Василий Шумов, лидер группы "Центр" Что заставило группу "Центр" вернуться на родину?

Пресс-конференция
23.07 17:06
Василий Шумов. Фото пресс-службы.
Василий Шумов. Фото пресс-службы.

Василий Шумов, лидер группы "Центр"

Что заставило группу "Центр" вернуться на родину?
Отец-основатель "нововолновой" легенды московской рок-лаборатории вернулся на ПМЖ в родную столицу из добровольной американской ссылки аккурат к переизданию лучшего диска "Центра" "Сделано в Париже" и выходу нового альбома группы "У прошлого нет будущего". 23 июля Василий Шумов даст большой концерт "Я все умею" в клубе "Икра". В первом отделении программы "Центр" представит лучшие новинки, а во втором, названном "Московский ньювейв", сыграет классические хиты. Что произойдет в третьем отделении, держится в секрете. Известно лишь, что специальными гостями концерта станут Найк Борзов и группа "Барто". Кто открыл "второе дыхание" у группы? Чем нынешняя Россия лучше России 1990-х? Вернет ли современный "Центр" моду на "новую романтику" и 1980-е? На эти и другие вопросы в интервью читателям Ленты.Ру ответил лидер группы "Центр" Василий Шумов.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
roman [17.07 13:29]

у вас есть два типа песен (по-моему мнению): "позиционные", про жизнь - те, где текст и слова играют основную роль и "экспериментальные", где музыка заслоняет собой слова, если таковые вообще слышны. в каком из двух направлений будет развиваться ваше творчество после возвращения ?

не скрою, хотелось бы больше слов (настроений, мыслей, эмоций), а не музыкальных изысков.

У меня самого такого разделения, о котором вы говорите, нет. Для меня все композиции одинаковые, я их делаю с одним и тем же подходом: появляется какая-то идея - музыкальная, какое-то слово или звук, - из которой потом что-то вырастает. Это зрители и слушатели уже со своей точки зрения разделяют: "Ага, эта более музыкальная композиция, а эта более текстовая". Для меня же они все совершенно одинаковые. Но могу вас порадовать, Роман: из-за того, что в последнее время у меня наметилось такое "словообилие", будет много настроений, мыслей, эмоций.

Георгий [17.07 14:02]

Angie Shumov - ваша дочь? Я часто бываю в Лос Анджелесе, вы все еще живете. Проникся вашим творчеством еще в 88м хотел бы выразить глубокий респект.

Благодарю за респект. Мою дочь зовут Анжелика Шумов, а сокращенно ее называют друзья Angie. Да, это моя дочь.

В последний год она живет на Гавайских островах. В Лос-Анджелес иногда приезжает в гости.

Alexander [17.07 14:16]

Чем вы занимались в Америке все эти годы - помимо музыки? Я слышал, что вы тренировали хоккейную команду. Это правда?

Это довольно любопытный случай с хоккейной командой. В начале 1990-х годов, когда я только поселился в Лос-Анджелесе, там был большой интерес к хоккею. Из-за того, что Los Angeles Kings приобрели Уэйна Гретцки (Wayne Gretzky). Уэйн Гретцки, если кто не знает, в то время был самый знаменитый игрок в мире. Из-за этого интерес у людей к хоккею оживился. Были образованы несколько любительских лиг – собственно, где каток есть, там они и стали делать лиги.

И как-то я там играл с ребятами в хоккей, со мной разговорился один человек и сказал, что им нужен тренер. А я в свое время был в хоккейной школе ЦСКА, кое-что знаю. Так я действительно какое-то время тренировал хоккейную команду.

А вообще занимался изучением новых технологий, искусства, я закончил арт-институт, у меня есть степень магистр изящных искусств. В Америке это называется Master of Fine Arts.

После этого мое творчество расширилось. Из сугубо музыкального оно перешло в "новую медию", видео, видео-арт, в компьютерное искусство, в цифровую фотографию. Так что в Америке я повышал свою квалификацию и учился новым технологиям.

Снифф [17.07 15:57]

В "Икре" вы собираетесь играть две разные программы - гитарную и электронную. С чем вам приятнее стоять на сцене: с ноутбуком или с гитарой?

Изначально дизайн электрогитары был сделан для того, чтобы с ней стоять на сцене. Поэтому выступать с ней гораздо удобнее, чем с ноутбуком. Ноутбук сделан для того, чтобы сидеть за столом. Если вы посмотрите, все электронные музыканты – не только я - все, кто выступает с ноутбуками, стоят в совершенно неудобной позе, буквой "г". Если долго стоять в такой позе, то начинает сводить шею, спину, начинает болеть поясница и можно даже не разогнуться. Так что, естественно, с гитарой намного удобнее.

Camusov [17.07 16:54]

Василий, добрый день.

1. Что повлияло в музыкальном плане на "Центр" в 80-х ?

2. Скажите, когда планируется выпуск следующих переизданий каталога группы "Центр" и будут ли они дополнены какими-то бонусами? Имеются ли у 3. Центра какие-то редкие и нереализованные записи, демо и пр, планируете ли вы их публиковать?

Спасибо.

1. Мне повезло. В конце 1970-х годов, когда я еще учился в школе, я ходил на московские концерты таких андеграундных групп того времени как "Рубиновая Атака" и "Удачное приобретение". Я был любителем музыки, коллекционировал всякие ансамбли, катушки. Мы с ребятами друг с другом менялись дисками, катушками, переписывали музыку друг у друга. Я даже собирал какие-то пластинки. Но именно эти концерты вдохновили меня сделать свою группу. Потому что атмосфера живого концерта - она непередаваемая.

А что повлияло на меня? На меня повлиял традиционный классический рок-н-ролл, музыка новой волны и любого плана электроника того времени.

2. В данный момент выходит два новых переиздания: один альбом 1988 года группы Центр "Дитятя", а также мой сольный альбом 1990 года, который называется "Время три". К концерту в "Икре" они должны появиться. Может быть, мы даже представим их на этом концерте.

3. Время от времени появляются какие-то люди из нашего прошлого, которые говорят: "Ты знаешь, у меня тут какая-то запись ваша есть с вашего концерта или еще откуда-то". Например, к нам однажды обратился парень, который устраивал нам концерт в городе Выборг то ли в 1982, то ли в 1983 году. И он это дело записал. Я даже не знал, что он записывает, потому что в 1983 году не было никаких диктофонов или чего-то такого для мобильной записи. Не было никакой технологии, чтобы можно было легко записать концерт. Это было своего рода Low-Fi. А тут объявляется этот устроитель через 25 лет и говорит – у меня есть такая запись. Сам я ее еще пока не слышал, но что-то есть. Если это будет в приличном качестве, даже хотя бы на уровне архивного качества, может, будем что-то выпускать.

AlanGolen [17.07 21:09]

Здравствуйте! У меня немного некорректный вопрос: увеличилось ли количество ваших концертов в связи с популярностью рэп-группы Centr? Тое сть были ли случаи, когда вас путали с вышеперечисленной группой? И еще: как относитесь к этой группе?)

Это вопрос из области охраны авторского права и интеллектуальной собственности. Моя группа "Центр" существует с 1980 года. Это название для ансамбля занято с 1980 года. Эти рэперы решили его все равно себе присвоить. Этот вопрос я адресую юристам, и пусть юристы разбираются.

Alexander [17.07 22:03]

Собираюсь на фестиваль "Пилорама" в печально известной советской зоне для политзаключенных. Заявлено Ваше участие. Что для Вас это? Зов души или перфоманс?

Меня пригласили на этот фестиваль. Как я понял, организаторы посчитали, что в моих песнях есть какие-то моменты, которые соприкасаются или пересекаются с тематикой фестиваля "Пилорама" этого года. Допустим, у них есть такая общая идея, одна из тем фестиваля – война и мир в современном мире. У меня есть несколько композиций, которые абсолютно точно подходят под эту тему. Это, например, песня "Войны во все стороны", с таким текстом "Войны во все стороны – это очень здорово". Такой комментарий ко всем этим войнам, которые ведутся по любому поводу – все эти "молочные войны", "войны за ставриду", "газовые войны". Или такие малые войны. Сам абсурд этих войн – война за молоко! Или война за скачивание mp3. Так что я считаю, что мы совершенно по теме на этой "Пилораме".

Мозз [17.07 22:46]

Приветствую! У меня такой вопрос: имеет ли Центр коммерческий успех сейчас в России, хорошо ли продаются переиздания, оправданны ли частые концерты или это все для узкого круга лиц?

Я не знаю, что вы имеете в виду под словами "коммерческий успех". Если вы считаете, что я занимаюсь этим ради каких-то "коммерческих успехов", то это не так. Я занимаюсь этим, потому что я артист, творец, художник – это моя главная мотивация. Любой концерт для меня оправдан, потому что я имею шанс поделиться своим творчеством со слушателями, со зрителями. Что является коммерческим успехом – для меня непонятно. Коммерческий успех - это не моя самоцель, как у некоторых артистов, вам небезызвестных.

Дмитрий [17.07 22:50]

Здравствуйте, Василий! Вопросов, собственно,

нет, просто огромное Вам спасибо за Ваше

творчество.

Спасибо, Дмитрий! Рад слышать.

Борис [17.07 22:54]

что для вас сотрудничество с "отзвуками му"? ностальгия, развлечение или концептуальный проект? и насколько "отзвуки" жизнеспособны без Мамонова?

У группы "Звуки Му" - или как ребята теперь себя называют "Отзвуки Му" - довольно-таки интересная и совершенно уникальная история, которая заключается вот в чем. На протяжении 30 лет все ребята, которые играли тогда, в начале 1980-х годов, все сохранились, они друг с другом дружат и время от времени играют. Я с ними дружу еще с того времени, с начала 1980-х годов. Также я был продюсером их первого альбома "Простые вещи", помог им его записать. У ребят есть какие-то творческие идеи – они выступают, меня приглашают выступать. Мы играем вместе джемы. Я считаю, это прекрасно!

Я им постепенно стараюсь внушить идею, что им надо записать одну новую песню. С Мамоновым или без Мамонова. Я бы хотел, чтобы еще Мамонов записал одну новую песню с оригинальным составом "Звуков Му". Потому что, на мой взгляд, у них накопилась какая-то энергия, между музыкантами и Петром Мамоновым, которая должна получить какое-то разрешение.

Это, говоря музыкальным языком, как в композиции – нарастает энергия, нарастает, нарастает, нарастает, а потом разряжается, и песня переходит в другую часть. Этого у них еще не произошло – разряжение этой энергии. Поэтому я им очень рекомендую записать новую песню – с Петром Мамоновым или без. Это поможет им двинуться дальше и разрешить эту энергию, которая так и не разрешена с 1980-х годов.

иван [17.07 22:56]

почему вы уехали и почему вернулись?

Я не то чтобы уехал. Просто с начала 1990-х годов я очень серьезно интересовался компьютерными музыкальными технологиями, и единственное место, где можно было этим заниматься и получить всю информацию в изобилии, была Калифорния. Там все это производилось в то время, оттуда все это дело и происходило. Я там работал в студиях, там же пошел в институт учиться по этой же специальности.

Я не считаю, что я куда-то уехал. Я просто находился там в творческом состоянии – учась, практикуясь, что-то делая. Я там записывал альбомы. А вернулся... Это для меня опять-таки странно звучит. Потому что для себя я не считаю, что я куда-то уезжал. Поэтому сейчас я представляю работы, которые у меня накопились за последние годы. Многие переиздания вышли, мы их представляем. Сейчас у нас проходит проект "Содержание", где участвуют разные музыканты. Мы сделали кое-какие записи. Вот этим сейчас занимаюсь. Занимаюсь творчеством. А для творческого человека "уехал – вернулся" - это не та категория, не то мировоззрение. Я нахожусь там, где у меня есть творческие проекты. Сейчас у меня творческие проекты здесь, в Москве. Вот и все.

Женя [17.07 23:01]

какие альбомы для вас наиболее любимы и наиболее значимы в классическом периоде "Центра"? и какие в электронном американском периоде?

Альбом "Трамвайное депо" - это первый раз, когда мы услышали "Центр" со стороны, мы записали одну нашу репетицию. У нас была программа, мы ее играли, но никогда не слышали, что мы играем. В то время что-то записать даже на репетиционном уровне было очень трудно из-за отсутствия какой-либо техники и средств. А недавно вышел переизданный альбом группы "Центр" "Трамвайное депо". Я сам услышал свои песни со стороны, как они звучат. Для меня это было важно.

После этого мы записали альбом "Стюардесса Летних Линий" - это наш первый, так называемый, студийный альбом. С него начался "Центр", известный в стране. Он разошелся среди переписчиков, любителей. Из-за этого нас узнали, из-за этого нас стали называть – "группа новой романтики", новая волна и все такое прочее. "Центр" получил какое-то лицо и какую-то идентификацию.

Потом – альбом "Чтение в транспорте", 1984 год. Это был первый альбом, когда у нас был доступ к более-менее приличной электронной аппаратуре, синтезаторам. Считается, что это наш первый электронный экспериментальный альбом.

Также альбом "Сделано в Париже", потому что это был некий итог наших магнитофонных альбомов 1980-х годов, который был записан во Франции с профессиональными продюсерами. Я в первый раз работал с западным профессиональным продюсером, с западным лейблом.

Потом альбом "Пластикозаменитель" 1999–2000 годов. Первый альбом, когда я стал использовать интернет-технологии для создания альбомов с участием неизвестных мне музыкантов и участников записи, которых я называю "центробораторами", путем обмена файлами. Это был первый опыт. Вот, наверное, эти альбомы.

И, наверное, наш самый последний альбом "У прошлого нет будущего", он абсолютно концептуальный. В нем как содержание, так и дизайн обложки – все вместе один концептуальный альбом, в котором одинаково важны музыка, текст и дизайн альбома.

Что касается американского периода, то это альбом "Пластикозаменитель", "У прошлого нет будущего", потому что он тоже создан, в основном, когда я жил в Лос-Анджелесе.

йося [17.07 23:13]

1. назовите свои любимые группы "новой волны" 80-х. на кого вы тогда ориентировались или кого чаще слушали? ваше отношение к Japan и Дэвиду Сильвиэну, The Cure, Duran Duran, Talk Talk, New Order, Talking Heads, XTC, Depeche Mode, Ultravox, Spandau Ballet и т.д.

2. Нравится ли вам кто-нибудь из современных групп, копирующих эту стилистику? Ну и вообще что из нового, что запомнилось, посоветуете?

1. Все, что здесь перечислено, мы слушали. Я бы добавил еще группы The Stranglers и The Human League. Это все, что мы могли достать. Тут есть еще вот какой момент. Тогда, в начале 1980-х годов, у нас не было доступа ни к какой музыке. Висел железный занавес, и вся эта информация была доступна где-то подпольно, через каких-то там коллекционеров, любителей, кто-то куда-то ездил, кто-то что-то привозил. Все это было совершенно хаотично. Мы слушали все, что попадало в руки. Совершенно не обязательно, что мы именно это искали. Попало – мы слушали. Понравилось, интересно. Это очень большой нюанс. Все, что мы слушали тогда - это то, что мы могли достать. А не то, что "да, я это выбрал, я это буду слушать".

2. Так как вопросы очень конкретны, я выложил в своем блоге на сайте Centromania.com названия песен и имена авторов, чтобы вы могли точно посмотреть рекомендации. Я серьезно подхожу к этому вопросу, и если я скажу, что мне нравится какая-то группа – это будет неправильно, потому что часто мне нравится только одна или две песни, а все остальное не очень. Поэтому посмотрите лучше список, который я оставил для вас в моем блоге.

Аниматис [17.07 23:19]

Какие современные групп вам нравятся (российские и зарубежные), отдаете ли вы предпочтению какому-то определенному жанру или продолжаете слушать "старье", так сказать, классику рока.

Если можно, то с конкретными примерами.

Что касается зарубежных групп, ответ смотрите в моем блоге. А про российские я вот что скажу. Из-за того, что меня здесь давно не было, у меня не было достаточно информации о русских группах. Но здесь я уже нахожусь полгода, и за это время я получше узнал ситуацию, кое с какими музыкантами познакомился, и вот что я заметил. Музыканты дружат между собой, когда им нравится музыка друг друга, у них есть что-то общее. До сих пор мне нравятся ребята, которые были еще тогда, в 1980-е годы. Те же "Звуки Му", "Николай Коперник", группа "Мегаполис" – Олег Нестеров, Саша Скляр – те, с кем я тогда дружил, и с кем до сих пор сохранились отношения. Сохранились они, потому что эти люди до сих пор занимаются творчеством, группы до сих пор существуют. А из новых коллективов, с которыми я познакомился, – группа "Пахом и Вивисектор", "Барто", группа "Би-2" (Шура и Лева, у меня с ними наладились приятельские отношения, мне их музыка нравится).

Так что я могу сказать, и многие музыканты меня поймут, часто нравится музыка тех музыкантов,с которыми ты дружишь. Потому что есть темы для разговоров – обмениваешься какими-то идеями, даже бывают какие-то общие проекты. Вот, например, мы сейчас делаем проект "Содержание", и многие музыканты, которых я сейчас перечислил, участвуют в этом проекте, и какие-то наши "коллаборации" мы делаем вместе, совместно пишем кое-какие треки.

Я не отдаю предпочтение какому-либо жанру. Я слушаю практически все. Даже те жанры, к которым не имею прямого отношения. Мне это нужно, что называется, по работе: мне нужно быть информированным о том, что происходит. Нельзя быть современным музыкантом, музыкальным продюсером и не знать, что происходит в смежных областях, которыми ты, может быть, в данный момент и не занимаешься.

Дмитрий Давыдов [17.07 23:43]

Василий. Ваш друг и товарищ, безумно талантливый человек Петр Мамонов капитально ушел в религию. Вам, прожившим столько лет в США не надо объяснять все мракобесие религии, тем более, что вы уже написали песню на эту тему. Как вам кажется, творчество от религии больше все-таки страдает или наоборот, приобретает нечто полезное? Вы как-то сказали "Ну, Петю всегда тянуло назад, в прошлое", но так и не ответили прямо на вопрос - вам лично, как другу и музыканту, данный выбор Петра Николаевича кажется некой деградацией разума, проявлением духовности или чем-то еще (не хочу навязывать вам выбор из заранее заготовленных опций?)

Давайте по частям. По поводу творчества и религии. Не так давно было время, когда художнику запрещалось что-либо рисовать, кроме иллюстраций к Библии. Посмотрите на работы средневековых мастеров – там одни библейские мотивы. А почему так? Потому что у них выбора не было, все остальное было запрещено. Если ты начинаешь что-то другое рисовать, тебя жгут на костре. Так что, с одной стороны, религия не имеет непосредственного отношения к творчеству, но с другой – ставила и, может быть, до сих пор ставит ограничения, запреты, табу, какие-то препоны. Я считаю, что это не очень хорошо.

Далее. Сами по себе религиозные страсти, то, что происходит с людьми, которые серьезно занимаются религией, и творчество – не имеют ничего общего. Исключения составляют те случаи, если кто-то выполняет церковный заказ. Если церковь заказала у кого-то какую-то музыку, заплатила им или как-то охмурила, что человек бесплатно это сделал – это заказные вещи. Если раньше выполняли социальный заказ, когда композиторы писали песни про коммунистов и комсомольцев, то теперь у нас социальные заказы – это работа для церкви. Но это заказы. Конъюнктура своего рода.

Теперь про Петра Мамонова. Что я думаю и как я к этому отношусь. Во-первых, дороги, которые мы выбираем в этой жизни, - сугубо личное дело каждого. Петр выбрал такой путь. Это его личное дело, это никому вреда не приносит. Я с уважением отношусь к его выбору. Я надеюсь, что когда он делал этот выбор, он не попал под чье-то влияние в трудную минуту или когда находился в тяжелом состоянии. Знаете, как бывает.

Так что, я не буду комментировать, по какой дороге и куда ему нужно идти, я отношусь к его выбору с уважением. Сам же я иду в другом направлении. К религии я не имею никакого отношения вообще. Считаю, что религия – это дело прошлого, причем мрачного прошлого. К сожалению, это дело опять расцветает, значит, мы двигаемся в мрачное прошлое

d0wn [18.07 01:54]

1. Василий,Ваши "Тургеневские Женщины" 90-х и Современные Дамы имеют ли что-либо общее?

2. С Вами будут выступать те же музыканты , что и тогда? Или наберёте "фанерных кривуляк" ?

1. Если разговор идет о каких-то метафорах к дамам, у меня в 1980-е, 1990-е годы была такая метафора "тургеневские женщины". Сейчас женщины изменились, на мой взгляд. Сейчас они, к сожалению, более подходят – если опять говорить моими песнями – к тем метафорам, которые раскрываются песне "Темный угол" (из альбома "Молодой на молодой"). "Темный угол" - где я рассказываю о коллекции film noir, и там такие женщины, которые называются femme fatale: ненадежные, вороватые, манипулятивные, хитрые, злые. Вот такие. К сожалению, в этом направлении движутся сейчас женщины. Но они – это часть общества. Это не женские времена, это общество сейчас такое. А они отражают ситуацию в обществе.

2. У нас в группе сейчас 4 человека: из самого первого состава "Центра" я и Валера Виноградов, на гитаре играет. На клавишах у нас играет его сын Алексей, а барабанщик у нас Эдвард Беккет, который участвовал в этих сетевых альбомах "Центра". Так называемых "фанерных кривуляк" не было, не планируется и не будет. Они тут неуместны. Они просто не приживутся.

blin [18.07 06:51]

Кто с вами играет в нынешнем составе группы и как сложилась судьба членов первых составов "Центра"?

Прошло уже 30 лет… Судьба сложилась так, как за 30 складывается судьба у всех. Людей разбросало по миру – кто где. Есть ребята в Австралии, в Америке, есть ребята в Москве, но занимаются они каким-то обычным делом, не творческим. Кто-то уже ушел из жизни, к сожалению…

Maxim [18.07 11:05]

Добрый день, Василий!

У меня есть ряд вопросов к Вам.

1.Ваши песни из альбома "Голливудский Василек" "Клевые хипари", "Хочу быть всем", "Козырный парень", а также более поздние песни "Моя баба лучше твоей" и "Нажрусь один" носят ироничный характер, или по прибытию в США Вам действительно хотелось соответствовать образам, которые раскрываются в этих песнях? Вообще насколько автобиографичны Ваши песни периода жизни в США?

2.Мне очень нравятся Ваш ряд песен про современные бизнес-отношения. Эти песни как картины, Вы показываете и высмеиваете реалии отношений на работе. Вы предлагаете какой-то выход из этого? На Ваш взгляд возможно избежать "войн за улов ставриды", отношений вроде "работай-помалкивай"? Как Вы сами относитесь к менеджменту и маркетингу в классическом понятии этого слова?

3.Единственный Ваш альбом, который мне тяжело слушать альбом "Пластикозаменитель". Какую идею несёт этот альбом?

1. Я отношусь к своим песням как к произведениям искусства. Творец создал произведение искусства – вот оно таким получилось. Они не являются моими автобиографиями или какими-то личными душеизлияниями. Это произведения искусства. Конечно, в виду того, что это сделано мной, хочешь или не хочешь, а какие-то персональные штришки там могут проскальзывать. Но это так, в небольших дозах.

Если, допустим, писатель пишет фантастические романы, это же не значит, что он рассказывает про себя, о своей жизни на Альфе-Цетавра. У меня то же самое. Есть какие-то штришки, но, в основном, это произведения искусства.

2. Спасибо, что вам нравятся мои последние работы. Если вы будете слушать повнимательнее эти песни, у вас самого должен появиться ответ на вопрос. Если у вас какие-то проблемы в жизни, в частности, вам не нравится ваша работа… Я скажу вам так: я считаю, что я достиг своего как автор, когда несколько лет назад сделал песню "Формула успеха". В народе она называется "работай – помалкивай". Один парень прислал на сайт письмо, в котором рассказал, что у него была ненавистная работа где-то в городе Волгограде, по-моему, он был госслужащий, он эту песню слушал, слушал, а однажды взял и эту работу просто бросил. Вот правильно сделал. Почувствовал, что что-то не то. Почему-то у людей какое-то фатальное отношение к этому - ему не нравится работа, но он туда все равно ходит. Это очень плохо во всех отношениях. Завязывай и займись чем-то другим, тем, что тебе нравится!

В песнях я не даю ответов – "делай то-то и то-то". Я поднимаю вопрос и даю энергию, которая помогает человеку решить какие-то вопросы.

Менеджмент и маркетинг – это составные части той современной капиталистической системы, в которой мы живем. Поэтому они неизбежны и необходимы. Без менеджмента и маркетинга ничего работать не будет, ничего не будет продаваться, тогда все это развалится, система рухнет. Тогда людям просто не на что будет жить, нечего будет есть. Музыка, искусство тоже прекратят свое существование, потому что некому и не на что будет заниматься искусством. Так что это объективные составляющие нашей цивилизации на данный момент. А как я к этому отношусь? Я хочу, чтобы это было больше ориентировано на человека, нежели на прибыль. Должны превалировать права человека и гуманитарные ценности, а не интересы бизнеса и прибыли.

3. Имеется в виду вот что. Мы живем в период какого-то такого суррогата, и все у нас суррогатное. Если это металл – то это какая-то пластмасса, которая покрашена под металл. Автомобили сделаны из пластика, а выглядит так, как будто сделано из металла. Дело дошло до того, что теперь уже заменяется сам заменитель. Появился заменитель пластика. Была какая-то херня, а теперь она заменяется еще большей херней какой-то. Это такая метафора к нашей сегодняшней цивилизации.

Альбом слушается тяжеловато. Я уже говорил, что это для меня этапный альбом, рубежный, потому что впервые я стал использовать интернет для создания альбомов. В 1999 году у меня появился сайт "Центромания", и с помощью сайта, с помощью новых интернет-коммуникаций, обмена файлами и всяким аудио-софтом я сделал этот альбом. Может быть, он более экспериментальный, нежели другие, не такой удобоваримый для слушателя, но для меня он очень важен. Для меня это такой своего рода "технологический рубеж".

Фкександр [18.07 13:09]

Василий! Раскажите что там есть в Америке

Вопрос простой. Наверное, и ответ должен быть простым. В Америке есть демократия и работающая конституция. Сам видел!

Леероф [18.07 18:10]

Василий, инструмент 20-го века - безусловно, электрогитара. А, как вам кажется, как будет выглядеть инструмент 21-го века? Нанокантеле?

Мне кажется, что инструменты, как вещь, они исчезнут. Гитара – это вещь. Синтезатор – это вещь. Инструменты будущего исчезнут как вещь, и каждый человек сможет использовать любой инструмент, который он только способен себе вообразить – от известных инструментов до тех, которых еще даже не существует. Компьютеры и все технологии будущего минимизируются, и всю библиотеку Американского Конгресса можно будет иметь у себя в пломбе зуба.

Артем [18.07 18:26]

что вы думаете про современную российскую власть? готовы ли вы, в случае чего, выйти на Марш несогласных, как это сделали ваши коллеги Борзыкин и Шевчук?

Вы знаете, по какой-то неведомой мне причине раз за разом русские скатываются к тирании. Сколько уже было таких примеров – не мне вам рассказывать. Посмотрите русскую историю. Была тирания какая-то, потом пытались ее изменить к лучшему, кончали очередной тиранией. Сейчас, на мой взгляд, опять происходит скатывание к очередной тирании.

По поводу "Марша несогласных". Я не могу участвовать в марше, в какой-то демонстрации или в какой-то организации, в которой одновременно выступают или присутствуют люди совершенно разных мировоззрений. Начиная от сталинистов, необольшевиков, западных либералов, патриотов и еще самой разнообразной публики – и они все это делают вместе. Я не могу участвовать в такого рода маршах или организациях. На мой взгляд, это ситуация шизофрении, когда раздвоение или растроение личности. Я не могу, потому что не понимаю, о чем речь.

Что касается Борзыкина и Шевчука, то они заслуживают всяческого уважения и на мой взгляд могут быть хорошим примером для подражания у молодежи. У Юры и у Миши есть жизненные позиции, которые они отстаивают, и у них есть мужество это делать.

Maxim [19.07 07:13]

Василий, с чем связано написание названия песен с последнего альбома? А именно, "Грандиозна" (почему последняя буква "А", а не "О"), "Баласты"(почему не "Балласты"), "Амынет"(почему не "А мы нет")?

Если уже касаться моих творческих изысков, то для меня это называется современное искусство. Когда сознательно искажаются слова, падежи не так расставляются. В наше время это уже традиционные техники современной поэзии. Это уже не новое, этому уже "сто лет". Это плоды современного искусства. Я пытаюсь быть автором в современном стиле.

Александр [19.07 11:28]

Василий, спасибо за отличную музыку. Два вопроса. Каких женщин предпочитаете - американских или русских, я был женат на американке - интересно ваше мнение в сравнении. Второй вопрос - с возрастом не устаёте ли от бесконечного калифорнийского либерализма и демократической политкоректности, оскомина не возникает? Спасибо!

1. Это вопрос из серии, "какой цвет тебе нравится больше". Каждый случай индивидуален. К женщинам у меня индивидуальный подход, я не рассматриваю их группами, социальными категориями или из какой они страны. Понравится мне женщина – я буду знать, что она мне понравилась. А до тех пор, пока я женщину не видел, я не знаю, нравится она мне или нет. Неважно, кто она – американка, русская или кто-то еще.

2. Я всем русским людям желаю побольше калифорнийского либерализма и политкорректности, вы себя намного лучше станете чувствовать. Жизнь улучшится сразу, если вы будете жить в таком калифорнийском либерализме, а не вот в этом обществе, в котором - не мне вам рассказывать - зло, ненависть, войны, мракобесие. Я считаю, что калифорнийский либерализм – это очень полезно.

Владимир [19.07 12:56]

Здравствуйте , Василий !

Что дало Вам время . прожитое за пределами России , как в личном , так и творческом плане ?

Comeback не случаен ?

Cпасибо.

На мой взгляд, очень полезно посмотреть, как проходит жизнь в других странах, и почувствовать себя в меньшинстве. Чтобы понимать, как меньшинства в России чувствуют себя. Когда все на тебя смотрят, и ты чувствуешь, что ты не свой. Это дает очень хорошую перспективу, чтобы понять, как жизнь устроена и как себя чувствуют люди, которых меньшинство. Кроме того, я многое изучил, многому научился и довольно-таки продуктивно работал, когда жил в Лос-Анджелесе.

Тимур [19.07 19:47]

В одной статье, посвященной истории индустриальной музыки сказано, что возможно первой работой в этом жанре на территории СССР была ваша "Однокомнатная квартира". Причисляете ли вы сами свое творчество (особенно позднее конечно) к этому направлению? Что оттуда можете выделить?

Когда разговор заходит о современной музыкальной терминологии – индустриальная музыка, электронная музыка, индустриально-электронная музыка, панк, пост-панк – я могу разговаривать на эту тему часами. Вот кто-то писал про мой альбом "Однокомнатная квартира", у него было свое понимание индустриальной музыки. Если мы возьмем десять человек, которые интересуются музыкой, у каждого будет свое понимание индустриальной музыки. Так что этот вопрос не ко мне, а к автору, который создал этот труд, и к людям, которые это читали и как-то сопоставляли.

Если говорить о моем понимании классического термина "индустриальная музыка", то "Однокомнатная квартира" не совсем индустриальная музыка. Там есть какие-то элементы, но это не чисто индустриальная музыка.

У меня было много альбомов, были разные периоды, что-то из этого выделять… У меня был какой-то период новой волны, но параллельно всегда шла электроника, с самых первых наших записей. Потом у меня был период такого минимального пост-панка - где-то во второй половине 1980-х годов, нео-романтика. У меня была масса стилей и до сих пор есть. Поэтому я не могу причислять себя к какому-то одному стилю, они все как-то смешиваются и совершенно неожиданно переплетаются.

Абу-Марк [20.07 14:57]

Василий, а куда делся пиджак с плеча Альфреда Шнитке, в котором вы давали свои первые концерты в середине 80-х? Наверное, сегодня вы бы могли его продать за неплохие деньги! Или, как минимум, сдать в Зал славы современной музыки (ежели таковой откроется).

Вы знаете, со всеми этими переездами и пертурбациями за последние 30 лет я не сохранил его. Я вообще не коллекционер чего-либо, тем более вещей. А вот эти "пиджаки Альфреда Шнитке" – в них ничего особенного не было. Это был просто мужской пиджак конца 1950-х годов, cшитый на заказ из синего плотного материала. Любой двубортный пиджак конца 1950-х годов, сшитый на заказ в приличном ателье СССР, может вполне квалифицироваться как "пиджак с плеча Альфреда Шнитке". Такая тогда была мода.

Alex [20.07 22:29]

"Центр" никогда не был группой для масс и всегда считался коллективом элитарным, богемным, для узкого круга посвященных. Какое место Вы отводите себе на современной российской сцене? Насколько Вы востребованы и хватает ли Вам этого на жизнь?

Вы, спрашивая об этом, как бы делаете заявление, будто говорите, что так оно и есть. Сам я не искал свое место, скорее, это дело критиков, слушателей: "'Центр" больше относится к такому-то стилю, занимает такое-то место". Я всегда старался своим творчеством продемонстрировать слушателям и зрителям, что существуют какие-то индивидуальные новые направления в музыке, в поэзии и в том, когда поэзия и музыка вместе, как в моих работах. Поделиться какими-то идеями. Я пытался публику вести за собой, а не потакать ей. Вот разница между попсой и творческими людьми, такими как я. Попса она услуживает, она делает продукт для потребления. А творческие люди - каким я, по крайней мере, пытаюсь быть – настоящие художники, ведут за собой людей, открывают им новые интересные горизонты. Так и происходит наше развитие как личностей и общества. Вот чем я занимаюсь.

Леонид [20.07 22:31]

Планируете ли Вы продолжать сотрудничество с Евгением Головиным?

Кто не знает, с Евгением Головиным мы много сотрудничали в 1980-е, потом сотрудничество продолжилось в 1990-е годы. В последнее время я жил в Лос-Анджелесе, и думаю, что мне нужно возобновить многие старые контакты в Москве. В том числе, я планирую встретиться с Евгением Всеволодовичем. Поговорим, посмотрим.

Дима [21.07 03:21]

Почему Лос Анжелес, а не Манхеттан? Почему-то "Центр" скорее ассоциируется скорее со вторым (у меня по крайней мере).

Ассоциации у каждого могут быть разными. Живя в Лос-Анджелесе, я все равно делал русскую музыку. Я не пытался американизироваться, изменить свое имя, взять псевдоним. Я не пытался ассимилироваться в Америке, как многие делают.

Николай [21.07 04:12]

Василий,какую литературу Вы любите читать?Ваши любимые книги?

Я люблю читать сегодняшнюю литературу. Ту, которая написана сегодня, этого года. Не только литературу, но и публицистику, социологию, политологию – все, что имеет отношение к нашей сегодняшней жизни в разных ее измерениях. Из последних книг - "Шоковая доктрина" Наоми Кляйн. Хорошая книжка.

Павел [21.07 10:54]

Василий, сохранились ли записи Вашей первой группы 777? Если да, то есть ли планы издать их?

Что Вы думаете о Ваших соседях по времени - группе ДК?

Ничего из записей "777" не сохранилось. Мне, по крайней мере, неизвестно, что они есть. Мы никогда нечего не записывали. Это был сугубо концертный ансамбль, и мы играли традиционную рок-музыку – Чак Берри, Литл Ричард, Билл Хейли. Самый ранний традиционный рок-н-ролл.

Группа "ДК" очень хорошая, у них был абсолютно свой стиль. Можно сказать, что они являлись родоначальниками русской психоделии в рок-музыке. Группа совершила очень много инноваций в своем творческом периоде. В начале 1980-х годов они были совершенно уникальным составом. Я отношусь к ним с большим уважением.

Олег [21.07 11:26]

Где-то года 4 назад у вас на сайте были выложены все альбомы в свободном скачивании. Сейчас - ничего нет, предлагают отправиться в магазин союз и купить.

С чем связаны эти изменения? Как вы относитесь к свободному распространению творчества?

Совершенно логично. После того как мы стали переиздавать альбомы на компакт-дисках, с хорошим аудиокачеством (мы специально делаем аудиореставрацию, мастеринг, дизайн конвертов у нас имеет очень большое значение), мы решили убрать с сайта свободное скачивание. Мы переиздаем эти альбомы и предлагаем всем, кто интересуется, приобретать эти альбомы, потому что они лучшего качества, они цельные. Это вещь. Для коллекционеров.

Что касается свободного распространения творчества. К сожалению, нередко свободное распространение творчества путается с бесплатным. Тут большая разница есть: свободное и бесплатное. Я уже где-то раньше говорил, мне как продюсеру своих собственных альбомов сделать альбом, в среднем, стоит 50 тысяч долларов. Из моего кармана. Я полностью существую на свои средства, у меня нет спонсирующих олигархов или каких-то еще "вливателей". Скажите, пожалуйста, вот я записал альбом, который стоит мне 50 тысяч долларов, я должен себе эти деньги вернуть? Если я занял эти суммы, значит, мне их надо отдавать. А когда мне люди говорят – а я хочу слушать твою музыку бесплатно, ты отдавай мне свои альбомы бесплатно… Представьте себе мое положение. Тогда я говорю - а ты ходи на свою работу бесплатно. Как тебе это будет? Это примерно на том же уровне. Вы работаете где-то – ходите на свою работу бесплатно, ради удовольствия, вам же это нравится, вас же туда из-под палки никто не гнал, вы сами туда устроились, работайте бесплатно, получайте удовольствие от начальника, от коллектива, от офиса. То же самое.

владимир [21.07 15:34]

Если бы судьба распорядилась отправить вас на необитаемый остров или в космос - с кем бы вы захотели разделить свое одиночество ?

Спасибо

Давайте выберем космос. Если бы я дошел до состояния "космос", то в таком состоянии одиночество отсутствует.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше