Вместе против Асада Для чего сирийская оппозиция приехала в Эр-Рияд

Фото: Валентина Петрова / AP

Гражданская война в Сирии, продолжающаяся уже несколько лет, и стремительный подъем террористической группировки «Исламское государство» на руинах страны раз за разом вынуждают международное сообщество искать пути разрешения ближневосточного конфликта. Пока мировые игроки готовятся к следующему раунду переговоров на министерском уровне в Нью-Йорке, свою карту на стол выложила Саудовская Аравия: Эр-Рияд взял на себя роль объединителя противников президента Сирии Башара Асада. «Лента.ру» разбиралась, зачем в столицу королевства приехали представители почти всех крыльев сирийской оппозиции и кому там места не нашлось.

Антиасадовский интернационал

«Эр-Рияд пытается сформировать как можно более широкий круг сирийских оппозиционных групп», — рассказал перед началом встречи министр иностранных дел королевства Адель аль-Джубейр. Властям Саудовской Аравии действительно удалось собрать за одним столом представителей множества организаций и группировок.

Среди них — Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил (НКОРС), которую поддерживает Запад. Коалиция выступает за реализацию женевского коммюнике 2012 года, предусматривающего формирование переходного правительства. Той же позиции придерживается Южный фронт Свободной сирийской армии — союз 58 светских группировок, активно действующих на юге страны.

Помимо них, во встрече участвует условно признаваемый Дамаском Национальный координационный комитет за демократические перемены (НККДП), обвиняемый его противниками в сотрудничестве с Асадом. НККДП выступает за переговоры и мирный переход власти.

В Эр-Рияд также прибыли представители «Джейш аль-Ислам» — коалиции из более чем 40 салафитских и исламистских групп, созданной в 2013 году при финансовой поддержке Саудовской Аравии. Принимает участие в обсуждении и «Ахрар аш-Шам» — одна из самых боеспособных антиасадовских группировок, которая в рамках коалиции «Джейш аль-Фатх» («Армия завоевания») сотрудничает с филиалом «Аль-Каиды» — «Фронтом ан-Нусра».

Широкий круг без курдов и исламистов

Хоть изначальный список приглашенных — позднее значительно расширенный — включал 65 человек, представления о «широком круге» у Эр-Рияда достаточно своеобразные.

К примеру, саудовцы не позвали на переговоры не только террористов из «Исламского государства» и «Фронта ан-Нусра» (что вполне объяснимо), — они проигнорировали и самую влиятельную партию курдов «Демократический союз» (PYD), ее боевое крыло «Отряды народной самообороны» (YPG) и коалицию «Демократические силы Сирии», куда входят бойцы курдских частей. По данным телеканала «Аль-Джазира», курдов из списка переговорщиков исключили, желая угодить Турции, поскольку та считает их террористами.

Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр

Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр

Фото: Faisal Al Nasser / Reuters

Кроме курдов, недовольство высказал Тегеран — по словам властей Исламской Республики, самодеятельность саудовцев грозит срывом переговоров между властями Сирии и оппозицией. В Вене было решено, что переговоры должны состояться до 1 января 2016 года.

«Основная цель этой встречи — скоординировать позиции перед переговорами в венском формате, поэтому позитивных подвижек ожидать сложно», — прокомментировал ситуацию «Ленте.ру» эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Юрий Бармин.

По его словам, Саудовская Аравия также стремится показать, что она готова к налаживанию контакта со всей сирийской оппозицией — именно ради этого пригласили НККДП. «В Эр-Рияде должен быть принят какой-то документ, от которого можно отталкиваться в дальнейшем на переговорах в венском формате, но при столь разношерстном составе я не думаю, что это возможно», — полагает эксперт.

Бармин подчеркнул, что все попытки выдать какую-то часть сирийской оппозиции за представителей всей «свободной Сирии» обречены на провал. Россия уже пыталась это сделать на конференциях «Москва-1» и «Москва-2», а Саудовская Аравия наступает сейчас на те же грабли.

«Саудиты действительно достаточно плотно завязли в этом конфликте, для них важно продемонстрировать свою значимость», — считает ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников. К тому же Саудовской Аравии на геополитическом уровне противостоит Иран, другой активный участник сирийских событий. Фронт противостояния между Эр-Риядом и Тегераном проходит через весь Ближний Восток.

Боевики «Джабхат ан-Нусра»

Боевики «Джабхат ан-Нусра»

Фото: Hamid Khatib / Reuters

«Все эти переговоры имеют общую платформу — “свалить” режим Башара Асада. Такая постановка вопроса не устраивает Россию, хотя Москва поддерживает контакт с Саудовской Аравией», — говорит Сотников. По его мнению, это порочная позиция, поскольку она лишь способствует усугублению конфликта в стране. «Я не ожидаю от этой встречи прорывных решений», — подытожил эксперт.

Ключевая фигура

Некоторые участники встречи тоже полагают, что разношерстный формат гарантирует провал переговоров, целью которых объявлено выдвижение представителей, способных представлять «свободную Сирию» на встречах с мировыми игроками.

«Большинство оппозиционных групп считает Асада частью проблемы. Не может быть взаимоприемлемого решения, если он немедленно не покинет свой пост», — заявил в интервью «Аль-Джазире» Луэй Сафи (Louay Safi), ранее состоявший в НКОРС. Он считает, что представители признаваемого Асадом НККДП находятся под влиянием Дамаска и не поддержат требования отставки президента.

Пока лидеры ведущих мировых держав, обсуждая ситуацию в Сирии, не могут окончательно определиться с судьбой нынешнего руководителя страны, оппозиционные группировки также не могут договориться о своем отношении к Асаду. Именно вокруг его фигуры сформировался некий водораздел, дифференцирующий различные внутрисирийские фракции.

Переговоры по Сирии на уровне министров иностранных дел. Вена, Австрия

Переговоры по Сирии на уровне министров иностранных дел. Вена, Австрия

Фото: Leonhard Foeger / Reuters

Часть оппозиции считает, что Асад должен немедленно уйти, другие согласны сохранить ему власть на переходный период. В любом случае вооруженный захват Дамаска и силовая отставка нынешнего президента, скорее всего, сыграют на руку самому безрассудному, самому радикальному игроку на внутриполитической арене — террористам «Исламского государства». Именно поэтому любые переговоры противостоящих друг другу сторон полезнее, чем непрекращающееся насилие.

Деятельность ИГ запрещена на территории России.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше