Съезд несогласных В Москве прошло первое заседание Национальной ассамблеи

17 мая в Москве прошло заседание Национальной ассамблеи, объединившей оппозиционные силы, которые заявляют о своем полном неприятии существующей в стране политической системы. Основу "депутатского корпуса" ассамблеи составили около 300 делегатов, выдвинутых оппозиционным объединением "Другая Россия" в депутаты Госдумы в сентябре прошлого года. Этот список тогда не был зарегистрирован Центризбиркомом. Своих представителей в Национальную ассамблею также делегировали левые и национально-патриотические силы, конференции которых прошли в начале апреля. Либеральное крыло ассамблеи было сформировано по заявкам отдельных организаций. КПРФ, СПС и "Яблоко" отказались принять участие в этом мероприятии.

Вместо ожидавшихся почти 700 делегатов собралось 451. Они подписали Хартию, в которой целью ассамблеи называется защита всевозможных прав и свобод, а также восстановление демократии. Ключевым фрагментом Хартии является утверждение о том, что нынешние Госдума и президент "не избраны большинством граждан на свободных выборах", а потому "нелегитимны". Вместе с тем, делегаты ассамблеи заявили об отказе от насилия.

Несмотря на декларируемое идеологическое разнообразие подписантов, предложенная оргкомитетом Хартия является либеральным документом, в котором позиция левых или, тем более, национально-патриотических сил не нашла отражения. Какой-то намек на их присутствие в числе делегатов ассамблеи содержится лишь в ее Политической декларации.

Эдуард Лимонов. Фото Александра Котомина, "Лента.Ру"

Эдуард Лимонов. Фото Александра Котомина, "Лента.Ру"

Lenta.ru

Персональный состав президиума Совета ассамблеи также свидетельствует о том, что новое детище оппозиции является творением либерального крыла "Другой России". Пусть и с вынужденными вкраплениями, вроде Эдуарда Лимонова или лидера РКП-КПСС Алексея Пригарина, этот Совет, как видно из учредительных документов ассамблеи, окажется под контролем либералов, таких как лидер ОГФ Гарри Каспаров, бывший советник президента Андрей Илларионов и лидер петербургского отделения "Яблока" Максим Резник.

Оно и понятно. Только выдвинув либеральную альтернативу правящей группе, несистемная оппозиция может рассчитывать на то, что окончательно не выпадет из контекста современной политики, в которой основным конфликтом считается "борьба демократии и авторитаризма". Этот трюк Кремль уже разгадал и, по свидетельству российской прессы, ОМОН применил силу не против собравшихся на ассамблею делегатов, а против пытавшихся сорвать мероприятие молодых людей, предположительно из прокремлевского движения "Молодая гвардия".

Первоначально объявлялось, что Национальная ассамблея станет альтернативным парламентом, однако от этой идеи делегаты вынуждены были отказаться, поскольку, по словам бывшего главы Центробанка Виктора Геращенко, власть не будет рассматривать принятые ассамблеей законопроекты. И действительно, диалог двух систем вряд ли возможен, ведь лидеры Национальной ассамблеи заявляют, что не признают законность выборов в Думу в декабре прошлого года и президентских выборов в марте этого, то есть депутаты для них - не депутаты, а президент - не президент. Картину сотрудничества людей, имеющих столь разные взгляды на окружающую действительность, трудно себе представить.

По сути состав участников ассамблеи свидетельствует о провале попытки "Другой России" привлечь на свою сторону заметную часть российских политических сил. Без КПРФ, остающейся, по мнению экспертов, единственной в стране политической партией в полном смысле слова, а также без СПС и "Яблока", обладающих узнаваемым названием, несистемной оппозиции вряд ли удастся всерьез напугать Кремль.

Михаил Касьянов. Фото AFP

Михаил Касьянов. Фото AFP

Lenta.ru

Ключевой характеристикой российской оппозиции, отличающей ее от находящихся у власти групп, является неспособность договориться внутри себя по вопросам лидерства и программы. Это притом, что в Кремле, Белом доме, госкорпорациях, бесчисленных ведомствах и регионах делят не просто номинальные посты в руководящих органах, а "живые деньги". Сергей Иванов не пошел против коллег, когда его не назначили преемником, Владимир Устинов, по крайней мере внешне, спокойно воспринял свой перевод из правительственных кабинетов на пост полпреда в Южный федеральный округ, Николай Патрушев не восстал после снятия его с поста директора ФСБ и т.д., примеров масса. Да, при Владимире Путине шла подковерная "война спецслужб" с неожиданными арестами и разоблачениями, но основные ее фигуранты просто потеряли свои посты в новой структуре власти. Очевидно, подобный конформизм объясняется тем, что действующим чиновникам, в отличие от оппозиционеров, есть что терять. И все же... Бывают заметные исключения, но это исключения.

Оппозиция являет зрелище совсем иного рода. Нетрудно заметить, что в Совет Национальной ассамблеи не вошел Михаил Касьянов, бывший глава правительства. Экс-чиновник такого уровня мог бы стать козырем в игре оппозиции, но Касьянов и Каспаров не смогли договориться даже о сроках проведения Национальной ассамблеи. РНДС экс-премьера хотя и поддержал саму идею, но заявил, что ассамблею надо бы провести осенью, и не участвовал в ней. Среди делегатов ассамблеи не был замечен и диссидент советских времен Владимир Буковский, мнение которого важно для части интеллигенции, находящейся в радикальной оппозиции.

Чем конкретно собирается заниматься Национальная ассамблея, так и осталось неясно. Согласившись с тезисом о том, что им не следует претендовать на функции альтернативного парламента, делегаты все же сформировали комиссии по различным общественным вопросам, копируя устройство Госдумы. Более ясную программу изложил Лимонов, предложивший учредить во всех российских регионах Советы ассамблеи. Эти советы, как можно понять лидера нацболов, должны будут организовывать акции протеста и "создать нелегитимному режиму 87 вьетнамов". Однако эту функцию уже безуспешно пытались выполнить "Марши несогласных".

Велика вероятность того, что Национальная ассамблея как раз и станет еще одним неудавшимся проектом, вроде "Марша несогласных". Деятельность "Другой России" лишь ослабляет официальные, то есть зарегистрированные оппозиционные партии, поскольку усиливает раскол в их рядах. Так, избрание в Совет ассамблеи лидера петербургского отделения "Яблока" Максима Резника вряд ли укрепит единство в рядах яблочников, как и решение войти в Совет бывшего депутата от КПРФ Алексея Кондаурова не послужит иллюстрацией единства коммунистов. Пока трудно представить ситуацию, в которой работа формируемых "Другой Россией" структур наполнилась бы реальным содержанием.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше