Жизнь и вымысел Французский историк утверждает, что ей удалось найти могилу прототипа д'Артаньяна

Французский историк Одиль Борда (Odile Bordaz) утверждает, что ей удалось найти место, где похоронен Шарль де Бац де Кастельмор д'Артаньян (Charles de Batz de Castelmore, comte d'Artagnan), послуживший прототипом известного героя романа Александра Дюма "Три мушкетера".

Ранее считалось, что тело погибшего при осаде голландской крепости Маастрихт (Maastricht) д'Артаньяна было перевезено на родину и захоронено в неизвестном месте. Борда же уверена, что мушкетер похоронен в небольшой церкви Святых Петра и Павла на окраине Маастрихта. Утверждение французского историка вызвало оживление в прессе. Борда намерена добиваться от французских властей и католической церкви разрешения на проведение раскопок в церкви Святых Петра и Павла.

Может ли могила д'Артаньяна в случае успеха стать "открытием года"?

Конечно, увлеченному каким-либо произведением читателю интересны, прежде всего, обстоятельства его написания – развитие замысла, истоки сюжета. Особо пытливые непременно поинтересуются также биографией и личностью автора. И только совсем уж фанаты “проглотят” биографию реального прототипа героя произведения, если таковой имеется. Причина этого проста – почти всегда прототип имеет очень мало общего со своим колоритно нарисованным героем, полюбившимся читателю. Осознавая это, авторы предисловий обычно пишут о прототипе два-три абзаца, подчеркивая в них его отличия от литературного персонажа – то, что и интересно простому читателю.

Сегодня памятники капитану-лейтенанту д'Артаньяну есть и в Голландии, и во Франции. Но поставлены они, конечно в основном благодаря популярному литературному персонажу, а не заслугам самого Шарля де Бац де Кастельмор д'Артаньяна. Реальный человек стал приложением к всемирно известному образу.

Барон Мюнхгаузен, рисунок Густава Доре. Иллюстрация пользователя PD-OLD с сайта en.wikipedia.org

Барон Мюнхгаузен, рисунок Густава Доре. Иллюстрация пользователя PD-OLD с сайта en.wikipedia.org

Lenta.ru

Точно так же Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (Karl Friedrich Hieronymus Freiherr von Münchhausen), живший в XVIII веке, давно уже представляется подавляющему большинству жителей нашей планеты забавным носато-усатым персонажем.

Судьбы д'Артаньяна и Мюнхгаузена в литературе в чем-то схожи – оба их прототипа не оставили после себя ни произведений, ни мемуаров, оба стали популярными персонажами помимо собственного желания. Текст "Мемуаров господина д'Артаньяна", сочиненный писателем Гатьеном де Куртиль де Сандра, увидел свет в 1700 году, когда настоящего д'Артаньяна не было в живых уже 27 лет. Именно это сочинение послужило основой для романа Александра Дюма. Публикация немецкого варианта книги Рудольфа Распе о приключениях барона Мюнхгаузена в 1786 году вызвала такой гнев у настоящего Карла Мюнхгаузена, что он хотел подать в суд на издателя.

Пик первой волны популярности обоих литературных персонажей пришелся на вторую половину XIX века. В следующем веке новое искусство – кинематограф – признало этих героев одними из первых: экранизации романов Дюма о д'Артаньяне выходили в 1913, в 1916 и в 1921 (сразу два фильма) годах, а первая лента о приключениях барона Мюнхгаузена появился в 1911-м. Самым значимым фильмом о Мюнхгаузене в нашей стране стал "Тот самый Мюнхгаузен" Марка Захарова по сценарию Григория Горина. Создатели картины в числе прочего попытались сыграть на противопоставлении всем хорошо знакомого образа и своего "реального" Мюнхгаузена, человека, который "известен не тем, летал он или не летал на Луну, а тем, что никогда не врет".

Памятник д'Артаньяну в Альденхофпарке. Иллюстрация с сайта tours.ru

Памятник д'Артаньяну в Альденхофпарке. Иллюстрация с сайта tours.ru

Lenta.ru

Герой невероятных историй, барон Мюнхгаузен, также увековечен в виде статуй - памятники ему есть в Калининграде и в Москве. И в этом случае тоже, как ни странно, не всегда легко отделить литературного персонажа от его реального прототипа, даже несмотря на воспроизведение памятниками характерной внешности, созданной Густавом Доре и ничего общего с реальным Мюнхгаузеном не имеющей.

Даже если Одиль Борда удастся доказать свою правоту, то это ее открытие, кроме самого факта места захоронения Шарля д'Артаньяна, ничего не добавит к уже имеющемуся образу отважного мушкетера. Исторический д'Артаньян вне наслоений своего книжного образа не обладает такой же притягательностью. И в этом смысле надо признать, что реальный прототип менее известного литературного персонажа – лорда Болингброка в пьесе Эжена Скриба "Стакан воды" - Генри Сент-Джон - представляет с исторической точки зрения больший интерес.

Такие имена, как "д'Артаньян" и "барон Мюнхгаузен" уже давно стали нарицательными и отделить прототипы от всемирно известных образов героев в сознании простого читателя невозможно. Да и не нужно. Эти герои ценны не тем, какие они были в настоящей жизни, а тем, какие они есть сейчас.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше