Ты и я Журналисты и читатели думают друг про друга

Взаимоотношения между нами, журналистами, и вами, дорогие читатели, далеко не всегда бывают безоблачными. Чаще даже совсем наоборот. Причем от одного конкретного журналиста тут мало что зависит - ему все равно достается от читателей за грехи его коллег. Даже если на самом деле он не имеет с ними ничего общего.

Чаще всего читатели подозревают работников СМИ в публикации проплаченных материалов. Кто не слышал о "продажной журналистике"! Особенно продвинутые люди даже знают такие "профессиональные" термины, как "заказуха" и "джинсá". Смысл у них, впрочем, один и тот же.

Похоже, некоторые читатели совершенно искренне уверены, будто любой журналист только и ждет, когда к нему обратится крупный заказчик, в пользу которого надо будет дать скрытую рекламу. И что именно подобные заказы приносят журналистам основной доход. Особенно бдительные читатели подозревают всех сотрудников непроправительственных СМИ в связях с Госдепом США. Каждый раз, когда я наталкиваюсь на подобные обвинения (а в Рунете их предостаточно), мне на ум приходит картина: начало месяца, посольство США и выстроившаяся к нему километровая очередь жаждущих вознаграждения российских журналистов...

Ну да, кто бы сомневался, что Госдепу США просто больше заняться нечем, кроме как целыми днями следить за российской прессой, и деньги девать больше некуда, кроме как на оплату Очень Важных Заказных Статей. Я сам в США никогда не был, но друзей у меня там предостаточно. Судя по их отзывам, американскому правительству на Россию и все, что с ней происходит, попросту плевать.

Впрочем, оставим в покое паранойю во всех ее проявлениях. Поговорим серьезно. Я далек от идеализации журналистов и мотивов их деятельности. Проблема с заказными статьями существует, хотя и не в тех масштабах, что были в первой половине девяностых. Правда, многие мои коллеги утверждают, что ситуация изменилась пока только в Москве и Санкт-Петербурге, а региональная пресса как существовала, так и существует на деньги "скрытых рекламодателей". Но так ли это, мне неизвестно.

Зато мне точно известно, что в Москве "джинса" уже давно не в моде. Еще в конце девяностых появилось несколько изданий, которые принципиально отказались от любых форм "скрытой рекламы". Не везде, но во многих изданиях журналистам категорически запрещается общаться с рекламным отделом, чтобы у них даже соблазна не возникло превратить обычную рекламу в "полускрытую".

Конечно, тут многое зависит от самого журналиста - редакция может и не знать о том, что автор материала с кем-то "дружит". Но на самом деле для его коллег отличить честную статью от "джинсы" не составляет особых проблем. И жить потом с таким клеймом в портфолио очень непросто - информация внутри журналистского круга распространяется быстро, а многие престижные СМИ сейчас весьма брезгливы.

Да и не только в имидже дело... В первой газете, в которой я работал (ныне она не существует, но это было довольно крупное и амбициозное издание), одному журналисту (Юрой его звали) некая крупная московская строительная компания предложила квартиру (!) только за то, чтобы он перестал про нее писать. Юра отказался.

А надо сказать, история там была достаточно серьезная - в доме, который эта строительная компания планировала снести, неожиданно бесследно пропала старушка, отказывавшаяся расселяться вместе со всеми. Историю эту в итоге строителям как-то удалось замять, но квартиры у Юры нет по сей день. Но как и все остальные журналисты, обвинения в "продажности" в свой адрес он тоже слышит регулярно.

Квартиры, впрочем, предлагают редко. А вот "подарки" меньших масштабов вручить пытаются. Так, не столь давно обозревателю, ведущему IT-рубрику в Ленте.ру, одна компания предложила "оставить себе" имиджевый и весьма недешевый девайс, который он брал на тест. И даже ничего конкретного взамен пока не попросила.

Девайс наш обозреватель, конечно, вернул, причем отношение к компании у него сильно ухудшилось. И не удивительно - по-моему, всегда неприятно, когда кто-то думает, что ты продаешься. Но некоторые читатели, разумеется, убеждены, что кому-то на IT-рынке наш обозреватель все же продался - только никак не решат, кому именно.

Конечно, всякий, кто работает в прессе, к подобным читательским суждениям давно привык и относится к ним с иронией. Особенно, когда они регулярно исходят от одних и тех же людей. Причем все журналисты хорошо знают, что большинство читателей на самом деле довольно молчаливы, а пишут в редакцию обычно недовольные - ira facit poetam, как иронично замечали древние римляне.

Но так или иначе, журналист читателя обязан любить. Ведь работаешь ты только ради него, и если он тебе неприятен, то, наверное, стоит сменить профессию. А на взаимность нам остается только надеяться. В конце концов, каждый журналист тоже когда-то был читателем, и может быть теперь, вспоминая себя прежнего, он чувствует себя немного неловко.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше