Кровавый "инфаркт" Адвокат Чичваркина потребовал возбудить дело в связи с гибелью матери бизнесмена

26 июля адвокат Евгения Чичваркина Владимир Жеребенков обратился к главе СКП РФ Александру Бастрыкину с просьбой возбудить дело по факту убийства матери его подзащитного Людмилы Чичваркиной. Накануне милиция завершила проверку и объявила, что не станет возбуждать дело не только в связи с убийством, но даже в связи с телесными повреждениями, нанесенными пожилой женщине незадолго до смерти.

Проживающий в Великобритании бывший совладелец "Евросети" Евгений Чичваркин, обвиняемый российскими правоохранительными органами в пособничестве похищению человека и вымогательстве, - крайне неоднозначная фигура. Даже если бы мать такого человека мирно умерла в собственной постели, событие вызвало бы пересуды и слухи об убийстве. Что уж говорить о весьма загадочной смерти.

Как стало известно газете "Коммерсант", 1 апреля бывший инженер-экономист Министерства внешней торговли и Министерства внешнеэкономических связей Людмила Чичваркина отпраздновала 60-летний юбилей в своей квартире на Ленинском проспекте в Москве. Гостей на празднике было всего двое - домработница Чичваркиной Анархон Шайнурова и ее знакомый Альберт Саакян.

3 апреля Шайнурова пришла в квартиру, чтобы исполнить свои прямые обязанности - прибраться после застолья. Домработница обнаружила хозяйку на кровати мертвой. Как утверждает Владимир Жеребенков, почти все тело погибшей было покрыто синяками (экспертиза показала, что ее били тупым предметом). Кроме того, на кухне на краю стола засохла кровь. Рядом лежало полотенце, пропитанное кровью. Также кровь была обнаружена на найденных в квартире брюках.

Тем не менее, правоохранительные органы практически сразу начали преподносить произошедшее как несчастный случай. Было объявлено, что Чичваркина упала и ударилась виском о край стола. Умерла же она якобы не от травмы, а от сердечного приступа, произошедшего через несколько часов. Впрочем, первоначально заявлялось, что, хотя уголовного дела об убийстве возбуждать не планируется, вполне возможно возбуждение дела о побоях.

Сам Чичваркин сразу объявил, что считает гибель матери убийством. Впрочем, бизнесмен подчеркнул, что у него нет информации, позволяющей выделить каких-то конкретных подозреваемых. На похороны матери Чичваркин не поехал.

26 июля ОВД завершило доследственную проверку в связи с гибелью Людмилы Чичваркиной. По итогам проверки даже дело о побоях было решено не возбуждать. Правоохранительные органы не выступали с разъяснениями этого решения, зато адвокат Жеребенков не только обратился с жалобой к Александру Бастрыкину, но и выступил с активной критикой милиционеров в СМИ.

В частности, адвокат рассказал, что на бутылке водки, оставшейся после празднования юбилея, были найдены отпечатки пальцев, не принадлежавшие ни Чичваркиной, ни Шайнуровой, ни Саакяну. Особой активности в поисках владельца этих отпечатков правоохранительные органы не проявили. Кроме того, пропал один из трех комплектов ключей от квартиры Чичваркиной. Куда делись ключи, в ходе доследственной проверки не выяснили. Также Жеребенков подчеркнул, что милиционеры не изъяли записи подъездных камер видеонаблюдения и опросили жильцов лишь семи квартир из тридцати находящихся в подъезде.

Кроме того, Жеребенков считает, что милиции следовало бы попробовать отыскать некоего Алексея из Воронежа. Как стало известно адвокату, этот человек регулярно приезжал в Москву работать на стройке. Недавно он познакомился с Чичваркиной и иногда заходил к ней в гости. После смерти женщины он исчез.

Стоит отметить, что исчезновение Алексея выглядит не так уж подозрительно. Если он никогда не контактировал с другими знакомыми Чичваркиной, то с кем он мог бы выходить на связь после ее смерти? Хотя, конечно, проверка тут не помешала бы.

Тем временем приближается суд, в ходе которого британские власти решат, стоит ли экстрадировать Чичваркина в Россию. О том, что суд назначен на август, было известно еще в апреле, когда погибла мать бизнесмена. Надо сказать, что если предполагаемые убийцы хотели увидеть Чичваркина в РФ, то в их действиях прослеживается мало логики.

Мосгорсуд 26 августа отберет коллегию присяжных по делу бывших вице-президента "Евросети" Бориса Левина и начальника службы безопасности Андрея Ермилова. Их, как и Чичваркина, обвиняют в похищении человека и вымогательстве. Однако поскольку Чичваркин скрывается, его преследование выделено в отдельное производство.

Было бы наивно предполагать, что бизнесмен, скрывающийся в Лондоне с конца 2008 года, поддастся чувствам и отправится в Россию на похороны матери с тем, чтобы гарантированно попасть в СИЗО. А вот экстрадиция из-за данного события ставится под угрозу. Российские правоохранительные органы недаром так активно стремятся представить гибель Чичваркиной как несчастный случай. Если смерть женщины признают убийством, бизнесмен сможет сказать британскому суду: "В России мне грозит смертельная опасность, там уже убили мою мать, не отправляйте меня туда".

И это вполне может стать решающим аргументом. Для сравнения, в 2009 году россиянин Алексей Калиниченко, подозреваемый в создании финансовой пирамиды, некоторое время успешно избегал экстрадиции из Италии на том основании, что обманутые вкладчики угрожали ему в блогах. Лишь суд самой высшей инстанции признал, что отправка Калиниченко на родину все же не противоречит принципам гуманности (после чего подозреваемый бежал от полиции, был пойман, но в РФ все же пока так и не возвращен).

Тогда речь шла всего лишь об угрозах блогеров, а убийство матери - гораздо более серьезный повод.

Рассматривать убийство Людмилы Чичваркиной как месть отчаявшихся недоброжелателей, которые уже потеряли надежду на возвращение бизнесмена, также нельзя. Если бы убийство произошло после отказа в экстрадиции - его можно было бы расценить как акт мести. Но Чичваркину убили несмотря на то, что еще есть шансы вернуть ее сына в Россию и привлечь к уголовной ответственности.

Впрочем, история Чичваркина настолько сложна, что гадать о мотивах убийства его матери - неблагодарное дело. Вполне возможно, что преступление было совершено по причинам, неизвестным широкой общественности. Более того, нельзя исключать и простого совпадения. В конце концов, женщину вполне могли убить в ходе бытовой ссоры. В России ежедневно огромное количество людей погибает "на почве внезапно возникшей неприязни в ходе распития спиртных напитков" (как пишут в милицейских сводках). Так могла погибнуть и Людмила Чичваркина, а уж потом оказалось, что из-за родственных связей эта смерть окажет огромное влияние на такой громкий уголовный процесс, как дело бывшего совладельца "Евросети".

Для выяснения всех возникающих вопросов нужно именно то, чего добивается Жеребенков - возбуждение и тщательное расследование уголовного дела.

Татьяна Ефременко

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше