Потеря ориентации "Беременная женщина" с "Марша миллионов" запутала СК и прокуратуру

Видео с избиением "беременной женщины" на короткое время стало символом жестокости ОМОНа во время столкновений демонстрантов с полицией на "Марше миллионов" 6 мая. Однако возбужденное следователями уголовное дело было закрыто прокуратурой, обнаружившей в нем формальные нарушения. Спустя десять дней после происшествия правоохранительные органы так и не нашли ни пострадавшего, ни подозреваемого.

Во время массового шествия 6 мая в центре Москвы произошли масштабные столкновения полиции с участниками протеста, пытавшимися прорвать оцепление на Большом Каменном мосту. Около 400 человек было задержаны. Примерно 30 полицейских получили ранения от брошенных кусков асфальта и бутылок.

Естественно, после того как противостояние перешло в насильственную фазу, полиция применила силу. Вопрос состоял в том, не было ли местами ее применение чрезмерным, то есть превышающим необходимые для наведения порядка пределы. Благодаря распространению современных технологий многие эпизоды были зафиксированы на видео- и фотокамеры, а затем выложены в интернет.

7 мая хитом просмотров стал фрагмент видеозаписи столкновений, на которой видно, как двое омоновцев волокут некоего человека, а их коллега подбегает и бьет потерпевшего ногой куда-то в область живота или паха. Блогеры окрестили перестаравшегося правоохранителя "майским садистом" и объявили на него охоту. Тогда же появились слухи о том, что пострадавшей оказалась некая девушка.

События перешли в правовую плоскость, когда 10 мая группа депутатов Госдумы от КПРФ направила запрос главе Следственного комитета Александру Бастрыкину с требованием расследовать инцидент. В запросе пострадавшая была идентифицирована как "беременная женщина". Депутаты требовали наказать как ударившего ее омоновца, так и его коллег, не предотвративших насилие.

Задержание участника "Марша миллионов". Фото Олега Климова/Liberty.SU для "Ленты.ру". Открыть фотогалерею "Не пустили"

Задержание участника "Марша миллионов". Фото Олега Климова/Liberty.SU для "Ленты.ру".
Открыть фотогалерею "Не пустили"

Lenta.ru

У общественности уже есть опыт инициации уголовного преследования излишне ретивых правоохранителей. 31 июля 2010 года при разгоне несогласованного митинга у Гостиного двора в Петербурге прапорщик милиции Вадим Бойко обозвал участников акции "хорьками" и ударил одного из них дубинкой по голове. Этот эпизод, заснятый на видео, послужил основой для так называемого дела "жемчужного прапорщика". Процесс завершился для Бойко условным сроком за превышение полномочий. Но важен был сам прецедент.

И на этот раз СК медлить не стал и возбудил дело о превышении полномочий уже 11 мая. Главной ошибкой следователей, впрочем как и полицейских, стало то, что они поверили депутатам и блогерам на слово и назвали жертву женщиной. Расследование осложнилось тем, что ни потерпевшая, ни свидетели избиения так и не объявились. Кроме того, не удалось найти и подозреваемого среди столичных омоновцев. В связи с этим в ГУ МВД по Москве предположили, что он является сотрудником одного из подразделений, прибывших из регионов для усиления, и перепоручили служебную проверку коллегам из федерального главка.

Тем временем лавры лучших сыщиков у следователей перехватили журналисты "Комсомольской правды". Им удалось разыскать жертву, которой оказался подмосковный студент по имени Николай. "КП" не удалось его разговорить, зато это получилось у их коллег из Life News. Николай рассказал, что оказался в центре столкновений совершенно случайно и при задержании получил болезненный удар по бедру. При этом студент заявил, что претензий к омоновцам не имеет, так как они сделали все правильно.

14 мая прокуратура опубликовала сообщение о закрытии уголовного дела. Надзорное ведомство обосновало свое решение тем, что участниками инцидента были неустановленный сотрудник полиции и неустановленный "студент Николай", а не "беременная женщина". Судя по всему, в прокуратуре сочли публикации СМИ столь же веским поводом для закрытия дела, как ранее в СК - видеозапись в интернете и утверждения коммунистов про избиение беременной женщины для его открытия.

Позднее надзорное ведомство разъяснило свою позицию следующим образом: дело было возбуждено незаконно, так как неправильно был определен потерпевший и отсутствует событие описанного преступления, то есть женщину полицейский не избивал. Формально речь идет о том, что материалы были возвращены следствию для организации дополнительной проверки и устранения выявленных нарушений. Однако никаких дальнейших разъяснений от СК не последовало.

Депутаты-коммунисты, организовавшие запрос Бастрыкину, подчеркнули, что отказываться от своих требований расследовать инцидент не собираются. Их действия представляются логичными. Факт превышения полномочий был, и неважно, что пострадавшим оказался человек другого пола. Кроме того, об отказе предполагаемого потерпевшего от претензий к ударившему его омоновцу известно только из публикаций.

Инцидент с "беременной женщиной", скорее, проходит по разряду курьезов. Гораздо важнее, почему многотысячное мирное шествие неожиданно превратилось в побоище. И организаторы "Марша миллионов" и правоохранительные органы сходятся в том, что имела место провокация. Первые возлагают вину на полицию, которая, по их мнению, действовала неадекватно и сорвала санкционированный митинг на Болотной площади. В МВД же считают зачинщиками беспорядков именно организаторов мероприятия, пытавшихся устроить сидячую забастовку на пятачке перед "Ударником".

Пока по следам событий 6 мая имеются в наличии два уголовных дела: о призывах к массовым беспорядкам и о применении насилия в отношении представителей власти. В правоохранительных органах заявили, что у них имеются подозреваемые, но задержанных в рамках расследования еще нет.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше