Эпоха Рубинштейна Фестиваль "Арт-ноябрь" открылся посвященной композитору выставкой

В последний осенний месяц в Москве уже восемнадцатый год подряд проходит фестиваль искусств "Арт-ноябрь". В этом году, как и в прошлом, одним из ключевых событий фестиваля стала выставка, посвященная наследию композитора и пианиста Антона Рубинштейна. О значении личности Рубинштейна для российской культуры и редких архивных документах, рассказывающих о его жизни и творчестве, "Лента.ру" поговорила с арт-директором фестиваля Нателлой Войскунской.

"Лента.ру": Расскажите, пожалуйста, о выставке "Антон Рубинштейн. Летопись эпохи", которая проводится в рамках нынешнего фестиваля "Арт-ноябрь". В чем ее главная задача?

Нателла Войскунская: Можно сказать, что эта выставка началась в прошлом году с посвящения А.Г. Рубинштейну, тогда и возникло само название – "Летопись эпохи": не только потому, что Антон Григорьевич Рубинштейн – поистине человек-эпоха, а еще и потому, что мы поставили перед собой долгосрочную задачу показать эпоху Рубинштейна (Вы спрашивали о главной задаче, так вот она). Показать – пусть не сразу, пусть шаг за шагом, от выставки к выставке, – эпоху Рубинштейна, иными словами, показать его творческие связи и его общение с деятелями культуры той поры, на которых он оказал чрезвычайное влияние и как музыкант, и как неординарная личность; а они, в свою очередь, также были фигурами эпохального значения.

Но прежде всего надо было представить широкой публике Антона Григорьевича, его родословную и основные этапы деятельности в России. Таков контент прошлогодней выставки, построенной на материалах личной коллекции Татьяны Леонидовны Болычевой.

Нынешняя выставка раскрывает связи Рубинштейна и братьев Третьяковых. Переписка братьев Третьяковых, а также Павла Михайловича с Репиным и Крамским, переписка Третьякова с женой (Павел Михайлович писал ей о своих впечатлениях об операх Рубинштейна "Купец Калашников" и "Демон") наряду с дневниковыми записями Веры Николаевны Третьяковой (кстати, прекрасной пианистки), – все говорит о том, сколь высоко они ценили гениального музыканта. Вот лишь одна фраза из ее дневника: "Исполнение 'Эгмонта' и 'Океана' было высоко художественно. Впечатление от всех 7 частей Океана было самое яркое. Вторая часть 'Lento assai' тронула меня до слез, я сильно расплакалась, - так ярко, горячо ощутила я силу бури и всю силу страданий плавающих". Эта запись сделана В.Н. Третьяковой в 1882 году.

Подобные документальные свидетельства эпохи (а они хранятся в Отделе рукописей Третьяковской галереи) позволяют погрузиться в прошлое – то прошлое, которым так гордится настоящее. Тема "А.Г. Рубинштейн и П.М. Третьяков" блестяще раскрыта в статье Елены Теркель, опубликованной в каталоге к этой выставке. Е. Теркель заведует сектором исторических источников отдела рукописей ГТГ. Но это, пожалуй, почти все о первой части выставки.

Обложка партитуры симфонии "Океан" А. Рубинштейна

Обложка партитуры симфонии "Океан" А. Рубинштейна

Lenta.ru

Вторая, смею надеяться, не менее интересная часть экспозиции, посвящена американскому турне А.Г. Рубинштейна, он совершил его в 1872-1873 годах. Выставленные документы – это первый шаг на пути осуществления проекта Фестиваля "Арт-ноябрь" "Антон Рубинштейн. Путь через океан". Предоставленные архивом Нью-Йоркского филармонического общества материалы чрезвычайно интересны. Это партитура симфонии "Океан" А.Г.Рубинштейна (версия 1851 года) с пометами известных американских дирижеров, исполнявших этот шедевр с 1871 по 1920 годы. Это программы его выступлений в Академии музыки в Нью-Йорке, а также Посвящение памяти А.Г. Рубинштейна его любимого ученика Иосифа Гофмана, опубликованное в Musical Courier к 100-летию со дня рождения великого музыканта. Не могу не процитировать эти строки: "Антон Рубинштейн! Мастер, мой наставник! Как прост его подход к музыке – и как прекрасно, возвышенно его творчество! Нет сомнений, что истина проста, и Рубинштейн – ее полноправный истолкователь… Рубинштейн был истинный гений. В своем искусстве он следовал природному чутью, которое всегда превосходит любые правила и навыки, потому что этот природный дар - начало начал. Как часто появляется талант, подобный Рубинштейну? За последние сто лет, лишь один – Антон. Те, кому посчастливилось знать его как артиста и как человека, никогда не забудут великого Мастера музыкальной экспрессии. Пусть навеки упокоится душа и прославится его имя!"

Не менее эмоциональны и опубликованные в том же юбилейном номере воспоминания американского музыкального критика Артура Абелла, которому посчастливилось слышать игру Рубинштейна и беседовать с ним. Вот еще одна цитата: "…Сравнивать Рубинштейна с другими пианистами-современниками все равно, что сравнивать Бетховена с ныне живущими композиторами. Гений есть гений, и Рубинштейн – непревзойденный гений фортепиано".

Ранее проходили столь масштабные выставки, посвященные Рубинштейну?

Уверена, что нет; хотя выставки, конечно, были, и неоднократно – ведь отмечались юбилеи Рубинштейна в Музее М.И. Глинки, в Петербургской консерватории, которую основал Антон Григорьевич, и в Московской консерватории, и в библиотеке Иностранной литературы, где долгие годы работала Татьяна Леонидовна Болычева, о чьей коллекции я уже упоминала в связи с прошлогодней выставкой. Однако наша выставка наглядно иллюстрирует на новых архивных материалах масштаб личности великого музыканта, который был первым, кто взялся «наводить мосты» между Москвой и Нью-Йорком, между Европой и Америкой, и делал это с присущим ему артистическим блеском. Следует отметить и тот факт, что мы предоставляем возможность ознакомиться на русском языке с материалами, полученными из архива Нью-йоркского филармонического общества, а наши американские коллеги получат возможность прочесть на английском все материалы из архива Третьяковской галереи.

Какие материалы на этой выставке являются ключевыми? Что экспонируются впервые?

Ключевые материалы – это документы из личного архива П.М. Третьякова, хранящиеся в Отделе рукописей Третьяковской галереи, и нью-йоркские материалы, о которых я уже говорила.

Какие отношения у Рубинштейна были с братьями Третьяковыми? Чему посвящена переписка Третьякова?

Портрет Павла Третьякова кисти Ильи Репина

Портрет Павла Третьякова кисти Ильи Репина

Lenta.ru

Благодарю за этот вопрос. Павел Михайлович, как мы все знаем, задумал и осуществил создание портретной галереи выдающихся деятелей культуры России. Конечно, Антон Григорьевич был одним их тех, чей портрет Третьяков хотел заказать и приобрести для своей галереи. С этим он и обратился сперва к Крамскому, но тот был занят выполнением других заказов, и хотя личность и сам образ Рубинштейна был чрезвычайно притягателен для него как для живописца, он признал, что не сможет выполнить заказ в срок, обозначенный Павлом Михайловичем. Обо всем этом мы знаем из их переписки. Портрет, находящийся в Третьяковской галерее, был выполнен И.Е. Репиным. На выставке можно ознакомиться с перепиской по поводу этого портрета между Павлом Михайловичем и его братом Сергеем Михайловичем и, конечно, с Репиным.

Большая ли часть выставки приехала из Нью-Йорка?  Насколько активна американская сторона в изучении творческого наследия музыканта?

Пожалуй, нью-йоркская и московская части равновелики. Что же касается второй части Вашего вопроса, то отвечаю – меня поразило количество зарубежных издательств, которые сегодня публикуют автобиографию А.Г. Рубинштейна. A propos, его автобиография была сразу же переведена на английский язык и вышла в Америке буквально через полгода после выхода в России. Надо сказать, американцы до сих пор находятся под впечатлением от творческого подвига Рубинштейна – 60 городов США на 215 концертах рукоплескали великому маэстро в сезоне 1872 – 1873 годов. Музыка Рубинштейна постоянно исполняется американскими музыкантами. Антон Рубинштейн был первым российским исполнителем, чья прижизненная слава перешагнула границы континентов. До сих пор ходят легенды о его неукротимой энергии. С грандиозного турне Антона Рубинштейна началась славная история культурных взаимоотношений между Россией и Америкой.

О Рубинштейне можно говорить и говорить. Именно он предугадал стремительное развитие американского оркестрового исполнительства, разглядел большое будущее новой концертной индустрии.

Позвольте, раз уж мы затронули эту тему, подробнее остановиться на американском турне Рубинштейна. Он – единственный мировой исполнитель, ставший автором идеи цикла "Исторических концертов" и личным примером ее практического воплощения. Это грандиозное начинание Рубинштейна по сей день остается уникальным… Ни много ни мало – это в общей сложности 90 выступлений, объединивших исполнение 1032 произведений 79 авторов с пояснениями солиста. Согласитесь, это кажется просто чем-то нереальным...

Скажите: кто, кроме него, способен был мыслить столь масштабными циклами? Никто в то время, да и никто сейчас… Вена, Париж, Лондон, Лейпциг, Берлин, Дрезден, Брюссель, Прага, Москва и Санкт-Петербург – такова география его "Исторических концертов". Заметьте, в кавычках и с большой буквы… Это лучшие произведения для фортепиано от Баха до русских композиторов ХIX века. А вот самый первый цикл из семи "Исторических концертов" Рубинштейн предложил именно американской публике в мае 1873 года.

Итак, эти концерты, как и весь грандиозный тур по городам США, как и выступления Рубинштейна в качестве дирижера Оркестра Нью-Йоркского Филармонического общества, принесли ему неувядаемую славу и звание первого в истории “Стейнвей-Артиста”. Надо ли говорить, что его имя навсегда вписано в историю американской музыкальной культуры? И по сей день произведения Рубинштейна украшают сезоны лучших американских концертных залов, его музыка входит в репертуар многих оркестров и солистов, его партитуры переиздаются, о нем пишут статьи и книги. Пожалуй, никто не внес больший вклад в укрепление российско-американских культурных связей, чем это сделал Рубинштейн.

Мне бы хотелось, если позволите, вновь обратиться к анонсированному Фестивалем "Арт-ноябрь" в 2010 году проекту "Антон Рубинштейн. Путь через океан" (Anton Rubinstein: Сrossing the Оcean). Мы анонсировали его в первом, а в этом году и во втором специальных выпусках журнала "Третьяковская галерея", озаглавленных "Америка – Россия. На перекрестках культур" (журнал выходит на русском и английском языках). Так вот, этот проект направлен на восстановление целостности "пространства Рубинштейна".

В рамках этого проекта "Арт-ноябрь" предполагает совершить обратный путь через океан и познакомить современную российскую публику и профессиональную аудиторию с той значительной частью истории и наследия Рубинштейна, которую на протяжении более 100 лет бережно хранит американское общество.

Конечно, проект "Антон Рубинштейн. Путь через океан" предполагает и знакомство американской публики с уникальными материалами эпохи Рубинштейна из архивов Третьяковской галереи, Государственного музея музыкальной культуры имени Глинки, Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, частных коллекций; в рамках этого проекта планируется организация выступлений российских и американских пианистов – наследников великой исполнительской школы, по праву составляющих гордость современного музыкального искусства, а также проведение мастер-классов, открытых встреч и семинаров в целях укрепления сотрудничества между университетами и музыкальными учебными заведениями России и США.

В общем, планов много, а перспектива их осуществления не может не вдохновлять.

Эта выставка стала важным шагом в исследовании жизни и творчества Антона Рубинштейна. Каковы дальнейшие шаги в развитии "рубинштейновского направления"?

Наши дальнейшие шаги связаны с поиском новых материалов в США и в Австрии, в Вене.

На какой стадии сейчас проект создания института Рубинштейна?

На стадии закладки фундамента. Несколько поистине "золотых" кирпичей, полагаю, нами уже заложены.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше