Играть всегда! Играть везде! Все важные игровые события 2009 года в 24 абзацах

2009 год для геймеров и всемирной игровой индустрии выдался не очень бурным. Хотя издатели и разработчики регулярно выступали с важными анонсами, а простым геймерам и так хватало слухов, чтобы обсуждать их весь год, все же по-настоящему все оживало лишь в преддверии какой-нибудь выставки, вроде E3 или Tokyo Game Show. Или же когда в продажу поступали долгожданные хорошие игры. Вот только и их в минувшем году появилось не так много, как хотелось бы.

Поэтому в этот раз мы решили не выстраивать рейтинг наиболее важных или наиболее интересных событий. Год выдался тихим и спокойным, и рассказывать о нем хочется в такой же манере - неспешно, обо всем по порядку, месяц за месяцем. Правда, некоторые истории развивались в течение длительного времени, и потому нам придется время от времени перескакивать вперед, чтобы было понятней.

По большому счету, после зимней спячки игровая индустрия очнулась лишь к концу января, когда представители компании Capcom сначала пообещали, а чуть позже официально анонсировали продолжения зомби-экшна Dead Rising и "прохладного" шутера Lost Planet. Обе игры, к слову, должны выйти уже в 2010 году.

В начале февраля "ожил" еще один сериал, причем куда более именитый, чем Dead Rising и Lost Planet вместе взятые. Речь идет о гоночном симуляторе Need for Speed, который журналисты уже успели похоронить в конце 2008 года. Оказалось, что знаменитый сериал и не собирался уходить на покой. Более того, издательство Electronic Arts анонсировало не одну и даже не две, а сразу три новых части Need for Speed. В середине года к ним добавилась четвертая, над которой трудится студия Criterion Games, создатель еще одного довольно известного гоночного сериала Burnout. Позже, уже в сентябре, мы убедились, что толку от всей этой затеи немного. Главный проект из первой тройки, Need for Speed: Shift, оказался каким угодно - неплохим, добротным, сносным - но никак не замечательным. Посмотрим, что получится у Criterion.

Несмотря на то, что PlayStation 2 уже давно относится к категории приставок прошлого поколения, она продолжает приносить компании Sony неплохую прибыль. В начале 2009 года стало известно, что только американские геймеры купили свыше 50 миллионов PS2. Были периоды, когда этой консоли удавалось обогнать по продажам куда более современную PlayStation 3. Для игровой системы, вышедшей в 2000 году, это неплохой результат. Забавная новость пришла в ноябре из Бразилии - в этой стране официальные продажи приставки только-только начались. Причем морально устаревшую консоль предлагают купить за какие-то сумасшедшие деньги - свыше 465 долларов США. Страшно представить, когда до несчастных бразильцев доберется PS3 и сколько она при этом будет стоить.

Ближе к весне поползли слухи о том, что компания Sony готовит анонс новой портативной консоли. В одном из интервью основатель компании Shiny Entertainment Дэвид Перри рассказал, что ближе к осени выйдет PSP2, которая позволит ленивым геймерам забыть о походах в магазины за новыми дисками. Он отметил, что игры можно будет скачивать через специальный сетевой сервис. Непонятно, как Перри смог раздобыть эту информацию, но буквально через несколько дней в интернет просочились новые слухи, подтверждающие все сказанное им. Более того, стало известно, что портативная игровая система обзаведется сдвижным экраном.

Официального подтверждения пришлось ждать несколько месяцев - лишь в июне на выставке E3 президент Sony Computer Entertainment Каз Хираи продемонстрировал так называемую PSP Go. Консоль действительно появилась в магазинах осенью, однако этому предшествовал небольшой скандал, связанный с главным преимуществом новой игровой системы перед старыми - с цифровой дистрибуцией. Некоторые розничные сети решили объявить бойкот PSP Go, объяснив это тем, что Sony хочет установить монополию и лишить магазины прибыли от продаж игр. Ситуацию обострило еще и то, что разработчики так и не смогли найти способ переносить игры с дисков на новую консоль. Более того, непонятно, продолжит ли Sony делать что-то в этом направлении в будущем.

Но вернемся обратно, в февраль 2009 года. В этом месяце состоялось еще одно важное событие - в продажу поступила игра Killzone 2. Владельцы PlayStation 3 ждали этот шутер года четыре - с тех самых пор, как на выставке E3 2005 показали неправдоподобно красивый видеоролик этого проекта. Споры о том, сможет ли Killzone 2 выглядеть настолько сногсшибательно, не утихали, кажется, вплоть до самого релиза. И, как часто бывает в таких ситуациях, однозначного ответа геймеры так и не получили. Зато обладатели PS3 смогли поиграть в отличный шутер, в этом нет никаких сомнений.

Красноглазый хелгаст из игры Killzone 2. Кликните на картинку для увеличения

Красноглазый хелгаст из игры Killzone 2. Кликните на картинку для увеличения

Lenta.ru

В марте новых игр вышло гораздо больше. В магазинах появилась полноценная четвертая часть файтинг-сериала Street Fighter. Честно говоря, казалось, что игра рассчитана исключительно на фанатов. Но несколько месяцев упорных боев наглядно продемонстрировали, что Street Fighter IV - игра для всех. Важно лишь найти себе подходящего по уровню соперника. Также в марте состоялся релиз шутера Resident Evil 5. С этой игрой мы не ошиблись: новая часть знаменитого зомби-сериала несомненно уступает четвертому эпизоду. Играть в RE5 в одиночку совсем не интересно, но если объединить усилия с другим геймером, то ее вполне можно пробежать пару-тройку раз.

Под конец марта произошло прекрасное - студия PlatinumGames наконец-то выпустила свой первый проект. Игра, получившая название Madworld, оказалась совершенно сумасшедшим, дико смешным и одновременно необъяснимо жестоким экшном. Владельцы самой дружелюбной в мире приставки Wii получили возможность в буквальном смысле своими руками (для выполнения определенных действий в Madworld нужно дергать контроллеры) разрывать врагов на части, бить их, резать бензопилой, сжигать в бочках, спускать в унитазы, в конце концов. Игра не разошлась сумасшедшим тиражом, но мы все же благодарны сотрудникам PlatinumGames за то, что они не стали сдерживать свою фантазию и не побоялись создать этот черно-белый ад.

В марте финансовый кризис все же добрался до игровой индустрии. В июне и вовсе был зафиксирован самый глубокий спад с начала века. Это не могло не отразиться на небольших студиях, занимавшихся разработкой игр. В результате такие студии, как Ensemble, Ascaron Entertainment и GRIN, прекратили свое существование. Британская компания Free Radical Design была продана Crytek. Создавшая Doom студия id Software перешла под крыло ZeniMax, которой принадлежит контрольный пакет акций компании Bethesda.

Также появлялись сообщения о банкротстве студии 3D Realms, занимавшейся разработкой Duke Nukem Forever (хотя руководители студии эту информацию категорически опровергли). Одно из крупнейших игровых издательств, Electronic Arts, решило уволить 1500 сотрудников, отменить свыше десятка проектов и провести реструктуризацию. Остальные предпочитали действовать от обратного - не сокращать штат, а объединяться с другими издательствами. Подобным образом поступили Koei и Tecmo, а также Square Enix и Eidos.

И еще одно событие, произошедшее в первый месяц весны. Под конец марта Rockstar Games анонсировала игру, которую многие геймеры уже и не рассчитывали увидеть. Разработчики заявили, что ближайшей зимой в продажу поступит Max Payne 3 - продолжение знаменитой дилогии про мрачного детектива из Нью-Йорка. Правда, внешность Макса Пейна сильно изменилась - теперь он больше похож на рядового гопника из какой-нибудь Grand Theft Auto. И воевать ему предстоит в солнечной Бразилии, что тоже не сильно вписывается в концепцию, использованную в первых играх. Но получить полное представление о Max Payne 3 мы сможем только после релиза. Который, к слову, уже успели перенести на осень 2010 года.

После таких событий игровой индустрии потребовалась двухмесячная передышка. Чтобы как-то скоротать время в ожидании приближающейся выставки E3, геймеры изучали новую модель портативной консоли Nintendo DS, обсуждали уход игрового дизайнера Уилла Райта (создателя SimCity и The Sims) из Electronic Arts, а также гадали, как будет выглядеть только что анонсированное ответвление от сериала Fallout.

В мае еще один игровой дизайнер (на сей раз это был Хидео Кодзима) устроил для фанатов сериала Metal Gear настоящий цирк. Его студия Kojima Productions запустила новый рекламный сайт со счетчиком. Каждый раз, когда обратный отсчет завершался, на странице появлялось что-то новое: то слово из трех букв, то изображение Биг Босса. Не было только главного - нормального анонса новой игры. Узнать, что же Кодзима хотел сказать этими намеками, геймеры смогли лишь на выставке E3.

Оказалось, что игровой дизайнер работает сразу над тремя проектами. Во-первых, это экшн Metal Gear Solid Rising для PlayStation 3, Xbox 360 и PC с Райденом в главной роли. Во-вторых, это игра Metal Gear Solid: Peace Walker, которая будет прямым продолжением третьей части сериала MGS. В главной роли - Биг Босс. Ну и в-третьих, Хидео Кодзима решил помочь создателям Castlevania: Lords of Shadow. Раньше он к сериалу Castlevania никакого отношения не имел, поэтому интересно, что же выйдет из этой затеи в конечном итоге.

Помимо этого на обновленной E3 (выставка наконец-то вернулась к старому формату, превратившись в шумное игровое шоу) официально анонсировали гоночный симулятор Forza Motorsport 3. Как выяснилось позже, это едва ли не самая совершенная игра в своем жанре. После затянувшейся спячки очнулась Nintendo, которая пообещала выпустить Super Mario Galaxy 2 и
Metroid: Other M. Над последней в настоящее время трудится студия Team Ninja. Вообще это не свойственно для Nintendo - компания не часто отдает свои сериалы в чужие руки. Тем более людям, создающим подобное. С другой стороны, когда-то же знаменитые персонажи Nintendo должны повзрослеть?

Отдельного упоминания заслуживает анонсированный на E3 контроллер для консоли Xbox 360. Вернее, не просто контроллер, а целая сложная система Natal, которая в скором времени позволит геймерам играть без геймпада. Достаточно будет размахивать руками в воздухе. Компания Sony отреагировала на действия главных конкурентов мгновенно, продемонстрировав на выставке новый контроллер для PlayStation 3, определяющий свое положение в пространстве. Он, конечно, не столь инновационен, как Natal, да и ко всему прочему очень похож на Wii Remote, но компания возлагает на него большие надежды. Надеемся, в 2010 году мы узнаем, какое из этих устройств лучше.

Кейн - главный герой сериала Command & Conquer. Кликните на картинку для увеличения

Кейн - главный герой сериала Command & Conquer. Кликните на картинку для увеличения

Lenta.ru

Июльское затишье нарушили два анонса, да каких! Издательство Electronic Arts пообещало выпустить в следующем году четвертую часть Command & Conquer. С одной стороны, это вполне рядовое событие. Но с другой - в EA обещают, что C&C4 станет заключительным эпизодом всего сериала. Слабо верится в то, что издательство вот так просто возьмет и откажется от прибыльного проекта, но как знать. Вдруг разработчики не обманывают? Второе важное событие - анонс новой части некогда популярного, но подзабытого в последнее время сериала MechWarrior. К сожалению, сотрудники студии Piranha Games не уточнили, когда у владельцев Xbox 360 и PC появится возможность вновь порулить огромным боевым роботом. Остается надеяться, что в 2010 году ситуация прояснится.

В августе прошла первая в истории игровой индустрии выставка Gamescom. По сути, она стала наследницей Games Convention. Правда, последняя проходила в Лейпциге, а Gamescom обосновалась в Кельне. В первый же год своего существования новая выставка смогла стать крупнейшим игровым шоу во всем мире. По крайней мере, так утверждают организаторы. Все же 245 тысяч посетителей - это не шутки.

Именно к этому мероприятию знаменитый Питер Мулине припас официальный анонс Fable III - новой ролевой игры, которая выйдет на Xbox 360 в конце 2010 года. Про нее очень мало известно, но, если вспоминать предыдущие две части, она нам заранее нравится. Компания Sony ответила конкурентам анонсом новой уменьшенной версии консоли PlayStation 3. Эта игровая система постепенно набирает ход и начинает подбираться по продажам к Xbox 360 и Wii, которые успели уйти далеко вперед. Правда, конкуренты тоже не дремлют. Та же Microsoft в августе в очередной раз снизила цену на свою приставку (в том числе и в России), так что еще не ясно, изменится ли расстановка сил на рынке домашних консолей в 2010 году.

Главной потерей года стало банкротство Midway Games - компании с полувековой историей, подарившей миру немало отличных игр, среди которых и знаменитый файтинг Mortal Kombat. Издательство уже не первый год испытывало финансовые трудности, но продолжало бороться. В начале января даже было объявлено о разработке новой части Mortal Kombat.

Однако 2009 год стал для Midway последним. В июле большая часть активов компании (в том числе и права на Mortal Kombat) перешла к Warner Bros. Interactive Entertainment. Остальное в течение месяца раскупили другие издательства.

Ближе к концу августа начали появляться первые игры так называемой "осенней" волны релизов. Главным среди этих проектов оказался экшн Batman: Arkham Asylum. На какой-то непродолжительный период западная пресса сошла с ума. Давненько не наблюдалось такого единодушия среди журналистов - игру нахваливали практически все. По правде говоря, экшн действительно получился достойным. Не случайно уже в декабре на церемонии Spike Video Game Awards анонсировали его продолжение.

Впрочем, к концу сентября Бэтмен все же отошел на второй план, уступив место Halo 3: ODST. Коротенькое (на прохождение нужно часов пять) дополнение к третьей части популярного сериала оказалось настолько увлекательным, что оторваться от него было невозможно. При этом ODST позволила взглянуть на мир Halo с новой точки зрения. Акцент в игре сделан не столько на бравурные перестрелки (хотя и их хватает), сколько на поддержание мрачной депрессивной атмосферы. Из-за этого ODST кажется немного неуютной, но оттого еще более притягательной.

Последняя крупная выставка в 2009 году - Tokyo Game Show - откровенно разочаровала. Сложно даже вспомнить, что там такого интересного рассказывали. Разве что объявили приблизительную дату японского релиза гоночного симулятора Gran Turismo 5. Всего на TGS 2009 пришло чуть больше 185 тысяч человек - это самая низкая с 2005 года посещаемость. Так, глядишь, и московская выставка "ИгроМир" в скором времени сможет догнать токийское шоу по популярности. Недаром она все больше и больше становится похожа на западные игровые мероприятия. Хотя здесь мы, возможно, преувеличиваем.

Настроение геймеров улучшилось в октябре, когда в продажу поступила игра Uncharted 2: Among Thieves, показавшая, что за очень короткий промежуток времени студия Naughty Dog достигла каких-то невообразимых высот в деле создания кинематографичных шутеров. Постановка сожетных сцен, диалоги, перестрелки с противниками, несложные и логичные загадки - все создано для того, чтобы человек, сидящий с геймпадом перед телевизором, смог получить удовольствие. Не удивительно, что в декабре вторая часть Uncharted сначала стала игрой года по версии новостного агентства Associated Press, а пару дней спустя завоевала этот же титул на церемонии Spike Video Game Awards.

Tekken 6 во всей красе. Кликните на картинку для увеличения

Tekken 6 во всей красе. Кликните на картинку для увеличения

Lenta.ru

Помимо Uncharted 2 было еще как минимум две игры, которые геймеры ждали с особым нетерпением. В конце октября вышла шестая часть файтинга Tekken, которая, по правде говоря, немного разочаровала нас. Недоумение вызвал, в первую очередь, невнятный сюжетный режим. Хотя и главную "боевую" составляющую, где геймерам предлагается сойтись в поединке один на один, тоже не мешало бы как следует обновить. А то несколько лет разрабатывать игру, отличающуюся от предыдущей наличием пары незначительных нововведений да чуть более качественной графикой - это как-то... нечестно, что ли.

Вторая долгожданная игра вышла в ноябре. Она распугала всех конкурентов (многие издательства предпочли на всякий случай перенести важные релизы на весну следующего года), она получила высокие оценки прессы, она надолго стала хозяином на рынке. Речь, конечно же, о шутере Call of Duty: Modern Warfare 2. Такого ажиотажа накануне выхода игры мы не припомним, пожалуй, со времен запуска Grand Theft Auto IV. А уж того, что творилось после релиза, точно еще не видел никто. Игра начала буквально уничтожать рекорды продаж один за другим. В первый день британцы и американцы купили 4,7 миллиона копий Modern Warfare 2. Только в США к концу ноября было продано свыше 6 миллионов копий игры. Шутер установил новый рекорд по сборам в развлекательной индустрии, побив достижения фильмов "Гарри Поттер и принц-полукровка" и "Темный рыцарь".

К сожалению, пока весь мир радостно сходил с ума, российские геймеры прилежно продолжали ждать выхода новой игры. Она, конечно, вышла, но только на PC и в урезанном виде. Из игры пропала знаменитая миссия в аэропорту, где геймерам дают возможность расстрелять безоружных граждан. Причем никакой вины отечественных дистрибьюторов в этом нет. На цензуре настояло руководство издательства Activision, не рискнувшее провоцировать российских геймеров. Хотя последних, кажется, наличие в игре такой миссии нисколько не смутило бы. Тем более что те, кто очень хотел, диск для PlayStation 3 или Xbox 360 без цензуры все же раздобыли. Но неприятный осадочек остался.

Get the Flash Player to see this player.
lentavideo ('video/games/moh/video1', 640, 360, 'player1');<br />

Под конец года, в декабре, крупные издатели разродились сразу несколькими важными анонсами. К примеру, Electronic Arts пообещала выпустить продолжение ужастика Dead Space, а также возродить сериал Medal of Honor. Причем в компании не скрывают - последняя игра создается с одной-единственной целью: лишить Call of Duty: Modern Warfare 2 титула лучшего шутера с видом от первого лица. Продемонстрированный позже трейлер это только подтверждает. Пожелайте удачи EA, и не забудьте посочувствовать заодно. Потому что если Activision не сделает какой-нибудь глупости, то в следующем году новая Call of Duty вновь катком пройдется по рынку, раздавив всех конкурентов, в том числе и Medal of Honor.

И на этой оптимистичной ноте позвольте закончить, так как нынешний запас важных событий исчерпался. Годом ранее мы пожелали геймерам побольше свободного времени и, видимо, сглазили. По крайней мере, хороших игр за эти 12 месяцев вышло не так уж много. В следующем году нас ждет очень жаркая весна - уже точно известно, что в этот период выйдет свыше десятка отличных игр. Ну и на сюрпризы от разработчиков мы тоже рассчитываем. С ними как-то веселей.

Максим Мишин

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше