Мелкие пакости «Марш легионеров» в Риге чуть не завершился потасовкой: репортаж «Ленты.ру»

Участник «Марша легионеров»

Участник «Марша легионеров». Фото: Айя Блэй / «Лента.ру»

По Старому городу в центре Риги 16 марта прошли шествием ветераны легиона Waffen SS и их сторонники. Такие марши давно стали неотъемлемой частью рижской жизни — наравне с Рождеством и Новым годом. И хотя с 2000 года шествие легионеров носит неофициальный характер, что тщательно подчеркивается в правительственных заявлениях, мало какое событие в Латвии проходит столь размашисто и торжественно.

В день марша проводится торжественная месса в Домском соборе, где собирается столько народу, что яблоку негде упасть, полиция перекрывает центр города, а перед главным памятником страны — «Отечеством и свободой» — выстраиваются миловидные барышни с цветами и воинственного вида юноши с национальными флагами. Неплохо для частного мероприятия.

Однако торжество, к которому относится с симпатией латышское большинство населения республики (по данным недавних опросов, около 60 процентов латышей хотели бы придать ему официальный статус), каждый год изо всех сил пытаются испортить антифашисты и русскоязычные, считающие это шествие неприемлемым для Латвии, в которой живут и они тоже (почти 70 процентов русскоязычных выступают против Дня легионеров). Серьезных столкновений между двумя лагерями давно уже не происходит, но участники и противники мероприятия стараются по мелочи досадить друг другу. И порой увлекаются настолько, что только благодаря быстрой реакции и умелым действиям полицейских удается обойтись без неприятных эксцессов.

Случилось так и на этот раз.

Полиция на «Марше легионеров»

Полиция на «Марше легионеров»

Фото: Интс Калнынш / Reuters

День начался с того, что за пару часов до марша легионеров у памятника Свободы прошла другая акция, которая тоже была
санкционирована рижскими властями. К монументу пришли участники организации «Мир без нацизма» и возложили траурные венки в память о жертвах войны. Затем они расположились пикетом с традиционной инсталляцией: большими плакатами-фотографиями, на которых были изображены узники концлагерей и расстрел мирных жителей нацистами. Цель пикета — не допустить «прославления нацизма в Латвии».

Так происходит каждый год: Рижская дума санкционирует и заявку объединения Daugavas Vanagi («Соколы Даугавы») на проведение марша легионеров (причем в этот раз дума сдалась без борьбы), и целый ряд акций антифашистов — в тот же самый день и в том же самом месте. Это, разумеется, создает непростую ситуацию для латвийской полиции, которой приходится проявлять чудеса изобретательности и перекраивать площадь усиленными рядами оцепления, чтобы не допустить физического контакта между сторонниками двух непримиримых лагерей. При этом руководство государственной полиции ежегодно выступает с заявлением, что, по оперативным данным, все мероприятия 16 марта должны пройти мирно. Делается это для того, чтобы не дать Рижской думе, управляемой прорусскоязычным политическим объединением «Центр согласия» во главе с мэром Нилом Ушаковым, формального повода отказать в проведении марша сторонникам ветеранов латышского легиона SS.

Как только антифашисты завершили возложение траурных венков, у памятника тут же появились приверженцы легионеров со своими цветами. Они разместили красно-белые букеты так, чтобы они практически полностью закрыли собой траурный венок антифашистов. Вернуться и исправить соотношение сил в цветочном противостоянии антифашистам уже не позволили полицейские.

Затем к площади стала подходить колонна из полутора тысяч участников марша легионеров, большинство в которой составляли
молодежь и члены националистических организаций и партий Латвии и соседней Литвы. Были среди них и несколько ветеранов легиона, но их можно было пересчитать по пальцам, ведь их всего осталось в живых 75 человек (по данным недавно проведенной переписи). На первых подступах «легионеров» встретил уличный музыкант, из года в год повторяющий свой подвиг аккордеониста: как только колонна поравнялась с ним, он заиграл «Катюшу» и «Вставай, страна огромная»; в ответ посыпались проклятья на латышском языке.

Сразу после марша Райвис Дзинтарс потребовал, чтобы «пророссийски настроенный» министр внутренних дел Латвии Рихард Козловскис, допустивший звуковую атаку на легионеров, ушел в отставку. «Численность полицейских была достаточной, на данный момент известно, что никто не пострадал. Это главная задача полиции. Предотвратить вербальную конфронтацию невозможно, если в одном месте проходят противоположные по взглядам мероприятия. Я бы призвал политиков оценить то, чтобы такие мероприятия в одном месте не могли проходить», — ответил министр, переведя стрелки на Рижскую думу.

Представители Рижского самоуправления заявили в ответ, что закон о собраниях и пикетах не запрещает использование звукоусиливающих устройств. И что хотя одновременное проведение разных мероприятий в одном месте, если между их участниками не достигнута договоренность, не допускается, в данном случае мероприятия проходили близко, но не пересекались.

И ведь все это правда. Ну почти. Сам марш легионеров почти не имеет никакого отношения к латвийским властям. Участники его почти не являются националистами, а собираются лишь для того, чтобы почтить память погибших в годы войны товарищей. Сторонники легионеров и антифашисты почти не допускают провокаций, власти города почти соблюдают закон о митингах, полиция почти справляется с ситуацией. Все остальное — мелкие пакости.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше