О неудачах и чудовищах Обзор научных событий прошедшей недели

За прошедшие семь дней в науке произошло много всего интересного. Зоологи обнаружили необычно большое количество удивительных живых существ, гляциологи установили, что льды по всему миру тают с устрашающей скоростью, пользователи интернета нашли Атлантиду, а астрономы проявили способности к фотографии. Все это мы попытались отразить в кратком обзоре научных новостей недели.

С десятью ногами, с десятью рогами

На уходящей неделе у всех, кто интересуется наукой, было множество поводов вспомнить о том, как мало мы знаем о планете, на которой живем. Многие герои биологических новостей могли бы с успехом стать персонажами научно-фантастических рассказов. Например, у берегов Великобритании был обнаружен трехметровый сельдяной король, известный также как рыба-ремень. Странным созданиям с хохолком на голове обязаны своим появлением множество легенд об ужасных морских гадах. Это неудивительно - рыба-ремень может достигать в длину 11-15 метров. Ученым редко удается поймать этих глубоководных обитателей, поэтому обнаруженный экземпляр, несмотря на относительно скромные размеры, является очень ценным.

Американские биологи изучали не менее удивительное существо - рыбу с прозрачной головой Macropinna microstoma. Ее цилиндрические глаза, очень эффективно улавливающие свет, находятся не снаружи, а внутри головы. Они защищены от внешних воздействий заполненной прозрачной жидкостью оболочкой. Несмотря на то, что глаза M. microstoma являются совершенными оптическими приборами, они практически бесполезны, так как имеют чрезвычайно узкий угол обзора и не поворачиваются относительно головы.
По крайней мере, так считали ученые до появления нового исследования. В нем было показано, что глаза M. microstoma могут перемещаться внутри прозрачной оболочки, когда рыба резко дергается всем телом. Используя свое острое зрение, M. microstoma способны охотиться и даже воровать еду из ловушек. Посмотреть, как это происходит, можно здесь.

Еще один обитатель океана удивил исследователей своей походкой. Это не опечатка - рыба Histiophryne psychedelica передвигается прыжками по дну. Собственно, рыбой это существо можно назвать только после очень тщательного осмотра. Выбранное учеными видовое название полосатой прыгающей рыбы - psychedelica - хорошо отражает впечатления ученых от знакомства с ней.

Тающий континент

Рыба с прозрачной головой Macropinna microstoma. То, что выглядит как глаза, на самом деле является обонятельными органами. Глаза M. microstoma - это большие зеленые сферы и окружающие их структуры.

Пока зоологи радовались новым видам, специалисты-гляциологи били тревогу. Масштабное исследование, проведенное в рамках Международного полярного года, показало, что Антарктида тает гораздо быстрее, чем считалось до сих пор. Многие ученые были уверены, что интенсивное исчезновение льдов наблюдается в основном на Антарктическом полуострове - узком выступе, "смотрящем" на Южную Америку. Новые данные показывают, что площадь ледяного покрова уменьшается во всей Западной Антарктиде. Некоторые из огромных ледников сползают в океан почти в два раза быстрее, чем несколько десятилетий назад. Масса самих ледников ежегодно уменьшается на 114 миллиардов тонн. Приблизительно столько весит весь лед Гренландии.

Таяние ледников происходит не только на самом холодном континенте, но и в более теплых местах. Исследование министерства окружающей среды Испании показало, что площадь испанских ледников за последние 100 лет сократилась почти на 90 процентов. По не самым пессимистичным прогнозам, к середине XXI века испанская часть Пиренеев может вообще остаться безо льда.

Многие ученые полагают, что виновником скорого исчезновения горнолыжных курортов и, соответственно, катастрофического подъема уровня Мирового океана является глобальное потепление. Ускорять глобальное потепление могут парниковые газы, самым известным из которых является CO2, или углекислый газ. Именно он попадает в атмосферу при дыхании, сгорании ископаемого топлива, извержениях вулканов и других процессах. CO2 (наряду с другими парниковыми газами) не дает тепловому излучению уходить с поверхности Земли, способствуя постепенному росту температуры.

Исследователи, считающие глобальное потепление реальной угрозой (эту точку зрения разделяют далеко не все), разрабатывают различные методы, позволяющие измерять содержание CO2 в атмосфере. Одним из самых эффективных способов "слежки" являются спутниковые наблюдения. Сейчас спутники измеряют концентрацию углекислого газа в земной атмосфере "в нагрузку" к другим функциям.

Американское космическое агентство (NASA) разработало и сконструировало аппарат, предназначенный только для этой работы. Спутник под названием OCO (Orbiting Carbon Observatory - Орбитальная углеродная обсерватория) был запущен с базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии 24 февраля 2009 года. Однако до орбиты ему добраться не удалось - головной обтекатель не отделился от модуля, и спутник вместе с частями ракеты-носителя Taurus XL рухнул в океан неподалеку от Антарктиды.

К звездам

Нельзя не упомянуть еще о двух событиях, произошедших на прошлой неделе. Во-первых, ученые наконец определились с выбором цели для следующей масштабной межпланетной экспедиции. Земные космические аппараты отправятся исследовать спутник Юпитера Европу. Во-вторых, в Атлантическом океане была найдена Атлантида. Через несколько часов таинственный остров был вновь потерян, хотя многие отказываются в это верить. Лента.Ру подробно описывала обе эти истории.

Еще одним неудачным проектом NASA стал запуск шаттла "Дискавери", который изначально должен был состояться 12 февраля. Дату старта космического челнока переносили несколько раз. В среду, 25 февраля, агентство назначило очередную попытку на 12 марта. Однако и эта дата не является окончательной. Инженеры NASA постоянно откладывают запуск из-за неисправностей в клапанах, контролирующих ток газообразного водорода. Дать гарантию, что к 12 марта все неисправности будут устранены, специалисты не могут.

В остальном космические новости прошедшей недели радовали своих читателей. Астрономам удалось зарегистрировать рекордную по своей мощности вспышку гамма-излучения, найти недостающую барионную материю, увидеть рождение кварковой звезды, произошедшее 20 лет назад, уточнить механизм формирования "обычных" звезд и уличить их в запылении Вселенной.

Основными поставщиками космических новостей были европейские и американские астрономы. Но прошедшие семь дней в очередной раз показали, что в скором будущем ситуация может измениться. Власти Индии объявили о поддержке проекта по запуску в космос гаганавта к 2015 году. Учитывая последние успехи Индии на космическом поприще, можно рассматривать эту возможность как весьма вероятную.

На десерт

Некоторые из новостей прошедшей недели помимо собственно научной ценности были еще и очень красивыми или забавными. Например, фотографию планетарной туманности NGC 7293 журналисты сразу же окрестили "глазом бога". А нанооригами ученых из Массачусетского технологического института сразу хочется потрогать и собрать самому. О песне для детей про нанотехнологии даже писать бессмысленно - ее надо слушать.

В завершение хочется пожелать удачи ученым и терпения читателям. Будем надеяться, что следующая неделя окажется не менее насыщенной.