Стало, как было Медведев предложил сохранить прежнюю систему выборов депутатов

Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о новом порядке выборов депутатов нижней палаты парламента. В соответствии с документом, депутаты, как и раньше, будут избираться по пропорциональной системе, а Россию при этом разобьют на 225 избирательных территорий. Рядовой избиратель заметит только отсутствие привычных фамилий лидеров партий в бюллетенях.

Новый законопроект о выборах депутатов Госдумы Дмитрий Медведев представил точно в срок - 15 февраля. По его собственному распоряжению, именно к этой дате документ должны были подготовить в администрации президента. По сведениям "Газеты.ру", еще 10 февраля с новой системой выборов не было никакой ясности, поэтому ответственному за этот проект Сергею Иванову, вероятно, пришлось постараться. С другой стороны, еще 26 января "Ведомости" опубликовали статью про проект закона, и в этом проекте уже были все те положения, которые вошли и в итоговый документ.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, Россию поделят на 225 территориальных единиц. Распределением территориальных единиц по регионам будет заниматься Центризбирком раз в десять лет, то есть каждые две избирательные кампании Россию будут делить заново. Делать это будут так. Сначала вычисляется "единая норма представительства избирателей" (ЕНПИ). Эта величина должна быть равна отношению общего числа избирателей на территории РФ и количества территориальных единиц. По данным на 1 января 2012 года, в России проживает чуть больше 108 миллионов избирателей. Таким образом, "единая норма представительства избирателей" на текущий момент - примерно 480 тысяч. Для того чтобы определить количество территориальных единиц в каждом субъекте, нужно разделить число избирателей в этом регионе на "единую норму". Целая часть и будет искомым. Отсюда следует, что Москву (около семи миллионов избирателей) разделят на 14 территориальных единиц, а например, Башкирию (три миллиона избирателей) - на шесть.

1. Адыгея

2. Республика Алтай

3. Ингушетия

4. Калмыкия

5. Карачаево-Черкесия

6. Тыва

7. Хакасия

8. Ненецкий АО

9. Чукотский АО

10. Ямало-Ненецкий АО

11. Сахалинская область

12. Магаданская область

13. Камчатский край

14. Еврейская АО

В законопроекте оговаривается, что по отдельной территориальной единице достанется и тем регионам, численность населения которых меньше "единой нормы представительства избирателей". Такая мера вводится, чтобы в конечном счете каждый субъект получил своего представителя в Госдуме. Сейчас малонаселенные территории, такие как Чукотка, "своих" депутатов не имеют. Теперь, благодаря этому "компенсационному механизму", как минимум один мандат получит партия, набравшая большинство голосов в соответствующем регионе.

Любая участвующая в выборах партия сможет сформировать региональную группу в каждой территориальной единице. При этом число региональных групп для каждой партии законом не ограничивается (сейчас их должно быть не менее 70 штук, в противном случае партия не допускается к выборам). Всего партия должна выдвинуть не менее 100 кандидатов, но не более четырех человек в каждой региональной группе. Каждая региональная группа может соответствовать только одной территории. При этом общефедеральная часть списка упраздняется.

На деле это означает, что далеко не все избиратели увидят в своих бюллетенях привычные фамилии лидеров партий, поскольку каждый политик сможет баллотироваться только по одной территории. "Больнее всего отсутствие федерального списка (речь об общефедеральной части списка - "Лента.ру") ударит по ЛДПР, - считает политолог Михаил Тульский. - Если избиратели, всегда голосующие за Владимира Жириновского и не обязательно ассоциирующие его с партией, не увидят в бюллетене любимой фамилии, они могут проголосовать за кого-то еще".

В бюллетене будут значиться кандидаты соответствующей территории с упоминанием партийной принадлежности. Если же где-то партия не выставит своего представителя, то в бюллетене напечатают только название партии с ее логотипом. Аналогичным образом поступят, если партий - участников выборов окажется более десяти. Информация о кандидатах в таком случае будет вывешена прямо в кабине для голосования.

Помимо прочего, закон закрепляет за наблюдателями право на фото- и видеосъемку. В нынешней редакции закона этим правом наделены только представители средств массовой информации.

Вариант законопроекта, внесенный Медведевым, весьма серьезно отличается от того, что ожидали эксперты. Сразу после заявления президента о новом порядке формирования Госдумы, которое прозвучало в ходе послания Федеральному собранию, аналитики заговорили о возвращении одномандатников. Однако вскоре выяснилось, что никаких одномандатников не будет - все депутаты будут выдвигаться от своих партий.

Эксперт ассоциации независимых наблюдателей "Голос" Александр Кынев считает, что России подошла бы смешанная связанная система выборов. Она работает так. Каждому избирателю выдается два бюллетеня: в одном перечислены кандидаты, баллотирующиеся в одномандатом округе, в другом - партии. Баллотироваться по округам при этом могут как представители партий, так и независимые кандидаты. Избиратель ставит "галочку" напротив своего кандидата в первом бюллетене и напротив партии во втором.



Общее количество мест, полученных партией в парламенте, определяется по второму бюллетеню. При распределении мандатов предпочтение отдается победившим в округах. Только если остаются лишние мандаты, они распределяются по партийным спискам.



Такая система была предложена "Голосом" в проекте нового избирательного кодекса, подготовленном организацией. Подобная система действует в Германии.

Затем было много разговоров о биноминальной избирательной системе, которая ведет к двухпартийности. При такой системе Дума избиралась бы по 225 двухмандатным округам. Как писал эксперт по выборам, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов, система была бы выгодна, в первую очередь, "Единой России", но также и думской оппозиции.

"При биноминальной системе партия выигрывает оба места в округе лишь тогда, когда получает в нем две трети голосов. Если меньше, то от округа проходят лидирующая партия и вторая по уровню поддержки, даже если этот уровень - скромный, - отмечал он. - Эта система дает значительный бонус лидирующей партии и еще больший - тем немногим партиям, которые выходят на вторые места в отдельных округах... Это нивелирует последствия регистрации большого количества партий. Более того, чем больше разброс голосов между этими партиями, тем выгоднее нынешней большой четверке".

Наконец, за пять дней до внесения законопроекта еще было неясно, будут ли каждую половину депутатов избирать по-разному, как это было до 2003 года. "Они бы хотели выбирать половину парламента по двухмандатным округам (другую половину - по партийным спискам - прим. "Ленты.ру"), но 225 не делится на два, а эта цифра обязательно должна фигурировать в законе: президент не может ошибаться", - говорил источник "Газеты.ру".

В итоге же по сути ничего не изменилось, констатировал Голосов. Действительно, отличие нового закона от прежнего заключается лишь в том, что теперь партиям не удастся выехать на своих лидерах, а списки придется делить не на 70 групп, а на 225 (или меньше).

В конечном счете, впрочем, еще неизвестно, каким получится закон о выборах депутатов. Как ожидается, в первом чтении он будет рассмотрен на внеочередном заседании Госдумы 28 февраля. До этого над ним будет работать специальная группа под руководством первого заместителя главы администрации президента Вячеслава Володина. Он сейчас считается ближайшим сторонником Владимира Путина, при котором, как известно, как раз ввели пропорциональную системы выборов и отменили одномандатные округа. Рабочая группа может поправить документ и внести изменения к первому чтению. "Меня устроит любая система", - уже заявил единорос, глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин.

Более того, неясна судьба и законопроекта о возвращении выборов губернаторов. Дело в том, что президент внес в Госдуму законопроект, который фактически возвращает те правила избрания глав регионов, которые существовали до 2005 года. Однако на встрече с представителями зарегистрированных партий 15 февраля Медведев сказал о выборах губернаторов так, будто они будут не совсем прямыми. Цитата по сайту Кремля: "Законопроект, который касается нового порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации, то есть губернаторов, так называемый законопроект о прямых выборах губернаторов жителями регионов". Сомнений добавляет и позиция Путина, выступающего за "президентский фильтр", который должны проходить кандидаты в губернаторы.

Поэтому можно только догадываться, в каком виде увидят свет законы, направленные на оживление российской политики. К третьему чтению в них могут появиться, к примеру, "так называемые выборы" и "так называемые депутаты".

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше