Коварное убийство астронома Датский ученый переписывает биографию Тихо Браге

Профессор Страсбургского университета Петер Андерсен, датчанин по происхождению и германист по образованию, обнаружил в Стокгольме документы, предположительно проливающие свет на обстоятельства странной и мучительной кончины датского астронома Тихо Браге в Праге в 1601 году. Профессор Андерсен разглядел в этой истории шекспировские страсти и политическую интригу чуть ли не континентального масштаба. Выводы профессора пока не подкреплены вескими доказательствами, то есть публикациями, но построенный им сюжет тянет на увлекательный роман.

Что нашел профессор

Петер Андерсен утверждает, что в стокгольмской Королевской библиотеке ему удалось найти дневник графа Эрика Браге, шведского дипломата, бонвивана, мота и дальнего родственника Тихо Браге. Надо сказать, что Браге - это старая аристократическая семья, исторически тесно связанная с несколькими североевропейскими династиями. Есть сведения, что граф Эрик поправлял свое финансовое положение, состоя на тайной службе сразу у нескольких королевских домов.

Дневник графа состоит из 600 страниц, большая часть которых содержит записи на латыни, но встречаются и страницы с шифрованными сообщениями. Профессор Андерсен нашел указания о секретной миссии, порученной графу Эрику в начале 1601 года.

Граф спешно покинул свой замок в Швеции и отправился сначала в Копенгаген, а затем в Гданьск, где тайно встречался с доверенными лицами датского короля Кристиана IV. Самым высокопоставленным собеседником графа был принц Иоганн, или просто Ганс, младший брат короля. Именно он передал Эрику приказ отравить Тихо Браге, в то время уже несколько лет жившего в Праге при дворе императора Рудольфа II.

Астроном и король

Кристиан IV. Иллюстрация с сайта rosenborgslot.dk

Кристиан IV унаследовал престол своего отца, короля Фредерика II. Последний, в юности сватавшийся к английской королеве Елизавете I, всячески покровительствовал Тихо Браге, выстроив для него обсерваторию Ураниборг на острове Вен. Фредерик II умер в 1588 году; начался период регентства, завершившийся в 1596 году восшествием Кристиана IV на престол. Девятнадцатилетний монарх вскоре начал травлю Браге, и ученый был вынужден бежать в Германию, а оттуда в Прагу, ко двору эксцентричного Рудольфа, собиравшего вокруг себя ученых, мистиков и шарлатанов.

Профессор Андерсен полагает, что Кристиан IV гневался на астронома из-за своей матери, королевы Софии (Софии Мекленбургской). Датчанам она известна как исключительно добродетельная мать семерых детей Фредерика II. Ее политические амбиции проявились в эпоху регентства, когда она умело противостояла регентскому совету. После восшествия Кристиана IV на престол она отправилась, и, кажется, не совсем по своей воле, в фактическую ссылку. София была известна еще и как ученая дама, занимавшаяся науками, в том числе астрономией.

Согласно гипотезе Петера Андерсена, между королевой и Тихо Браге, тоже, кстати, добродетельным отцом немалого семейства, была связь. О Кристиане IV в Европе ходили слухи, что он не был сыном Фредерика II. Если это действительно было так, то легитимность пребывания Кристиана IV на престоле оказывалась бы под ударом. И профессор Андерсен делает вывод, что датский король то ли опасался Тихо Браге как человека, слишком много знавшего о династической кухне, то ли относился к ученому, как шекспировский Гамлет к Клавдию, коварством занявшему место возле Гертруды. Таковы были возможные мотивы убийства.

Тихо Браге (1546–1601) не был сторонником Николая Коперника, заявившего о гелиоцентрическом строении Вселенной. Придерживаясь собственной теории, согласно которой Земля оставалась центром мироздания, но другие планеты вращались вокруг Солнца, Браге в течение 20 лет осуществлял астрономические наблюдения. Однако он понимал, что его данным не хватало математического обобщения, и поэтому в 1600 г. пригласил в Прагу молодого Иоганна Кеплера (1571-1630), который за 4 года до этого издал оригинальный труд "Тайна Вселенной". Кеплеру, убежденному коперниканцу, пришлось непросто под началом Браге, который настаивал, чтобы помощник посвятил себя изучению орбиты Марса. Тем не менее, уже после смерти Браге, Кеплер, получивший пост Первого математика императора, благодаря наблюдениям за Марсом сумел сформулировать новые законы движения планет, значительно уточнявшие теорию Коперника. Эти открытия были опубликованы в 1609 г. в сочинении Кеплера "Новая астрономия".

Чем профессор Андерсен может подтвердить свою гипотезу о связи между Браге и королевой Софией, мы не знаем. Но датский ученый утверждает, что для мстительного Кристиана смерть астронома была очень важна. Поэтому он подослал к нему через принца Иоганна обходительного графа Эрика. Шведский Браге познакомился со своим датским родичем уже в Праге. Они оба оказались на злополучном банкете, на котором Тихо Браге стало дурно, и он с трудом добрался домой. О его болезни оставил сообщения Иоганн Кеплер, помощник и коллега Браге, один из крупнейших астрономов XVII века. Через несколько дней после банкета датскому астроному стало лучше, но тут его снова посетил граф Эрик, и на утро Тихо Браге скончался.

Ртуть

Популярное предание гласит, что причина смерти Браге кроется в нравах того века: из опасений оскорбить Рудольфа II ученый не последовал зову природы и не покинул застолье по нужде. В результате что-то случилось с его мочевым пузырем, и он умер то ли от его разрыва, то ли от инфекции, поразившей эту область его организма. Однако в 1990-х исследование хранившихся в пражском музее волосков с усов Браге показало, что он либо принимал препараты, содержащие ртуть, либо был отравлен ртутью (содержание этого металла в волосах превышает норму в сто раз). Существует предположение, что смертельную дозу ртути Браге принял за 13-20 часов до кончины. Мимо этой гипотезы конспирологи-энтузиасты, конечно, не могли пройти. В 2005 году двое исследователей - Джошуа Гилдер и Анна Ли Гилдер - предположили, что ртутью Браге напоил не кто иной, как Кеплер, завидовавший своему старшему товарищу и желавший присвоить материалы его исследований. Стало быть, новая - принадлежащая профессору Андерсену - версия о кончине Тихо Браге снимает подозрения с Кеплера.

Пока профессор Андерсен не опубликует свои доводы, к его рассуждениям можно относиться как к увлекательной беллетристике. Предполагаемая эксгумация тела Браге прольет свет только на некоторые обстоятельства, а именно на то, был ли он вообще отравлен. Впрочем, и это будет весьма интересным продолжением таинственной истории Тихо Браге.