Забирай свои контакты Багапш объявил, что прекращает с Грузией все отношения

7 июля абхазский президент Сергей Багапш объявил, что непризнанная республика прекращает все контакты с Грузией. Таким образом в Сухуми отреагировали на очередной взрыв, произошедший на территории региона. Абхазские власти утверждают, что взрывы организованы грузинскими спецслужбами. Правда, организаторы и исполнители этих преступлений, которые могли бы подтвердить или опровергнуть эту версию, так и не были найдены.

Заявление о "прекращении контактов" последовало за взрывом в городе Гали, который произошел вечером 6 июля. Бомба сработала в одном из городских кафе, в результате погибли четыре человека, в том числе начальник местного отдела службы госбезопасности.

Предыдущие взрывы, произошедшие в Сухуми и Гаграх, абхазские власти расценили как попытку террористов сорвать курортный сезон. Инцидент в Гали они объяснили по-другому. Как заявил начальник абхазской службы госбезопасности Юрий Ашуба, последний взрыв был направлен непосредственно против его подчиненных, работающих в Гальском районе.

Впрочем, даже различные мотивы преступлений не помешали Сергею Багапшу назвать все взрывы "звеньями одной цепи". Общим во всех случаях, разумеется, является то, что виновными объявлены грузинские спецслужбы. При этом ни одного представителя упомянутых спецслужб, на которого можно было бы возложить ответственность за последние теракты, абхазским силовикам пока поймать не удалось (не говоря о том, что вину предполагаемого диверсанта еще должен подтвердить суд).

Однако это не мешает руководству республики в очередной раз заявлять о "грузинском следе". Комментируя инцидент в Гали, начальник абхазской госбезопасности, например, сказал, что причастность грузинских спецслужб к этому преступлению "очевидна". Между тем в непризнанной республике уже были случаи, когда поспешные заявления о "терактах" и "происках Тбилиси" впоследствии не подтверждались.

Те же взрывы в Гаграх, которые произошли 29 июня, Сергей Багапш сразу назвал терактом. "Этот теракт направлен против Абхазии, против россиян, которые отдыхают на территории нашей республики", - сказал он. Между тем в ГУВД Гагр произошедшее описали совсем по-другому. "В первом случае взорвался карбид в трубе - сварщики его припрятали, а кто-то окурок бросил", - рассказал представитель ГУВД газете "Известия". А во втором случае, по его словам, взорвался газовый баллон. Следов тротила, как добавил источник, обнаружено не было.

На "грузинских террористов", конечно, можно списать что угодно. Однако если обвинения (или часть обвинений) необоснованны, то и меры, принятые для того, чтобы взрывы больше не повторялись, могут оказаться неэффективными. Одной из таких мер со стороны абхазских властей стало, в частности, закрытие границы с Грузией. 7 июля, после заседания Совета безопасности, Сергей Багапш также сообщил, что в приграничном Гальском районе Абхазии, в котором значительную часть населения составляют грузины, будут проводиться "специальные мероприятия".

Целесообразность закрытия границы между тем уже можно поставить под вопрос в связи со вчерашним взрывом в Гали. Возможно, абхазские власти и защитились от предполагаемых террористов, которые могли бы попасть в непризнанную республику из Грузии через Гальский район, например под видом родственников проживающих там грузин. Однако это не единственный путь, по которому в Абхазию могут попадать диверсанты (если все-таки принять версию о диверсантах). Обозреватель МК Вадим Речкалов, например, проанализировав ситуацию, предположил, что "идеальным кандидатом в диверсанты" для грузинских спецслужб стал бы человек с российским паспортом, приехавший в Абхазию из России по легенде туриста.

Такие "террористы", очевидно, вызвали бы минимум подозрений. Чтобы предотвратить их проникновение на территорию непризнанной республики, как отмечает журналист, Сухуми стоило бы действительно закрыть границу, но не с Грузией, а с Россией. Однако предположение, что Абхазия решит каким-то образом отгородиться от России (пусть даже на время расследования терактов) или начать поиски диверсантов среди российских туристов (которые и так уже отменяют туры в этот регион), представляется совсем уж фантастическим.

Последнее заявление Багапша о прекращении всех контактов с Грузией прозвучало довольно громко. Правда, президент, рассказывавший журналистам о реакции Сухуми на "политику государственного терроризма, которой следует Тбилиси", не уточнил, от каких, собственно, контактов отказались абхазские власти.

Административная граница между Грузией и Абхазией и так уже закрыта. Есть еще переговоры об урегулировании конфликта, которые, как следовало из сообщений СМИ, велись между представителями грузинского и абхазского руководства на протяжении последних месяцев. Вот только видимых результатов они не принесли. За последнее время СМИ не раз сообщали, что стороны вроде бы готовы договориться, общественности даже предъявлялись некие "секретные планы" урегулирования конфликта. Однако эти сообщения почти сразу же опровергались всеми заинтересованными сторонами.

Впрочем, даже с учетом того, чтоб объем контактов между Абхазией и Грузией уменьшается, полностью прекратить связи с Тбилиси непризнанная республика вряд ли сможет. Даже заочную пикировку абхазских и грузинских политиков через СМИ (ее, судя по всему, прекращать никто не собирается) можно назвать своего рода общением. Грузинское население Гальского района, в свою очередь, является фактором, который делает контакты Сухуми и Тбилиси неизбежными. Наконец, Абхазия по-прежнему остается де-юре частью Грузии, то есть юридическая связь между ними сохраняется (пусть даже в Сухуми ее игнорируют).

Последнее обострение обстановки в Абхазии можно считать свидетельством того, что переговоры об урегулировании конфликта, в каком бы формате они ни велись в последнее время, в очередной раз провалились. Отказавшись от них, абхазское руководство потеряло немного. Зато непризнанная республика в очередной раз продемонстрировала, что не контролируется Грузией и не собирается возвращаться под ее управление.

Все это может негативно повлиять на попытки грузинских властей в очередной раз получить приглашение в НАТО. Решение о членстве республики в альянсе, напомним, было отложено до декабря 2008 года. Из НАТО время от времени раздаются намеки, что Грузия могла бы стать членом блока и до того, как она уладит свои территориальные конфликты. Однако принимать к себе государство, у которого эти конфликты обострились, а переговоры по ним фактически остановлены, альянс явно не будет.

В Грузии эту версию развил, в частности, военный эксперт Коба Ликликадзе. Последние события в Абхазии он расценил как попытку неких сил сорвать вступление Грузии в НАТО или растянуть этот процесс до бесконечности, создавая республике имидж нестабильного государства. Ликликадзе не указал прямо, кто стоит за взрывами, однако дал понять, что очередной "пролет" республики мимо альянса выгоден, прежде всего, России. Как бы то ни было, шансы Грузии получить путевку в НАТО (вопреки давлению Москвы) по-прежнему выглядят призрачными. А времени на то, чтобы исправить ситуацию, остается не так уж много.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше