Ничего себе посадочка Вертолет с россиянами захватили ради получения долгов по зарплате

Сообщение МИД РФ о пропавшем в Судане вертолете Ми-8 компании "ЮТэйр" с российским экипажем на борту появилось днем во вторник, 27 июля. При этом захвачен он был как минимум на сутки раньше, когда совершил посадку в мятежной провинции Дарфур. Экипаж выполнял задание миссии ООН, вертолет следовал по маршруту Эль-Фашер (Судан) - Абеша (Чад). Работающая в Судане по контракту с ООН компания "ЮТэйр" вскоре опубликовала пресс-релиз с сообщением, что вертолет вернулся на базу, а все члены экипажа и пассажиры целы и невредимы. Однако, как выяснилось позже, с оптимистичным заключением пресс-служба "ЮТэйр" поторопилась.

Помимо четырех российских пилотов на борту Ми-8 находились еще пятеро пассажиров-суданцев из Движения освобождения и справедливости. Возможно, именно их присутствие стало причиной для нападения на вертолет джанджавидов (бойцов суданского проправительственного ополчения), являющихся противниками ДОиС. Как и многое другое в этой истории, точная причина для агрессивного поведения джанджавидов остается не ясной, хотя эти дарфурские ополченцы известны тем, что периодически захватывают иностранных граждан просто с целью наживы.

Впрочем, само слово "джанджавиды" стало достоянием общественности несколько позже. Из вышедшего во вторник вечером пресс-релиза "ЮТэйр" следовало, что никакого захвата вертолета вообще не было. Временная пропажа Ми-8 объяснялась тем, что "после приземления в одном из промежуточных пунктов посадки на территории Судана вертолет был задержан представителями суданских властей".

Также "ЮТэйр" поспешила успокоить всех, сообщив, что "вертолет с экипажем произвел возврат в точку постоянного базирования - населенный пункт Нияла, пострадавших среди членов экипажа и пассажиров нет, воздушное судно повреждений не имеет". Однако впечатление от идеальной картинки из пресс-релиза было несколько подпорчено тем, что почти одновременно появилась неподтвержденная информация о пропаже одного из пилотов.

Этнический конфликт в Дарфуре начался в 2003 году. Сторону повстанцев представляют две крупные группировки - Движение за справедливость и равенство и Фронт национального возрождения. Им противостоят действующие власти Судана и проправительственные группировки, крупнейшей из которых являются джанджавиды. Именно их считают главными зачинщиками этнических чисток в Дарфуре, в результате которых погибло от 10 до 30 тысяч человек из числа чернокожего населения. В 2007 году ООН приняла решение ввести в Дарфур миротворческий контингент. Общее число жертв конфликта оценивается в 300 тысяч человек, общее количество беженцев - в 2 миллиона.

Днем в среду, 28 июля, первоначальное сообщение было официально подтверждено посольством РФ. Теперь уже стало ясно, что вертолет все-таки был захвачен и что, скорее всего, за этим захватом стоят джанджавиды. Такую версию озвучил спецпредставитель президента РФ по Судану Михаил Маргелов. Он же уточнил, что хоть группировка и считается проправительственной, джанджавиды уже давно не получают серьезного финансирования из Хартума (столицы Судана) и вполне могут преследовать собственные цели - например, обогатиться за счет заложников.

Также Маргелов рассказал, что вертолет совершил рискованную посадку в Дарфуре не из-за ошибки навигации или плохих погодных условий, а с вполне конкретной целью - подобрать одного из местных полевых командиров, который выразил желание провести переговоры с властями. О том, что приземляться в этих местах небезопасно, экипаж Ми-8 наверняка знал. Мятежный Дарфур является очагом многолетнего кровавого противостояния между арабскими и африканскими племенами. Джанджавиды относятся к первой группе, повстанцы из Движения освобождения и справедливости - ко второй.

Ближе к вечеру среды, 28 июля, появилась новая информация о захвате вертолета. Официальный представитель генсека ООН Мартин Несирки на брифинге заявил о том, что летчики и пассажиры были избиты. Правда, сообщение об избиении не было подтверждено посольством РФ. Временный поверенный в делах России в Судане Юрий Видакас заявил, что точно известно лишь о материальном ущербе, который понесли пилоты - у них украли (или отобрали) мобильные телефоны и компьютер.

Вскоре были уточнены данные относительно пропавшего россиянина. Им оказался командир вертолета Евгений Мостовщиков. Точное его местонахождение к 29 июля установить не удалось, но Видакас уточнил, что пилота удерживают где-то в Южном Дарфуре. Прозвучала новая версия - о том, что ополченцы удерживают Мостовщикова в плену даже не ради выкупа, а ради получения задолженностей по зарплате от официальных властей страны. Действия, направленные на освобождение российского гражданина, дипломаты РФ осуществляют вместе с ЮНАМИД (совместной миротворческой миссией ООН и Афросоюза в Дарфуре), министерством иностранных дел Судана и местными спецслужбами.

Маргелов, комментируя ситуацию в целом, отметил, что нападение на вертолет "ЮТэйр" не должно восприниматься как акция, направленная конкретно против России. По мнению спецпредставителя президента РФ, действия боевиков направлены прежде всего против ООН - "организации, которая ведет очень грамотную линию в Судане, стране, где недавно прошли всеобщие выборы, где идет подготовка к референдуму". На российскую позицию по Судану этот инцидент не повлияет, уверен Маркелов, Россия в любом случае будет выступать за политическое решение всех проблем.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше