Исповедь балтийского корсара Организатор захвата "Арктик Си" рассказал про заказчика

В ходе вынесения в Мосгорсуде приговора одному из участников захвата сухогруза "Арктик Си" были оглашены сенсационные показания, казалось бы проливающие свет на подоплеку этой таинственной истории. Гражданин Латвии Дмитрий Савин признал себя организатором пиратской акции и назвал ее заказчиком бывшего главу эстонской разведки Эрика Кросса.

Признательные показания зачитал гособвинитель, причем, судя по всему, это оказалось неожиданным не только для присутствовавших в суде журналистов, но и для самого подсудимого. В последнем слове Савин выразил недоумение, что его признания были преданы огласке, так как его семье уже угрожали, предостерегая его от излишней разговорчивости.

Если в показаниях обвиняемого есть доля истины, то его опасения не напрасны. Заказчиком преступления, как оказалось, является бизнесмен Эрик Кросс, около десяти лет руководивший эстонской разведкой и до сих пор сохранивший контакты со спецслужбами.

По словам Савина, они вместе с Кроссом были партнерами по некоему бизнесу, который подкосил экономический кризис. Чтобы поправить финансовые дела, бывший разведчик предложил обратиться к опыту сомалийских пиратов и захватить какое-нибудь судно, потребовав за него выкуп.

Подготовка к преступлению, как следует из показаний Савина, началась в октябре 2008 года. Подсудимый признался в том, что был фактическим организатором захвата судна, так как занимался подбором будущих пиратов, их обучением и осуществлял контакты с заказчиком.

Всего были отобраны семь человек, к которым предъявлялись следующие требования: уголовное прошлое, склонность к авантюрам, не старше 44 лет, хорошие физические данные, и отсутствие судимости за убийство.

Савин подчеркивает, что Кросс лично утверждал состав группы захвата. Свое участие в предприятии обвиняемый объясняет личным психологическим кризисом, который он испытывал после смерти матери. Он рассказал следователям, что ему требовалось приключение, чтобы забыться, а когда он понял, что авантюра зашла слишком далеко, пути назад уже не было.

С первых же шагов начинающих корсаров и их организатора подстерегали неприятности. Первоначально захват судна планировался в Атлантике, где-нибудь на оживленной морской трассе у побережья Португалии. Но выяснилось, что из будущих пиратов лишь один имеет морской опыт, а остальные - настоящие сухопутные крабы, которым не под силу будет абордаж в открытом море.

Решено было перенести операцию поближе к дому - на Балтику. Тем временем Савин занялся обучением своих подопечных. Он объяснял им, как штурмовать судно, как вести себя с экипажем и как сохранить присутствие духа при возникновении на борту чрезвычайной ситуации. Участникам захвата даже устроили трехдневный тренинг на базе эстонской армии поблизости от Таллина. И все же, по показаниям Савина, ему пришлось искать потенциальную жертву, которая оказалась бы по зубам неофитам. Поэтому "Арктик Си" был выбран для захвата в последний момент. Организатор руководствовался тем, что у судна были низкие борта и оно не отличалось быстрым ходом.

Захват прошел без сучка, без задоринки. Под покровом ночи пираты, одетые в комбинезоны с надписью "полиция", забрались на сухогруз и заперли команду из 15 человек по кубрикам. Но вскоре выяснилось, что они забыли отобрать у капитана мобильный телефон, с помощью которого тот проинформировал владельца судна о нападении.

Остается не совсем понятным, почему это обстоятельство было расценено группой захвата как форс-мажорное, так как им все равно пришлось бы связываться с хозяевами сухогруза и требовать выкуп. Но, тем не менее, из показаний Савина следует, что в случае преждевременного раскрытия целей захвата Кросс должен был организовать срочную эвакуацию всех пиратов. Однако, по неизвестным причинам, он этого не сделал, чем поставил новоявленных флибустьеров вместе с их организатором в неловкое положение.

Савин посетовал, что ему пришлось взять руководство операцией в свои руки и уходить проливами из Балтики в Атлантический океан. В качестве мер предосторожности название сухогруза на бортах два раза переписывали, один раз взяв имя кубинского судна, а в другой раз - корейского.

Подсудимый также признался, что ему пришлось взять на себя и переговоры о выкупе в размере полутора миллионов долларов. Однако они оказались безрезультатными: ни владелец судна, ни страховая компания не пожелали платить деньги.

Каждому из рядовых пиратов в случае успеха предприятия обещали по 20 тысяч евро, а Савину как организатору - 200 тысяч евро. Обвиняемый также рассказал, что ему помогали еще два человека, его друг и одноклассник, а ныне немецкий бизнесмен Сергей Демченко, и проживающий в Эстонии гражданин Израиля Алексей Керцбур, который координировал передвижения судна.

Уже в Бискайском заливе, узнав, что в Европе все правоохранительные органы подняты по тревоге в связи с предполагаемым захватом судна, пираты отключили системы опознавания, по которым их могли бы обнаружить. Как рассказал Савин, рассматривались разные версии дальнейших действий: сначала пираты хотели затопить судно, потом решили посадить его на мель у побережья Гвинеи.

Когда авантюристы поняли, что денег им не видать, в команде начался разброд и шатание. По свидетельству Савина, он уже не мог контролировать подчиненных, которые стали злоупотреблять спиртным. В довершение всех несчастий последний план эвакуации также не сработал: Демченко, который должен был нанять на островах Зеленого мыса плавсредство, чтобы пираты смогли покинуть захваченное судно, сообщил им, что ничего подходящего найти не удается.

В конце концов после почти месячных странствий пропавшее судно было обнаружено в 300 милях к югу от островного государства Кабо-Верде российской эскадрой. Экипаж, состоящий из 15 архангельских моряков, был освобожден, а пираты арестованы и доставлены в Россию.

В последнем слове Савин просил не наказывать его строго, так как по его инициативе экипажу было обеспечено трехразовое питание и медицинская помощь, а также якобы именно он приказал пиратам заменить боевые патроны на резиновые пули, чтобы избежать возможных жертв.

В итоге суд приговорил Савина к семи годам колонии строгого режима за пиратство, причем и осужденный и его адвокаты остались довольны приговором и не собираются его обжаловать.

Несмотря на логичную и стройную версию, рассказанную Савиным, в деле о захвате "Арктик Си" по-прежнему остается много вопросов. Сухогруз, следовавший с грузом древесины из Финляндии в Алжир, был захвачен 24 июля 2009 года в нейтральных водах недалеко от побережья Швеции. Судно принадлежало финской компании, ходило под мальтийским флагом и было застраховано в России.

В прессе появлялись предположение, что история с "Арктик Си" - не банальная уголовщина, а операция спецслужб с целью доставить незамеченным некий груз, возможно, оружие. Высказывались мнения, что это могли быть российские ракеты для Ирана или Сирии и что провал этой поставки был вызван действиями "Моссада".

Также не исключалось, что на судне могли быть наркотики или иные запрещенные грузы, а за их перевозкой стоял международный преступный синдикат. И наконец, по третьей версии, захват сухогруза мог быть связан с банальным спором хозяйствующих субъектов: кто-то из кого-то выбивал долги, причем не самым законным способом.

Савин и сам в своих показаниях признал, что у него нет никаких документальных подтверждений о причастности к захвату бывшего главы эстонской разведки, а также заявил, что сомневается, будто полтора миллиона долларов, в которые был оценен выкуп за "Арктик Си", являются сколько-нибудь значительной суммой для Кросса.

Любопытно, что о личности Савина в суде говорилось гораздо меньше, чем о подробностях биографии Кросса. Об организаторе известно лишь, что он гражданин Латвии и поэтому в официальных материалах его фамилия пишется на латышский манер, как "Савинс". Он женат, имеет двух детей, живет в Таллине и был когда-то директором судоходной компании.

Гораздо подробнее гособвинитель остановился на предполагаемом заказчике. Эрик Кросс родился в 1967 году. Его отцом был видный эстонский литератор Яан Кросс, который даже выдвигался на Нобелевскую премию. Кроме шпионского прошлого заказчика, в суде особо подчеркнули, что он занимается историческими штудиями и, в частности, выпустил монографию о "лесных братьях" - эстонских партизанах-националистах, боровшихся с советским режимом и в официальной российской историографии по-прежнему именующихся бандитами и приспешниками гитлеровцев.

В 1990-х годах Кросс стал руководителем Информационного бюро при Госканцелярии Эстонии, которое занималось координацией деятельности национальных разведслужб. Поговаривают, что занять этот пост Кроссу удалось благодаря хорошему знакомству его отца с первым президентом независимой Эстонии Леннартом Мери.

В 2000 году Кросс был вынужден уйти в отставку после того, как ревизия обнаружила, что он оплачивал служебной кредиткой личные расходы. Затем в течение года он работал советником президента Мери, пока ему не пришлось уйти и оттуда в связи со скандалом, связанным с мошенничеством при приватизации эстонских железных дорог.

Расставшись с госслужбой, Кросс занялся бизнесом. По словам Савина, бывший глава спецслужбы "участвовал в различных проектах, связанных с нефтью и газом, строил пансионаты", а деньги от выкупа хотел пустить на создание фирмы по морским перевозкам.

Сам Кросс уверяет, что его бизнес лежит совсем в других сферах. Он утверждает, что был советником грузинского правительства по вопросам безопасности и готовил эту страну к вступлению в НАТО. Этим, по мнению Кросса, и объясняется интерес к нему российских правоохранительных органов. Излишне говорить, что эстонец отверг все обвинения в причастности к пиратству, хотя и подтвердил, что знаком с Савиным, которому сдавал в аренду помещение под офис.

О невиновности Кросса заявила и эстонская прокуратура. Ее представитель подчеркнул, что в рамках расследования дела о захвате "Арктик Си", которое параллельно с Россией ведет международная группа следователей из Финляндии, Мальты, Швеции, Латвии и Эстонии, связи Савина были проверены и никаких свидетельств того, что Кросс имеет отношение к этому преступлению, не было найдено.

Пока кроме Савина за захват "Арктик Си" был осужден лишь россиянин Андрей Лунев, который также пошел на сделку со следствием и получил за это пять лет колонии. Остальные шесть фигурантов остаются в заключении и отказываются признавать себя виновными. Это гражданин Эстонии Евгений Миронов, россиянин Дмитрий Бартенев, гражданин Латвии Виталий Лепин, а также лица с неустановленным гражданством Алексей Булеев, Игорь Борисов и Алексей Андрюшин.

Все они придерживаются версии, выдвинутой ими при задержании: они якобы сотрудники экологической организации, занимались мониторингом природной среды в Балтийском море, у них на лодке закончилось топливо и им пришлось высадиться на "Арктик Си", на котором они и задержались по независящим от них причинам.

Что касается достоверности теории, изложенной Савиным, то в СКП РФ пообещали ее проверить. Примечательно, что после вынесения приговора откровения осужденного отказались обсуждать с прессой не только представители прокуратуры, но и адвокаты.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше