Подогнали позитива Статистика по инфляции и безработице впервые с начала года оказалась положительной

На этой неделе впервые за долгое время российские ведомства смогли опубликовать относительно позитивные статистические данные по состоянию отечественной экономики. Инфляция в апреле оказалась ниже прошлогоднего уровня, а уровень безработицы за неделю с 23 по 29 апреля сократился, чего еще в текущем году не происходило. Но пока что говорить о долговременной тенденции к улучшению в экономической сфере рано, тем более, что независимые источники продолжают "радовать" россиян крайне невеселыми сведениями. К примеру, кадровый холдинг "Анкор" подсчитал, что реальные доходы жителей крупных городов страны в первом квартале обрушились на 40 процентов.

Ситуация с безработицей в России в 2008 году стабильно ухудшалась. Из-за экономического кризиса, поразившего почти все сферы хозяйства в стране, компании были вынуждены в массовом порядке увольнять сотрудников. Даже бюджетники не могли быть уверены в сохранении рабочих мест, поскольку государство, равно как и частные фирмы, стало задумываться об урезании расходов.

В феврале темпы роста безработицы достигли пика, доходя в некоторые недели до 9-10 процентов. Постепенно, однако, прирост числа безработных начал замедляться, и в первой половине апреля уже не превышал 1,5-2 процента в неделю. Это обстоятельство отметил, кстати, и премьер-министр Владимир Путин, заявив в конце прошлого месяца, что ситуация в этой области "выравнивается". Тем не менее, особого повода для оптимизма это не давало. Падение занятости есть падение занятости, и простое замедление его темпов не означает, что экономическая активность идет на подъем.

Поэтому в какой-то степени новость о том, что в последнюю неделю апреля уровень безработицы впервые в этом году сократился на 0,7 процента, стала приятным сюрпризом. Впрочем, не все так просто. Во-первых, по одной неделе какие-либо выводы делать нельзя, не исключено, что могли сработать некие временные или сезонные факторы. Во-вторых, речь идет только о количестве официально зарегистрированных безработных и точным индикатором всего рынка труда эта информация не является. Наконец, безработица в Москве и Санкт-Петербурге продолжила расти, тогда как сокращение произошло за счет провинции. Это значит, что скорее всего, были потеряны более высокооплачиваемые рабочие места и их полная компенсация за счет менее "зарплатоемкого" роста занятости в регионах невозможна. Следовательно, общий заработок россиян, по всей видимости, продолжил сокращается.

Кстати о заработках. 6 мая кадровый холдинг "Анкор" опубликовал исследование, в котором указывалось, что в первом квартале зарплаты жителей России сократились примерно на процент. Но это без учета дополнительных факторов, как-то: девальвация рубля, отказ от премий и других поощрений сотрудников, а также отсутствие индексации. В итоге по подсчетам "Анкора", в 9 крупных городах реальные доходы работающих граждан снизились на 40 процентов.

В некоторой степени это противоречит информации, подготовленной Росстатом. Статистическое ведомство подсчитало, что в марте денежные доходы населения в реальном выражении (с учетом инфляции), снизились по сравнению с тем же месяцем прошлого года на 0,1 процента, то есть фактически не изменились. Впрочем, это в среднем по России и без учета такого фактора как сильно возросшая стоимость зарубежных поездок, на которую будет влиять уровень девальвации (около 35 процентов), а не инфляции. Если наблюдения "Анкора" верны, то получается, что в мегаполисах рынок труда пострадал сильнее всего - не только по количеству увольнений, но и по сокращению заработной платы тем, кто сумел сохранить работу.

Индекс потребительских цен на товары и услуги. График из отчета Росстата

Индекс потребительских цен на товары и услуги. График из отчета Росстата

Lenta.ru

В целом негативная картина с доходами оказывает прямое давление на рост потребительских цен. В последние несколько лет инфляция считалась главным бичом российской экономики, и для борьбы с ней правительство и ЦБ готово было применять любые средства. Однако после кризиса инфляционные опасения отступили на второй план.

Хотя цены продолжали расти, виной тому были уже отнюдь не монетарные факторы. Галопирующая инфляция в начале года объяснялась единовременной девальвацией рубля и была усугублена политикой правительства в тарифном регулировании. Государство лишь незначительно снизило давление на потребителей даже в условиях кризиса, и тарифы естественных монополий вновь скакнули на несколько десятков процентов. Но даже эти два фактора не привели в конечном итоге к ускорению роста цен. Как показали данные Росстата, опубликованные 5 мая, в апреле цены росли уже намного менее стремительно чем в предыдущем месяце (0,7 процента против мартовского показателя в 1,3 процента). А с начала года инфляция оказалась уже меньше, чем в прошлом году. Таким образом, впервые за полтора года, темпы роста цен начали замедляться.

Все вышеупомянутые показатели напрямую связаны между собой. Заработки граждан быстро сокращаются по целому ряду причин, соответственно, и тратить они могут меньше. Падение спроса провоцирует более ожесточенную борьбу за покупателя, что вкупе со снижением издержек производителей и удешевлением сырья приводит к общему сокращению потребительских цен. В общем, классическая дефляционная ситуация, которая сейчас сложилась в большинстве стран Запада.

В России пока о дефляции речь не идет, да и снижение темпов роста цен остается весьма скромным. В любом случае, радоваться тут особо нечему, поскольку такая ситуация означает, что дела в российской экономике идут очень неважно.

Впрочем, некоторый позитив можно найти и здесь. Замедление роста цен почти наверняка вынудит Центробанк смягчать монетарную политику. Собственно, он уже начал это делать, снизив впервые за полгода базовую ставку с 13 до 12,5 процента годовых. Сама по себе эта мера ничего особо не меняет, так как ставка рефинансирования в России, в отличие от США, не является ключевым инструментом монетарной политики. Однако это означает, что в дальнейшем могут последовать и более решительные шаги.

В свое время Банк России и правительство решили завернуть гайки в области рефинансирования из-за угрозы неконтролируемой девальвации. В декабре-январе пошли слухи, что многочисленные краткосрочные и долгосрочные кредиты банкам на самом деле использовались для атаки на рубль на валютном рынке. После этого ЦБ объявил приоритетом защиту рубля, и с задачей, в общем, справился.

Оборотной стороной такого решения стал дефицит ликвидности в финансовой системе, который привел к резкому ухудшению экономической ситуации. Многие аналитики считают, что именно правительство и ЦБ из-за своей сверхжесткой финансовой политики несут ответственность за возможное падение ВВП в этом году на 6-7 процентов (при ином приложении усилий обвал можно было бы заметно ограничить, считают они).

Теперь же основная угроза рублю миновала, цены на сырье вновь пошли в гору, а инфляция вроде как отступает. Так что у властей есть повод наконец ослабить "удавку ликвидности", что должно помочь России избежать глубокой дефляции (в долларовом выражении) и смягчить последствия первого в XXI веке экономического кризиса.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше