"Бездельник" против "изменника" Расследование Навальным серых схем в "Аэрофлоте" возмутило депутата

Очередная порция материалов из взломанной почты Навального тут же стала поводом для запроса в Генпрокуратуру, Следственный комитет и ФСБ. Депутат Андрей Луговой усмотрел в переписке, посвященной серым схемам в "Аэрофлоте", признаки подготовки к государственной измене. В ответ Навальный обозвал Лугового "бездельником" и "дебилом". Самое интересное в этом сюжете - не препирательства блогера с депутатом, а та самая серая схема, по которой "Аэрофлот" отчисляет какие-то суммы в Минтранс, но вот какие - никто не знает.

Судя по всему, схема атак на Навального в связи с публикацией его почты была отработана заранее. Во всяком случае, обе порции "компромата" на оппозиционера стали поводом для запросов в Генпрокуратуру: в первый раз, когда была опубликована переписка Навального с губернатором Кировской области Никитой Белых, такой запрос поступил от члена Совета Федерации Руслана Гаттарова, во второй раз - от Лугового.

На первую порцию переписки Навальный ответил пространным постом, смысл которого заключался в следующем: да, у нас с Никитой Белых есть разные финансово-деловые взаимоотношения, в том числе и неурегулированные, но все эти взаимоотношения легальны. Кроме того, по сути долги Белых Навальному - это дело только Белых и Навального, поэтому и обсуждать тут нечего.

Во втором случае была опубликована переписка Навального с членом совета директоров "Аэрофлота" Сергеем Алексашенко. Блогер пока подробно слив не прокомментировал, а жаль - в отличие от предыдущего эпизода, тут дело касается далеко не только его взаимоотношений с другим частным лицом, но и целой государственной компании "Аэрофлот", да и вообще всей авиационной отрасли в России в целом. Возмущение Лугового вызвало обсуждение "пролетных" денег, которые получает "Аэрофлот" от зарубежных компаний.

Эх, пролетные

С 1980-х годов зарубежные авиакомпании платят дополнительные деньги за транзитные полеты над Сибирью. Открытые границы позволяют им осуществлять беспересадочные перелеты из Азии в Европу и обратно, поэтому даже сбор со стороны Советского Союза им был более выгоден, чем полеты через другие территории. В документах, подписанных во времена СССР, говорилось, что получателем денег от иностранцев будет "Аэрофлот" (на то время, разумеется, государственный и единственный в стране, допущенный к полетам за рубеж, авиаперевозчик).

В 90-е годы ситуация сильно изменилась: у "Аэрофлота" появились сильные отечественные конкуренты, сам "Аэрофлот" был акционирован и частично приватизирован, у него появились миноритарные акционеры. А вот система выплаты роялти, тех самых "пролетных" денег, не поменялась: как и во времена Советского Союза, эти средства продолжал получать "Аэрофлот".

Андрей Луговой. Фото РИА Новости, Владимир Федоренко

Андрей Луговой. Фото РИА Новости, Владимир Федоренко

Lenta.ru

Получилось, что одна авиакомпания имеет солидные преимущества перед другими: роялти приносили "Аэрофлоту" каждый год десятки и даже сотни миллионов долларов (в 2010 году - 200 миллионов долларов, ранее сообщалось о возможных платежах в 400-500 миллионов), что позволяло крупнейшей авиакомпании России оставаться прибыльной: как отмечал в 2009 году гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев, "Аэрофлот" в течение шести лет оставался в прибыли исключительно из-за роялти.

Естественно, такая ситуация не нравилась конкурентам "Аэрофлота" - они были бы не прочь либо получать деньги сами, либо просто лишить "Аэрофлот" дополнительного заработка, но государство все последние годы бездействовало (за исключением, разве что, попыток ФАС образумить Минтранс): изменение советской документации могло привести к тому, что иностранные авиакомпании вообще потребовали бы отмены роялти - на Западе эти сборы и так считают незаконными.

Логику государства понять можно - риск потерять несколько сотен миллионов долларов ежегодно был слишком велик. К тому же в середине 2000-х чиновники активно вели переговоры по вступлению России в ВТО, а членство страны в этой организации и так предполагает постепенную отмену роялти (всех платежей, кроме платы за аэронавигационное оборудование, которое предоставляет "Аэрофлот"). Таким образом, чиновники просто ждали - проблема должна была решиться сама собой. В середине 2000-х сообщалось, что роялти могут быть отменены уже к 2013 году, позднее - что в 2014-м.

Между тем, в самом "Аэрофлоте", наоборот, решили поторопить события. В марте 2009 года в компании сменился гендиректор: в авиакомпанию из бизнеса (а не из чиновников) пришел Виталий Савельев. Едва ли не первое его заявление на новой должности касалось роялти: он назвал сборы "наркотиком", от которого государственная компания должна отказаться. Савельев решил, что значительная часть средств от роялти должна пойти на поддержку всей авиационной отрасли в целом - например, на развитие аэронавигационного оборудования и летных училищ.

Иными словами, у "Аэрофлота" появились какие-то финансовые отношения с Минтрансом, но детали этих финансовых отношений в прессу никогда не попадали. Пикантность истории заключалась в том, что бывший глава Минтранса Игорь Левитин долгое время был и главой совета директоров "Аэрофлота" - фактически все эти платежи проходили если не через него, то при его непосредственном одобрении.

К этому стоит добавить, что напрямую государству те самые деньги от иностранцев "Аэрофлот" направлять не мог, а должен был делать это из собственной прибыли (прямая передача средств противоречила бы подписанным ранее договорам с иностранцами). В итоге вырисовывалась серая и подозрительная схема, которую Алексашенко как член совета директоров "Аэрофлота" хотел бы прояснить.

Опубликуйте это!

Судя по взломанной почте Навального, Алексашенко просил у Навального помощи, в частности юридических советов, по вопросу о том, как заставить руководство "Аэрофлота" если не опубликовать засекреченные документы, то хотя бы разрешить доступ к ним членам совета директоров. У Навального опыт такого рода борьбы с менеджерами госкомпаний накопился немалый - достаточно вспомнить хотя бы его многолетние судебные тяжбы с "Транснефтью" и "Роснефтью".

Сергей Алексашенко. Фото РИА Новости, Алексей Куденко

Сергей Алексашенко. Фото РИА Новости, Алексей Куденко

Lenta.ru

Навальный темой заинтересовался и стал давать Алексашенко советы по тому, как "выудить" из "Аэрофлота" засекреченные документы. Тот, судя по всему, пытался им следовать и даже пошел на конфликт с руководством авиакомпании. Частично этот конфликт описывался прессой: в 2010 году "Коммерсантъ" сообщал со ссылкой на внутренние документы "Аэрофлота", что Алексашенко потребовал увольнения Савельева за то, что тот не дает ему доступа к документам по взаимоотношениям с Минтрансом.

Заканчивается компромат на Навального тем, что Алексашенко пишет ему о некоем "политическом спонсоре", который был бы готов помогать ему в раскручивании дела. Называется даже конкретное имя - Дэвид Крэмер, бывший заместитель Кондолиззы Райс.

В чем именно Луговой усмотрел подготовку к государственной измене и разглашении государственной тайны (статьи 275 и 283 УК РФ), понятно не до конца: по всей видимости, депутат решил, что обнародование серой схемы передачи денег от иностранных компаний к "Аэрофлоту", а от "Аэрофлота" - властям России, нанесет государству какой-то урон, а запрос члена совета директоров руководству компании является не выполнением им своих непосредственных рабочих обязанностей, а превышением полномочий.

Разумность этих претензий будут обсуждать Генпрокуратура, Следственный комитет и ФСБ: именно они должны будут найти в переписке Навального и Алексашенко признаки состава преступления. Пока из переписки, впрочем, следует только то, что они пытались раскрыть одну из многочисленных серых схем в деятельности госкомпаний, но сделать этого им не удалось.

Возможно, в борьбе Алексашенко с менеджерами "Аэрофлота" в ближайшее время нас ждет новый раунд: в июне 2012 года в совет директоров авиакомпании попал и сам Навальный - за него проголосовали структуры Национальной резервной корпорации Александра Лебедева, который владеет крупным пакетом акций в "Аэрофлоте". Пока о роялти оппозиционер, впрочем, ничего публично не говорил.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше