Интересный и веселый Блогеру Савве Терентьеву дали год условно

7 июля судья Сыктывкарского городского суда вынесла приговор по делу музыканта и блогера Саввы Терентьева. Подсудимый получил за комментарий в ЖЖ год условно, хотя гособвинитель требовала полтора. Сам Терентьев считает себя невиновным. Он и его защита обжалуют приговор в Верховном суде Республики Коми.

Терентьева признали виновным по части первой статьи 282 Уголовного кодекса РФ, которая называется ?Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства?. Эта статья входит в 29-ю главу кодекса, где собраны преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Одной из возможных санкций по ней является лишение свободы на срок до двух лет.

Февральские тезисы

Детонатором дела Терентьева в каком-то смысле стали действия правоохранительных органов Коми. В ноябре 2006 года в редакции газеты "Зырянская жизнь" милиция искала пиратские программы. В декабре - пыталась понять, кто завел в ЖЖ аккаунт torlopov, совпадающий с фамилией губернатора Владимира Торлопова. 14 февраля 2007 года милиция остановила выпуск считавшейся оппозиционной газеты "Искра". Все это в тот же день обобщил в своем дневнике сотрудник "Зырянской жизни" Борис Суранов, а блогер Терентьев несколькими днями позже решил прокомментировать.

Савва Терентьев написал Суранову экспрессивный текст, в котором указал, что ненавидит милицию, а "неверных" милиционеров предлагает сжигать на главной площади во всех городах России раз в сутки, "а лучше дважды в сутки".

Такие комментарии появляются в разных блогах ежедневно. На улице можно услышать еще более суровые пожелания в адрес тех или иных групп людей. Но милиция обиделась, а если кто-то обиделся, то он может потребовать сатисфакции. Терентьеву с его февральскими тезисами "повезло".

9 августа 2007 года на свет появился документ, подписанный старшим следователем сыктывкарской прокуратуры юристом второго класса Романовичем С.В. Опираясь на результаты социогуманитарной экспертизы, Романович утверждал, что комментарий направлен на возбуждение ненависти против определенной социальной группы, милиционеров, и на унижение их достоинства.

Несмотря на то, что в Госдуме предлагали переквалифицировать дело в административное, в конце марта начался первый в России суд над блогером. Занятно, что к тому времени злополучного комментария давно не существовало, а Терентьев извинился перед милицией за свои слова.

В ходе следствия и суда было проведено несколько социогуманитарных экспертиз текста про сжигание неверных милиционеров. К июню 2008 года эксперты могли с определенностью сказать лишь то, что Терентьев, сравнивавший в тексте милицию с "гопотой", не возбуждал ненависть к "гопоте".

Виртуальное оскорбление же другой социальной группы потянуло на год условно, причем пока этот год еще ничего не значит, так как приговор будут обжаловать в суде высшей инстанции.

Защита смотрит на дело оптимистично. Адвокат Терентьева Оксана Жевнерова заявила, что прямых доказательств разжигания подзащитным социальной розни в материалах дела не имеется. Другой защитник, Владислав Коснырев, сообщил, что не услышал в постановлении и мотивировочной части приговора полноценной оценки доводов защиты. Все это — строительный материал для следующего дела Терентьева, целью которого является доказать полную невиновность блогера.

Блогеры уже назвали решение прецедентным и начали акцию протеста, перепечатав тот самый комментарий под лозунгом "Всех не пересажают".

На самом деле, конечно, никакого прецедента не было и нет. В России судебная система не прецедентная, а судебная практика по подобным делам далеко не наработана. И долго еще не будет наработана, потому что не везде милиция такая обидчивая, как в Республике Коми.

Свобода слова

Дело Терентьева долгое время подавалось и многими воспринималось как дело о государстве, не допускающем свободы слова, хотя статья, по которой блогера признали виновным, никакого отношения к свободе слова не имеет.

Не имеет дело блогера и отношения к популярной дискуссии на тему "где заканчивается мой блог и начинается СМИ?", в которой отметились почти все значимые интернетчики. Судья опустила из приговора словосочетание "с использованием СМИ", заявив, что "по действующему российскому законодательству интернет не является СМИ".

Статья 282 - про ответственность за свои слова, а другие статьи этой главы кодекса - про ответственность за свои поступки. Недаром 282-я стоит между статьями "Диверсия" и "Организация экстремистского сообщества".

И вот это — тема, ждущая своих исследователей, потому что, с одной стороны, блогеры не готовы нести ответственность за такие слова, а неблогеры не готовы понимать их экспрессивные выражения иначе как опасное для общества деяние.

"Действия, направленные на...унижение...группы лиц...по...принадлежности к какой-либо социальной группы, совершенные публично или с использованием средств массовой информации...". Стоп. Вот оно. Судья определенно сказала, что речь не о СМИ, потому что интернет не СМИ. Получается, что высказывание в блоге либо участие в обсуждении одной из записей блога - публичное высказывание.

Многое с этой точки зрения становится понятным. Госчиновники вовсе не относятся к высказываниям в блогах как к подрывным брошюрам и не думают о злоупотреблении свободой слова. Речь о том, что каждый блогер - это в представлении госорганов самоходный митинг, который нельзя разогнать. Страшнее этого ничего себе и представить нельзя.

Савва Терентьев в последнем слове назвал процесс "интересным и веселым".

Обхохочешься.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше