Слухи о смерти До закрытия журнала "Русская жизнь" осталось два номера

В пятницу, 29 мая, в Рунете поднялась волна слухов, что журнал "Русская жизнь" под руководством Дмитрия Ольшанского закрывается. Источники "Ленты.ру" эту информацию подтвердили: действительно, редакция готовит еще два номера, а потом "расходится по домам".
На фоне последних закрытий российских журналов (например, последний номер делового журнала Smart Money вышел 18 мая 2009 года), новость, казалось бы, рядовая, ибо и так понятно, что во всем виноват финансовый кризис. Но с "Русской жизнью" все не так, поскольку закрытие качественного общественно-политического журнала - уже событие.

С журналистикой покончено?

Сейчас хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать журналы, где можно найти материалы и с обобщениями, и с "осмысленными" тенденциями. Это, безусловно, "Огонек", "Власть", "Русский Newsweek, "Русский репортер" и The New Times ("Русский пионер" Андрея Колесникова хоть и имеет в авторском коллективе самого Владимира Путина, пусть пока останется в скобках - проект запустился только в конце 2008 года и его можно считать незрелым - в хорошем смысле слова).

У "Огонька" и "Русского Newsweek" есть история, бренды и крепкое плечо издательского дома (раньше у Newsweek был еще и Леонид Парфенов, но талантливый журналист "сплыл" в конце 2007 года). У "Русского репортера", судя по сообщениям в СМИ, есть убытки, а у The New Times - щедрый издатель Ирена Лесневская (бывшая владелица РЕН ТВ), а также две штатные журналистки, известные своими громкими расследованиями - Евгения Альбац и Наталья Морарь. Наконец, у "Власти" есть "Коммерсант" и невыдуманные анонимные источники в кремлевской администрации.

Кстати, пример "Огонька", совсем недавно реанимированного все тем же "Коммерсантом", в данном случае показателен: несмотря на то, что в журнале под руководством Виктора Лошака халтурные материалы никогда не публиковались и "Огонек" был востребован читательской аудиторией, рекламодатели с изданием не дружили - по вполне понятным причинам. Что можно рекламировать в журнале, не пишущем о life style, машинах, моде и грязном белье поп-звезд? Какой рекламный модуль подверстать к репортажу из провинции о гибнущем селе? Для издателей не секрет, что реклама - больное место всех СМИ, пишущих, что называется "за жизнь". Но когда выпуск "Огонька" в начале 2009 года приостановился, многие наблюдатели не сомневались, что бренд с более чем столетней историей рано или поздно найдет нового хозяина - потому что на дороге такие бренды не валяются.

Кто прошлое помянет - тому выхухоль

В случае с "Русской жизнью" не хватило, пожалуй, именно бренда. Журнал, по мнению многих из пишущей братии, был качественным и добротным. Здесь, наверное, следует ограничиться лишь самыми общими эпитетами, чтобы не петь дифирамбы почившему в бозе изданию (хотя соблазн есть). Но вот что можно констатировать совершенно точно, без оглядки на какие бы то ни было мнения - журнал отличался от конкурентов. Заявленная весной 2007 года концепция "неформата и неглянца" продержалась два года. По российским меркам, срок немалый. Например, журнал "Новый очевидец", издававшийся с августа 2004 года по январь 2005 под руководством широко известного в узких кругах Сергея Мостовщикова, не выдержал подобной концепции и сдулся: рекламы в русском аналоге The New Yorker не было вообще, что и послужило причиной закрытия. Мостовщиков, хоть сам по себе и является "ходячим эксклюзивом", магнитом для рекламодателей не стал.

Что касается "РЖ", что с перьями там было все в порядке. Имена "могучей кучки" приглашенных авторов журнала говорят о том, что он успел стать своего рода дискуссионной площадкой для российских интеллектуалов: Татьяна Толстая, Дмитрий Быков, Захар Прилепин и Максим Кантор (полный перечень тут).

Однако с коммерческим продвижением издания проблемы явно были, и не маленькие. Желающие прочесть журнал в киосках печати его, как правило, не находили. "У нас его не бывает", - разводили руками продавцы периодики, делая вид, что опечалены. Оставалось либо довольствоваться сайтом, либо знать особенные места, где журнал все-таки можно было купить. В итоге получился классический российский "междусобойчик", говоря иначе - вещь "для своих". Опять же - весьма затратная вещь.

Как говорится, кто прошлое помянет - тому выхухоль, но не упомянуть фигуру главного думского эсера Николая Левичева нельзя. Левичев является председателем редакционного совета "РЖ" и, как писали СМИ в 2007-м, главным спонсором издания. Многие помнят избирательную кампанию 2003 года, прошедшую под эгидой спасения редкого русского зверька выхухоли ("Российская партия жизни", одним из лидеров которой являлся Сергей Миронов, в Госдуму тогда не прошла), но не все знают, что креативным разработчиком спасения выхухоли являлся именно Левичев. То есть талант в сфере продвижения и PR налицо.

Возникает глупый риторический вопрос: почему же с раскруткой "РЖ" дела не заладились? Кстати, после того, как партия "Жизни" не попала в Госдуму, про спасение вымирающей выхухоли все как-то подзабыли, несмотря на то, что она по-прежнему значится в Красной книге. Но ведь журнал, к тому же профессионально сделанный, - не выхухоль, от него, наверное, гораздо больше общественно-полезного КПД. Остается восклицать: "Обидно, да".

По информации издания Slon.ru, сам Левичев говорит, что ничего не знает о закрытии проекта. В "Русской жизни" "Ленте.ру" удалось добиться только официальных комментариев вроде: "Все комментарии позже, или на следующей неделе". Впрочем, понедельник, как это часто бывает, начинается в пятницу, поэтому, скорее всего, издатели "РЖ" в ближайшее время объявят то, что и так всем известно.

Михаил Басков

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше