Пинкертоны Дело о взрыве в Минске: собрана коллекция гвоздей и потерян фоторобот

Со дня взрыва в Минске прошло уже почти две недели. Силовики развили бурную деятельность, однако обвинения в этом преступлении пока никому не предъявили. Взрывчатку, которая стала бы доказательством того, что следствие находится на правильном пути, вроде бы тоже не нашли. Зато за это время сотрудники силовых структур Белоруссии успели отправить в СИЗО десяток активистов оппозиции, потерять незаконченный фоторобот, который таинственным образом появился на улицах Минска, а также собрать небольшую коллекцию гвоздей, болтов и гаек, конфискованных у оппозиционеров. Последним достижением милиции стал разгон митинга, участники которого выступили в защиту задержанных активистов оппозиции.

Как сообщалось ранее, в ночь на 4 июля в центре Минска, где проходил концерт в честь Дня независимости Белоруссии, детонировало взрывное устройство, начиненное болтами и гайками. В результате были ранены около 50 человек. Интересно, что поблизости от места взрыва находился сам Батька – президент республики Беларусь Александр Лукашенко.

То, что от белорусских силовиков, занимающихся расследованием взрыва, потребуют быстрых результатов, было, в общем, очевидно. Как и то, что в противном случае в силовых структурах Белоруссии полетят головы. 8 июля Александр Лукашенко внес ясность в этот вопрос, отправив в отставку секретаря Совета безопасности, а заодно и главу своей администрации.

За день до этого, прослушав доклад о ходе расследования, Лукашенко раскритиковал силовиков за нерасторопность. "Неоперативно начали работать, неоперативно с первых минут", - сказал он. А также добавил, что ему были обещаны результаты "спустя два дня".

Неизвестно, о чем по истечении указанного срока доложили Лукашенко подчиненные, но в прессе через два дня действительно появилась информация, которую можно расценивать как полуофициальную версию произошедшего. Стало известно, что задержаны четверо оппозиционеров, которые в прошлом входили в "Белый легион" - организацию, созданную на базе молодежного крыла Белорусского объединения военных "для патриотического воспитания молодежи".

Как писал "Коммерсант", в политике "Белый легион" ничем особенным не отличился, его активисты, как отмечает издание, время от времени охраняли оппозиционные акции. Лидер оппозиционного движения "За свободу" Александр Милинкевич, со своей стороны, заявил, что никакого отношения к взрыву задержанные не имеют. Поведение властей он расценил как попытку дискредитировать оппозицию перед предстоящими выборами. "Я хорошо знаю задержанных и утверждаю: они не могли этого совершить. В "Белом легионе" не готовили террористов. Там занимались спортом, учили историю и язык", - сказал Милинкевич. Он также напомнил, что эта организация была ликвидирована более пяти лет назад.

Несмотря на эти обстоятельства, следствие сначала вроде бы ухватилось за версию о "подрывниках из "Белого легиона". Представитель белорусского КГБ заявил журналистам, что "среди задержанных есть лица, принадлежавшие к одной из незарегистрированных деструктивных организаций, а также имеющие специальные навыки использования взрывчатых веществ". После небольшой обработки эта история вполне могла бы служить подтверждением недавнего заявления Лукашенко о том, что белорусская оппозиция якобы готовит "по заказу Запада" погромы и взрывы.

Однако эта версия, похоже, уже разваливается. Прежде всего, оружия и взрывчатки, которые могли бы послужить подтверждением причастности к взрыву в Минске, у оппозиционеров не нашли. А те предметы, которые сотрудники милиции и КГБ все же конфисковали: пакет с болтами, рулон кулинарной фольги, пустой пакет из-под сока, резиновые перчатки и прочее, - едва ли могут служить серьезной уликой.

Учитывая, что самодельная бомба, которая сработала в ночь на 4 июля в Минске, была смонтирована в пакете из-под сока и начинена болтами и гайками, кое-что из конфискованного действительно могло быть использовано для изготовления взрывного устройства. Однако при отсутствии более существенных улик гайки остаются просто гайками. Впрочем, те, кто проводил обыски в домах у оппозиционеров, возможно, просто не хотели уходить с пустыми руками.

К самим задержанным следователи, как выяснилось, проявляют довольно мало интереса. С момента задержания, как сообщила супруга одного из них 15 июля, четверо бывших членов "Белого легиона" были допрошены всего один раз. Какие-либо следственные действия в отношении них, по ее словам, не ведутся.

Возможно, милиция решила переключиться на отработку других версий. Помимо бывших членов "Белого легиона", напомним, в минувшие дни были задержаны еще около десяти активистов оппозиции, а также, по некоторым данным, российский студент, который учится в одном из минских вузов (к оппозиции он вроде бы отношения не имеет). Между тем троих задержанных уже отпустили, продержав несколько дней в СИЗО и не предъявив им каких-либо обвинений.

Вот как описывает задержание брат одного из них, активиста Объединенной гражданской партии Александра Сергеенко. Сотрудники спецслужб, по его словам, выломали дверь, ворвались в квартиру и завопили: "Где бомба?!". Услышав, что бомбы нету, они перевернули квартиру вверх дном: в итоге обнаружили горстку гвоздей и гаек, которые бережно собрали в пакетик. Кроме того, чекисты забрали системный блок компьютера, заявив, что там может быть "книжка по взрывчаткам".

Александра Сергеенко продержали в следственном изоляторе КГБ два дня, за это время его допрашивали только один раз. "В общем-то, разговор был ни о чем, - рассказывает он. - Задавали общие и какие-то туманные вопросы. А так просто сидел…".

В целом складывается впечатление, что белорусские силовики до сих пор толком не знают, кого именно ищут: террористов ли, хулиганов (дело о взрыве, напомним, квалифицировали как "хулиганство") или просто противников власти. Жителям Минска, как писала "Комсомольская правда в Белоруссии", милиционеры задают просто потрясающие вопросы: типа "Не знаете ли вы кого-нибудь, кто когда-нибудь хвастался бы умением делать бомбы?" или вообще "Не знаете ли вы кого-нибудь, кто получал химическое образование?".

Тому, как идет следствие по делу о взрыве, может быть и другое объяснение. Многие представители белорусской оппозиции, комментируя произошедшее, прямо или косвенно обвинили во взрыве власть, желающую получить повод для "охоты на ведьм" перед парламентскими выборами. Если следовать этой версии, то силовики должны, прежде всего, создать видимость активной работы, а ее результат предопределен заранее. Лидер Белорусского народного фронта Зенон Позняк предположил, что у организаторов взрыва из властных структур уже есть человек, "которого они подготовили на роль виновного". "Это их человек, "свой" человек. И, возможно, они его "найдут", - заявил оппозиционер.

Тем временем с фотороботом предполагаемого подрывника, который представители силовых структур обещали обнародовать в первые дни после взрыва, произошла совсем странная история. 9 июля представитель МВД заявил "Комсомольской правде в Белоруссии", что фоторобот составлен, но его еще следует доработать.

Объяснение было вполне резонным. Однако уже на следующий день журналисты газеты обнаружили, что засекреченное изображение (снабженное, кстати, текстом с указанием фамилии свидетеля, который заметил преступника) расклеено на улицах Минска: например, около Института истории и на вокзале. Читатели "КП в Белоруссии", со своей стороны, сообщили, что эти картинки расклеены и в других городах, в частности в Мозыре и Могилеве. Позднее представитель силовых структур, которого цитировал "Интерфакс-Запад", признал, что фотороботы попали на стенды некоторых отделений милиции.

Пресс-секретарь минского ГУВД, комментируя произошедшее, заявил, что произошла "ложная утечка информации". Что это означает и чем "ложная" утечка отличается от "правильной", он не уточнил. Позднее в МВД Белоруссии сообщили, что точный фоторобот еще не готов, на улицы и стенды РУВД, как оказалось, попал экземпляр, предназначенный для служебного пользования. "Приказа обнародовать фотороботы не было", - заявил источник "Интерфакса" в правоохранительных органах. Однако каким образом это все же произошло, силовики объяснить не смогли.

Зато на митинге оппозиции, который прошел в Минске 14 июля в знак солидарности с задержанными по делу о взрыве, силовики наконец продемонстрировали свою эффективность. Акцию, которая не была санкционирована властями, быстро разогнали. При этом, как сообщалось, омоновцы избили лидера Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько, который пытался их урезонить. "Человек 5-6 начали бить со всех сторон, повалили на брусчатку, ногами раз пять ударили", - рассказывает он.

В больнице, куда обратился оппозиционер, ему дали справку о телесных повреждениях. Однако милицию она, судя по всему, не убедила. Представитель минского ГУВД заявил, что Лебедько якобы упал сам и "инсценировал свое избиение". А сотрудники милиции, как уверял милицейский начальник, "просто переступили через лежащего" и пошли дальше разгонять митинг.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше