Очень странный банк Бизнес-империя Сергея Пугачева оказалась под ударом

С начала июня о сенаторе от Тувы и преуспевающем бизнесмене Сергее Пугачеве деловые СМИ написали столько, сколько о нем не писалось, наверное, за несколько лет. Дело в том, что об одной из самых закрытых и притом огромных бизнес-структур в России стало хоть что-то известно. Известия эти нерадостные: принадлежащий семье Сергея Пугачева Межпромбанк оказался на грани отзыва лицензии.

История из 1990-х

История Сергея Пугачева (лет 10 назад он фигурировал в СМИ как "православный олигарх" или "тень Бородина") - как будто иллюстрация к основам крупного бизнеса в 1990-е годы. Никому не известный предприниматель загадочным образом организует банк, который едва ли не в одночасье становится одним из самых влиятельных в стране. Причиной такого влияния журналисты называют близость Межпромбанка к управляющему делами президента России Павлу Бородину.

Так, журнал "Компания" в 2000 году открыто писал, что Бородин помогал переводить крупные предприятия на обслуживание в Межпромбанк. Ходили слухи, что именно финансовая организация Сергея Пугачева эмитировала кредитки для семьи Бориса Ельцина.

Кризис 1998 года Межпромбанк пережил, в отличие от других частных банков, относительно безболезненно. В 2004 году российская версия журнала Forbes писала, что Межпромбанк после кризиса увеличил уставный капитал до 25 миллиардов рублей, причем это был рекорд: обычно частные банки довольствовались миллиардом рублей. Иными словами, во время смены власти в стране Межпромбанк мог бы считаться одной из крупнейших финансовых организаций страны.

Если верить СМИ и считать, что резкое возвышение Межпромбанка было связано с фигурой Павла Бородина, то логично было бы предположить, что в 2000-х годах эта финансовая организация отойдет на второй план - Кремль заняли уже совсем другие люди.

Отчасти так и произошло, однако своего бизнеса Сергей Пугачев не потерял. К 2010 году Межпромбанк, конечно, уже не считается одним из крупнейших частных банков, но в тридцатку по объему активов входит. Пугачев же из банкира стал еще и судостроителем - его Межпромбанку принадлежит Объединенная промышленная корпорация, на балансе которой находятся 72 процента "Северной верфи", 88 процентов акций Балтийского завода и конструкторское бюро "Айсберг".

Загадок не становится меньше

Еще в самом начале 2000-х банкиры называли Межпромбанк странной финансовой организацией. Все в том же Forbes подробно описывается, как в декабре 1999 года уставный капитал финансовой организации… увеличился ровно на ту же сумму, что и ее кредитный портфель. Это означает, что банк мог прокредитовать сам себя на сумму уставного капитала.

Загадки Межпромбанка в 2000-х не прекращались: гигантская финансовая организация кредитовала почти исключительно структуры, связанные собственно с Межпромбанком или его владельцами. Грубо говоря, одни структуры Пугачева клали в банк средства на депозиты, а другие - забирали их в качестве кредитов.

В Forbes упрекали Межпромбанк и в создании схемы с участием офшоров, которая помогала выводить средства за границу, причем таким образом, чтобы сократить отчисления в Фонд обязательного резервирования.

По данным годового отчета о доходах, который должны публиковать все члены Совета Федерации, Сергей Пугачев в 2009 году заработал три миллиарда рублей. У него нет машины, а вот жилье есть: 111,1 квадратного метра и еще нежилое помещение площадью в 178 квадратных метров.

Во время кризиса 2008-2009 годов про сложности Межпромбанка слышно ничего не было. Однако финансовая организация, как и все, брала беззалоговые кредиты у Центробанка - их ЦБ выдавал тем, кто нуждался в ликвидности.

В 2010 году выяснилось, что использовал банк Пугачева беззалоговые кредиты весьма своеобразно - средства ЦБ он взял и выдал клиентам в качестве долгосрочных кредитов. Отдавать кредиты клиенты не спешат, а вот беззалоговые кредиты Межпромбанку уже пора возвращать ЦБ.

В общем, к лету 2010 года оказалось, что Межпромбанк - это странная финансовая организация, не входящая в систему страхования вкладов. Для обслуживания частных клиентов у банка есть Межпромбанк-Плюс всего с тремя отделениями и филиалом в Сочи. Из этого ясно, что розничные клиенты - не профиль Межпромбанка. Среди крупнейших финансовых организаций таких "динозавров" не осталось: даже государственный ВТБ, основой бизнеса которого является кредитование промышленных структур, завел себе вполне успешный розничный банк "ВТБ 24". О частниках и говорить не приходится: для многих из них розничные клиенты гораздо важнее компаний.

Что случилось?

9 июня рейтинговое агентство Fitch понизило прогноз по рейтингу Межпромбанка со "стабильного" на "негативный". С этого и началась волна публикаций о финансовой организации.

В Fitch предположили, что у Межпромбанка могут возникнуть сложности с погашением еврооблигаций на 200 миллионов евро - это банк должен сделать 6 июля. А тут еще некстати подвернулись и те самые беззалоговые кредиты ЦБ: Межпромбанк в середине июня не вернул Центробанку сразу 10 миллиардов рублей.

Газета "Ведомости" выяснила, что у Межпромбанка есть и другие обязательства перед кредиторами. В частности, у финансовой организации есть долг в 85 миллионов долларов перед ВТБ и в 10 миллионов долларов – перед Landensbank. В общем, проблемы посыпались на Межпромбанк со всех сторон и сразу.

25 июня Fitch опустило рейтинг финансовой организации до "ССС". Это означает, что дефолт является практически неизбежным. Доходность тех самых еврооблигаций, которые надо погасить в начале июля, составляет уже больше 200 процентов годовых - многие инвесторы не верят, что по этим ценным бумагам они смогут вернуть затраченные средства.

В ЦБ, в свою очередь, отмечают, что начали обсуждение возможной реструктуризации кредита Межпромбанка. Но конкретных решений нет, а время поджимает. По сути, Межпромбанк должен бояться двух главных вещей: дефолта по еврооблигациям и отзыва банковской лицензии: ЦБ, согласно своим нормативам, обязан отозвать лицензию у банка, не расплатившегося по беззалоговому кредиту, если стороны не смогут перевести его в формат залоговых или договориться каким-либо другим образом.

При всем том у Межпромбанка есть шанс расплатиться по всем кредитам. Для этого Сергею Пугачеву нужно продать свои судостроительные активы. Близость Пугачева к государственным структурам никуда не делась, а поэтому в июне в СМИ стала активно обсуждаться возможность передачи активов в государственную Объединенную судостроительную корпорацию.

Однако чиновники помогать Пугачеву не спешат - они преследуют свой интерес и стараются максимально сбить цену на активы. 21 июня Объединенная судостроительная корпорация выпустила релиз, в котором сообщалось, что сделка не состоится. По данным "Коммерсанта", Межпромбанк считает, что его судостроительные активы стоят 88,9 миллиарда рублей, а у ОСК есть только 23 миллиарда.

Даже если предположить, что стороны договорятся, то Сергею Пугачеву, видимо, придется так или иначе уходить из большого бизнеса. Ведь он останется без судостроительных активов, при банке, который по цифрам кажется большим, а на деле занимается только сложными перечислениями средств из одного кармана в другой. Взять Межпромбанку средства на развитие на открытом рынке будет невозможно - с такими-то кредитными рейтингами и такой репутацией.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше