Семь лет обещаний Главу Роскосмоса отправили в ожидаемую отставку

29 апреля Анатолия Перминова официально освободили от должности руководителя Федерального космического агентства. Его место занял Владимир Поповкин, бывший замминистра обороны. Слухи об отправке Перминова на пенсию ходили уже давно - еще со времени неудачного запуска спутников ГЛОНАСС в 2010 году. Те семь лет, которые Анатолий Перминов провел на посту главы Роскосмоса, запомнятся многим - в первую очередь невнятной космической политикой, большими обещаниями и далеко не впечатляющими результатами.

"Клипер", или Первый проект Перминова

В 2004 году, когда Владимир Путин назначил главу только что сформированного агентства Роскосмос, в российской космической отрасли царил застой. Вероятно, именно с этим явлением в первую очередь и решил бороться Анатолий Перминов. Первым действительно крупным проектом нового главы стала организация конкурса на разработку нового космического корабля в 2005 году. Проект, прямо скажем, был амбициозным даже по мировым меркам.

От участников конкурса требовалось создать такой многоразовый космический аппарат, который мог бы возить грузы и людей и при этом возвращаться в атмосферу. В соревновании приняли участие корпорация "Энергия", Научно-производственный центр имени Хруничева, а также Научно-производственное объединение "Молния", все со своими уникальными проектами.

"Молния" представила корабль МАКС, который планировалось запускать в околоземное пространство с самолета-носителя (по такому принципу сделана система для отправки туристов компании Virgin Galactic Ричарда Брэнсона). Максимальная высота полета такого аппарата должна была составлять около 1000 километров. Центр Хруничева представил Транспортный корабль снабжения (его, правда, еще надо было переделать в пилотируемый) с многоразовым возвращаемым отсеком, который уже проходил испытания в 80-е годы прошлого века. РКК "Энергия" представила "Клипер", который ко времени начала конкурса якобы разрабатывался уже 6 лет.

Понятно, что корабль "Энергии" был самым впечатляющим, и очень скоро все заговорили об отечественном шаттле, том самом, которым когда-то должен был стать "Буран". Про проект усиленно писали, постоянно подчеркивая технологические преимущества нашего проекта перед американским аналогом. Если коротко, то он должен был быть "быстрее, лучше и дешевле".

Со временем количество агитационных сообщений о новом корабле начало снижаться, пока, наконец, в 2006 году неожиданно не объявили, что ни один из представленных проектов не удовлетворил требованиям руководства космического агентства и что все они были отправлены на доработку.

В это же время новый проект стал обрастать совершенно невероятными деталями - выяснилось, что разрабатывается сразу несколько версий будущего корабля для разного количества космонавтов и прочее. Все это недвусмысленно указывало на то, что проект, если вообще имел место быть, то, скорее всего, находился в зачаточном состоянии. Об этом также свидетельствовали отчаянные попытки Роскосмоса найти финансирование за рубежом, в частности, договориться с Европейским космическим агентством о вложении средств. В итоге ничего из этого не получилось, и проект был благополучно похоронен (до появления "Руси", о которой мы поговорим чуть ниже).

МКС, или Имидж Перминова

Часть успехов Роскосмоса во времена Перминова были связаны с МКС. Впрочем, эти успехи имели довольно косвенное отношение к умелому руководству.

Начнем с того, что Россия с самого начала строительства Международной космической станции постоянно срывала сроки. Что поделать, время было трудное - так, первый модуль будущей станции под названием "Заря", выведенный на орбиту в 1998 году, появился исключительно благодаря финансовому вмешательству американцев (хотя выбора у них не было - задержки в строительстве первого модуля мешали строительству всей станции). За время работы Перминова к станции было присоединено всего два отечественных модуля - "Поиск" и "Рассвет". При этом пуски самых ценных исследовательских модулей (например, "Науки") постоянно откладывались.

Ракета-носитель "Протон-М" на "Байконуре". Фото (c)AFP, 2 декабря

Ракета-носитель "Протон-М" на "Байконуре". Фото (c)AFP, 2 декабря

Lenta.ru

Получалось, что, если станцию сведут с орбиты, как и было запланировано, в 2015 году, то российский сегмент проработает в полную силу всего несколько лет. Так, одно время даже появлялись совершенно фантастические слухи о том, что Роскосмос отделит отечественный сегмент станции от МКС и превратит в собственный аванпост на орбите. С другой стороны, в одиночку, без поддержки со стороны коллег, в частности США, российское космическое агентство мало что могло сделать (в 2009 году даже было заявлено, что просто для полноценного участия в проекте России не хватает 120 миллиардов рублей, что уж тут говорить о расширении или изменении программы своего участия).

Перминов достаточно часто говорил о том, что вовсю договаривается с Европой и США о продолжении работы станции. При этом в свойственной ему лихой манере подчеркивал, что зарубежные коллеги понимают: "Россия не предаст". Неизвестно, насколько все эти громкие заявления соответствовали действительности, но США действительно согласились продлить работу станции до 2020 года. Представляется, однако, что это решение было продиктовано в основном опасениями Штатов за собственные инвестиции.

Другим проектом, который при Перминове фактически завял, стал космический туризм. В 2001 году на орбиту отправился Деннис Тито, который стал первым космическим туристом. Вообще, присутствие лишнего человека на борту МКС стало возможным исключительно благодаря тому, что до 2009 года экипаж станции насчитывал не шесть человек, как положено по штату, а три. Кроме Тито при Перминове на орбиту слетали еще трое: первая женщина-турист Ануше Ансари, создатель компьютерных игр Ultima и Lineage Ричард Гэрриотт и последний из гражданских лиц на станции - Ги Лалиберте, основатель Cirque du Soleil.

Все эти люди сильно помогли Роскосмосу не только деньгами, но и своими восхищенными отзывами, чем несомненно улучшили имидж агентства за рубежом. Это, кстати, был не единственный имиджевый проект Роскосмоса. Так, на сайте агентства появились блоги космонавтов, один из которых (блог Максима Сураева) был признан лучшим в своей категории по версии Wired. Кроме этого Роскосмос начал (пусть и с невероятным скрипом, присущим любому отечественному ведомству) выкладывать на своем сайте фотографии и даже запустил собственный геопортал, близкий по функциональности к Google Maps (впрочем, портал оказался не способен обслуживать большое количество людей - например, упал сразу после того, как о нем написала "Лента.Ру")

Космический извоз, или Главное достижение Перминова

При Перминове Федеральное космическое агентство превратилось в главного космического извозчика планетарных масштабов. В первую очередь за последние семь лет Роскосмос нарастил объем запусков беспилотных аппаратов. Например, за 2010 год в мире было произведено 74 космических запуска, из которых 70 оказались удачными. При этом 31 запуск приходится на Россию, а на США и Китай - по 15 запусков (в 2009, например, было произведено 32 российских запуска, или 43 процента от общемирового значения).

Именно этот факт, кстати, был одним из любимых поводов для гордости у Перминова, который вспоминал об отечественном лидерстве в этой сфере при первом удобном случае. Вот пример ролика, в котором перечисляются главные запуски прошлого, 2010 года.

Роскосмос неплохо показал себя и в пилотируемой космонавтике - надежные "Союзы" продолжали доставлять людей на орбиту. Кстати, именно при Перминове были заключены договоры с NASA, по которым после завершения работы шаттлов в 2011 году астронавтов на орбиту будут доставлять российские корабли. Фактически Россия на несколько лет станет монополистом в пилотируемой космонавтике - правда, ставить себе это в заслугу будет уже новый руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин.

ГЛОНАСС, или Причины отставки Перминова

Главным провалом Перминова стала российская глобальная навигационная система. С середины восьмидесятых эта система, изначально создававшаяся исключительно для военных нужд, пребывала в состоянии легкой комы. Ситуация начала меняться, когда в 1999 году система официально получила второе, гражданское, назначение, а в 2001 году была создана соответствующая Федеральная целевая программа. Тогда введение системы в эксплуатацию было запланировано на 2010 год.

Спутник системы ГЛОНАСС. Иллюстрация Роскосмоса

Спутник системы ГЛОНАСС. Иллюстрация Роскосмоса

Lenta.ru

При этом работы по системе если и велись, то так, что об этом почти ничего не было известно. Наконец, главное событие в карьере Перминова случилось в 2005 году: тогда Владимир Путин дал поручение правительству не только в кратчайшие сроки создать собственную космическую группировку, но и начать коммерческое использование системы. В общем, в 2006 году система вместе со всеми своими проблемами оказалась в ведении Роскосмоса.

С тех пор развитием системы постоянно интересовались первые лица государства. Например, в 2008 году Владимир Путин дополнительно выделил 67 миллиардов рублей на развитие системы ГЛОНАСС. Позже, обещая еще 200 миллиардов в 2009-2011 годах на космос, он заявил, что государство не будет копировать прежнюю модель отрасли, когда "она была вещью в себе". "Это - путь к омертвлению инвестиций и полученных технологий, к потере перспективного рынка, в том числе даже в собственной стране".

Прошло около двух лет, наступил 2010 год, а в ситуации с ГЛОНАСС так ничего и не поменялось. Терпение у руководства страны, в этот раз в лице президента Дмитрия Медведева, лопнуло, когда 5 декабря 2010 года ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести разгонный блок ДМ на заданную орбиту, и он вместе с тремя спутниками ГЛОНАСС упал в океан. Дело в том, что чуть ранее, 30 ноября, в послании Федеральному собранию Медведев пообещал полностью укомплектовать орбитальную группировку ГЛОНАСС (имея в виду доведение количества спутников на орбите до 30 единиц - именно столько надо, чтобы система стабильно работала в любой точке земного шара) в самое ближайшее время. После падения трех аппаратов на этих планах пришлось поставить крест.

Больше всего руководство страны было возмущено реакцией Перминова на неудачу со спутниками. "Ситуация неприятная, но это никак не катастрофа. Стартовая позиция не разрушена, и люди не погибли. Возникла техническая неисправность", - заявил он в интервью "Известиям". Позицию непосредственного начальства Перминова озвучил помощник президента РФ Сергей Приходько: "Крайне странно, что руководство Роскосмоса считает отсутствие человеческих жертв и неразрушение стартовой площадки критерием оценки реализации важнейшей госпрограммы". Кроме этого он подчеркнул, что критерии, по которым Перминов оценивал аварию, являются недопустимыми.

В конце декабря 2010 года в Роскосмосе начались первые увольнения. Свои посты потеряли вице-президент, главный конструктор по средствам выведения РКК "Энергия" Вячеслав Филин и заместитель руководителя Роскосмоса Виктор Ремишевский. Перминов тогда отделался выговором, однако стало понятно, что положение у него критическое. А тут еще Медведев потребовал от прокуратуры проверить факты нарушений, допущенных в ходе подготовки к полету спутников. Очень быстро Следственный комитет РФ обнаружил в действиях руководства Роскосмоса по подготовке к злополучному старту факты превышения полномочий.

Окончательно стало понятно, что Перминова отставят, после того, как потерялся спутник "Гео-ИК-2" - вместе с тремя аппаратами ГЛОНАСС он стал четвертым спутником, утраченным Россией всего за два месяца. Черту под слухами подвел вице-премьер Сергей Иванов. "Анатолию Николаевичу Перминову пошел 66-й год. По российскому закону, любой госчиновник не может работать ни на какой госдолжности по истечении этого возраста", - заявил он.

Заключение, или Незаконченные проекты Перминова

	 Макет нового космического корабля на выставке МАКС 2009. Фото пользователя Petrovich 5000 с сайта wikipedia.org

Макет нового космического корабля на выставке МАКС 2009. Фото пользователя Petrovich 5000 с сайта wikipedia.org

Lenta.ru

Что же оставляет после себя Перминов? По большому счету, огромное количество нерешенных задач и незаконченных проектов. Так, 5 марта 2009 года стало известно, что конкурс на создание нового перспективного космического корабля снова объявлен. Требования к проектам стали еще более фантастическими - от компании-победителя требовалось представить эскизный проект к 2010 году, в 2015-м начать летные испытания, а в 2018-м - уже ввести аппарат в эксплуатацию. Победителем этого конкурса, как и того, старого, стала корпорация "Энергия". Она представила эскиз корабля (который очень похож на несостоявшийся американский "Орион") с громким названием "Русь". Что будет с этим проектом - пока неясно.

Другой важной задачей является создание нового поколения ракет-носителей "Ангара". Оно включает как легкие, так и тяжелые аппараты (грузоподъемность, соответственно, будет варьироваться от 1,5 до 25 тонн), которые планируется сделать модульными - то есть ракеты разного класса будут отличаться количеством модулей. Эти ракеты будут гораздо экологичнее и дешевле существующих "Союзов" и "Прогрессов". Первый запуск должен состояться уже в 2013 году. А ведь еще строится космодром "Восточный"...

В общем, дел у Владимира Поповкина будет много. Хочется только пожелать, чтобы ему удалось все их довести до успешного завершения. Мы будем на это очень надеяться.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше