однако, хотя и пришла к заключению, что в действиях правительства было множество просчетов, не возложила личной вины на Ольмерта.

Международный фактор

Строить прогнозы о том, как сложится ситуация в дальнейшем, пока преждевременно. Наибольшее беспокойство международного сообщества вызывают возможные перспективы мирного урегулирования с палестинцами в случае ухода Ольмерта в отставку. Никто не желает осложнения ситуации.

В частности, Джордж Буш, несмотря на все вышеперечисленные коррупционные скандалы, назвал Ольмерта "честным парнем", который к тому же обладает стратегическим мышлением. Вместе с тем, косвенно признав возможность отставки израильского премьера, Буш подчеркнул, что процесс мирного урегулирования не зависит от одного человека. Он даже назвал двух возможный преемников Ольмерта на переговорах: министра иностранных дел Ципи Ливни и министра обороны Эхуда Барака.

Последнее слово остается за Генеральной прокуратурой Израиля. Ей решать, смогут ли многочисленные подозрения превратиться в конкретные обвинения. А пока Ольмерт будет продолжать балансировать на грани. За свою непростую карьеру он к этому, кажется, уже привык.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше