Запретить нельзя разрешить. Рынку БАДов грозят запретом импорта и введением пошлин. Почему это губительно для отрасли?

Правительство предписало обязательную маркировку БАДов для снижения объема контрафакта

Фото: Лев Федосеев / ТАСС

С октября текущего года биологически активные добавки, согласно постановлению правительства РФ, будут подлежать обязательной маркировке. Эта мера направлена на то, чтобы вывести рынок из серой зоны: доля контрафакта в сегменте этой продукции в России достигает катастрофических 49 процентов. Ожидается, что маркировка БАДов специальными кодами защитит потребителей от недоброкачественной продукции и окажет поддержку производителям, официально поставляющим продукцию на российский рынок. Как новые правила торговли БАДами скажутся на положении дел в отрасли, готовы ли к этому производители и с какими проблемами могут столкнуться авторы инициативы — в материале «Ленты.ру».

Россияне тратят на биологически активные добавки (БАДы) миллиарды рублей. Каждый второй потребитель имеет в домашней аптечке средства для иммунитета, профилактики различных заболеваний, витаминные комплексы и систематически принимает БАДы. Спрос на биодобавки, которые напрямую связаны с укреплением здоровья, вырос на фоне пандемии ковида.

Чтобы вывести рынок в цивилизованное русло, иметь возможность контролировать качество БАДов на всех уровнях, а также пресечь серый импорт незарегистрированной в России продукции, была инициирована обязательная маркировка таких товаров.

Ведь для регистрации БАДа в России требуется гораздо меньше усилий и документов, чем для регистрации лекарств. Появление маркировочных кодов на каждой упаковке БАДа обеспечит более понятное регулирование и прозрачность отрасли. В этом заинтересованы и потребители, которые хотят покупать качественный оригинальный продукт, и производители, поддержавшие проведение эксперимента по маркировке биологически активных добавок.

Пилотный проект по маркировке БАДов стартовал 1 мая 2021 года. Но уже с 1 сентября она коснется всех биодобавок, а с 1 октября станет обязательной для всех товаров этой категории. Эта мера если и не избавит рынок от контрафакта на все 100 процентов, то по крайней мере поможет его сократить.

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

Простота покупки

В России приобрести БАД достаточно просто — достаточно зайти в любую аптеку, обычный универсам или продуктовый магазин. Представлены они и в ассортименте сетевых дистрибьютеров, на различных интернет-площадках и маркетплейсах. Только у Wildberries в категории витаминов и БАДов в прошлом году было размещено более 57 тысяч наименований товаров от более чем 3 тысяч продавцов.

Одной из главных проблем для рынка биодобавок не только в России, но и в других странах остается бесконтрольная торговля в сети. Центр стратегических разработок (ЦСР) исследовал безопасность таких добавок в онлайн-торговле и пришел к неутешительным выводам. В каждой третьей добавке превышена дозировка действующих элементов, каждая четвертая не проходила регистрацию, в каждой пятой содержатся опасные вещества, запрещенные Техническим регламентом ЕАЭС.

Как отмечает профессор Светлана Орлова, заведующий кафедрой диетологии и клинической нутрициологии ФНМО МИ РУДН, серый импорт и приобретение БАДов через интернет остаются одной из проблем рынка биодобавок в России, и ее вряд ли удастся решить в полной мере только за счет обязательной маркировки. Тем не менее, по словам эксперта, маркировка позволит проследить путь упаковки БАД от конвейера до прилавка. Маркировочный код станет понятным инструментом: покупатель сможет отследить, что он купил.

Как будет работать маркировка?

С 2009 года в России была запущена национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак». Сегодня ею маркируются лекарственные средства, молочные продукты, бутилированная вода и так далее. С 1 сентября категории товаров будут расширены за счет БАДов и ряда медицинских изделий (например, антисептиков). Надо отметить, что к внедрению маркировки биодобавок рынок готовился не один месяц. С подачи Роспотребнадзора 1 мая 2021 года был запущен пилотный проект для отработки технологии. В нем могли принять участие компании, занимающиеся оборотом продукции данной категории.

Подводя промежуточные итоги этого эксперимента, замминистра промышленности и торговли РФ Василий Шпак говорил, что по состоянию на 2022 год в нем приняли участие более 1600 компаний. Из них более 1000 — представители оптового и розничного звена, 153 — производители, 149 — импортеры, в том числе «Эвалар», Amway, «Гербалайф», Solgar, «Фармстандарт», Stada, Queisser Pharma и другие. Уже в этом году все производители и импортеры должны наносить на свою продукцию специальный код, проверять его наличие и вносить сведения об этом в систему.

Цифровая маркировка БАДов показала высокую эффективность во всех товарных группах, что позволяет говорить о том, что в БАДах она также будет эффективна, считают эксперты Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Поскольку система маркировки работает в тесной интеграции с Федеральной таможенной службой, ввезти немаркированную продукцию как БАД не получится, так же как маркировать незарегистрированный в Роспотребнадзоре БАД. «В пилотном проекте по маркировке БАДов участвовали 4 780 компаний, в том числе крупнейшие производители и импортеры. Все технологии отработаны на лекарственных препаратах, на рынке достаточно оборудования и программного обеспечения, поэтому сложностей с внедрением системы не ожидается», — прокомментировали в ЦРПТ.

Борьба с контрафактной продукцией создаст условия для формирования здоровой конкурентной среды среди производителей, импортеров и продавцов БАДов, что повысит собираемость налогов и таможенных платежей. Но больше всего от нее выиграет потребитель, считает Светлана Орлова. «Маркировка предполагает внесение информации о госрегистрации. Это гарантия того, что перед вами не контрафактная продукция. За счет маркировки обеспечивается отслеживаемость БАД. Можно зайти в реестр и убедиться в оригинальности биодобавки, а также узнать особенности ее применения. Еще одна проблема, которая решается таким образом, — неоднозначное клеймирование, когда на упаковке могли писать что угодно. Благодаря новым правилам человек может посмотреть на сайте, для чего добавка предназначена, и исключить ее избыточный прием», — добавляет эксперт.

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Не навредить

На фоне внедрения обязательной маркировки и стремления государства навести порядок на рынке БАДов среди отдельных общественников рождаются инициативы, которые могут навредить достижению целей проекта. Недавно со стороны Национального союза защиты прав потребителей прозвучало странное, в свете стремления к обелению рынка БАДов, предложение о запрете импорта в Россию биодобавок из недружественных стран либо о введении заградительных пошлин в размере 220 процентов на их ввоз.

Но на сегодняшний день, по данным реестра Роспотребнадзора, на территории РФ представлено свыше 50 отечественных компаний, импортирующих БАДы из недружественных стран. Это колоссальный объем продукции, которая востребована российскими потребителями. Легко предположить, что если эта продукция не будет ввозиться в Россию по официальным каналам, они найдут возможность приобретать ее в странах ЕАЭС, в Турции и других регионах — либо самостоятельно, либо по серым каналам или через маркетплейсы. Что, наоборот, увеличит объем контрафакта биодобавок в стране, не говоря уже о прямых потерях бюджета по налоговым сборам и таможенным пошлинам.

«На рынке уже присутствует множество недобросовестных игроков, которые не прошли лицензирование и сертификацию и занимаются розничным импортом БАДов из-за рубежа. Но многие легальные производители, вместе с тем, ввозят в Россию свою продукцию законно и с соблюдением всех требований, это качественные и проверенные БАДы», — комментируют в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Заградительная пошлина не решит проблемы проникновения на рынок контрафактной продукции, считает ведущий эксперт в области оценки качества и подлинности БАД Константин Эллер, доктор химических наук, профессор, заведующий лабораторией метаболомного и протеомного анализа ФГБУН ФИЦ питания и биотехнологии. По его мнению, подобные инициативы уводят в сторону от более актуальных проблем. «Недостаточная гармонизация требований стран — участниц Таможенного союза приводит во многих случаях к упрощенным, по сравнению с РФ, подходам к регистрации. В ряде стран на этапе регистрации ограничиваются только формальной проверкой общих показателей безопасности, в то время как анализ показателей подлинности и содержания действующих и биологически активных веществ не проводится. Кроме того, ряд стран — членов ЕАЭС и вовсе делегировали процесс регистрации БАД коммерческим организациям, роль которых выполняют фантомные лаборатории», — объясняет Константин Эллер. По его мнению, наиболее эффективным решением могло бы стать введение выборочного пострегистрационного контроля зарегистрированных БАДов независимо от места выдачи свидетельства о госрегистрации в рамках ТС.

Увеличением оборота нелегальной продукции был обеспокоен и Роспотребнадзор. Заместитель руководителя этой структуры Ирина Брагина на недавнем мероприятии в Совете Федерации РФ говорила, что ведомство опасается появления на рынке продукции, не проходившей процедуру государственной регистрации.

Фото: Towfiqu barbhuiya / Unsplash

Чем грозит прием некачественных БАДов?

Биологически активные добавки не являются лекарством. Во всем мире их определяют как диетические добавки (dietary supplement). Это профилактические средства, способные оказывать поддержку организму и предотвращать некоторые заболевания. Однако опыт употребления БАДов в пандемийный период показал, насколько важно это звено в укреплении здоровья. Именно поэтому важно обеспечить цивилизованные условия для развития рынка БАДов и доступ россиян к качественным оригинальным продуктам.

«Данность сегодняшнего дня такова, что технологии агротехников не позволяют выращивать полноценные продукты растениеводства. Пищевая цепочка продуктов животного происхождения тоже неполноценна. Поэтому биодобавки — это не роскошь, это необходимость. Благодаря науке, которая придумала, как повышать калорийность рациона, мы можем компенсировать дефициты, имеющиеся у населения», — комментирует Светлана Орлова.

При этом потребители должны ответственно подходить к употреблению биодобавок. Достаточно соблюдать несколько простых правил: делать выбор в пользу проверенных производителей, приобретать БАД в аптеках, а не в интернете, обходить стороной БАД с громкими рекламными слоганами, проходить обследования и отслеживать требующие компенсации дефициты.

«Некоторые БАДы — например, регуляторы массы тела или средства от диабета — могут быть и вовсе противопоказаны определенной категории потребителей. Нужно запретить продажу не имеющих свидетельства о госрегистрации БАДов через интернет-площадки и рекламу БАДов, содержание которой не соответствует согласованному при регистрации тексту потребительской этикетки», — комментирует Константин Эллер. Он также обратил внимание на недопустимость включения медицинских показаний в этикетки и инструкции к БАД, а также присвоения биодобавкам названий, которые вводят потребителя в заблуждение. Часто в погоне за покупателем на упаковке заявляют широкий спектр показаний к применению или маскируют в составе сомнительное сырье.

Маркировка БАД поможет решить только часть проблем. Потребитель должен и сам действовать сознательно и делать выбор в пользу проверенных биодобавок. Благодаря системе «Честный знак» сделать это будет проще.

Во взаимодействии регулятора, участников рынка и потребителей видится залог становления прозрачного рынка биодобавок. Путь запретительных мер и жесткого регулирования остается тупиковым, если речь идет о конструктивном диалоге. Эта инициатива — не зеркальный ответ на западные санкции, а выпад, который принесет больше вреда, чем пользы. Пострадают не западные производители, а в первую очередь российский потребитель, российский бюджет и российские компании — импортеры и дистрибьюторы, которые уже более 20 лет развивают этот непростой рынок, пытаясь его сделать цивилизованным, современным и легальным. Взвешенное отношение к существующим проблемам позволит придать импульс развитию отрасли, которая уже много лет ежедневно вносит вклад в здоровье граждан.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше