Россия и война в Южной Осетии На вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов

Пресс-конференция
13.08 20:17
Федор Лукьянов. Фото с сайта demoscope.ru
Федор Лукьянов. Фото с сайта demoscope.ru

Россия и война в Южной Осетии

На вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов
Ночью 8 августа 2008 года Грузия начала операцию по захвату самопровозглашенной республики Южная Осетия. При этом ранее в Тбилиси неоднократно заявляли о намерении решить южноосетинский конфликт путем переговоров и обвиняли Цхинвали, где постоянно обращали внимание на приготовления Грузии к войне, в нагнетании обстановки. Должна ли Россия вмешаться в конфликт, а если да - то каким образом? Как локальное противостояние на Кавказе повлияет на большую политику и на отношения великих держав? В чем заключаются интересы внешних сил в этом конфликте? И какова должна быть цель российской политики в Грузии в контексте ее более обширных интересов? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранена.
Евгений Тамбовский [08.08 23:41]

Появились в зарубежной прессе комментарии, будто Россия вторглась на территорию Грузии самовольно. Есть мнение, что за границей не показывали ночной артобстрел со стороны Грузии. Ваше мнение по этому поводу? Действительно существовал ли факт умалчивания агрессивных действий Грузии или все комментарии - лишь предвзятое отношение к России? Заранее спасибо!

Во-первых, предвзятое отношение к России – это факт, который невозможно отрицать. Оно формировалось веками – отчасти оправданно, в значительной степени нет. Но исправить одной или несколькими информационными кампаниями толщу вековых стереотипов невозможно. Правда, не могу сказать, чтобы кто-то активно пытался.

Во-вторых, при столкновении настолько неравновесных противников инстинктивная реакция – маленьких бьют. Это относится не только к отношениям России с соседями, просто в нашем случае совершенно несопоставимые размеры, соответственно и ощущение больше.

В-третьих, есть принципы функционирования медиа. Для американской телекомпании непонятные события между далекой Georgia и какой-то South Ossetia, которой уже вообще никто не знает – не новость. А вот картинка: русские танки входят в Грузию, а смутно знакомый телезрителям по другим выступлениям президент на хорошем английском языке объявляет об угрозе демократии – это информационный повод и новость.

В-четвертых, Грузия долго и тщательно строила свой образ цветка демократии в бурном море тоталитаризма. Вот это и потребовалось.

Альберт [09.08 02:49]

Здравствуйте.Понятно, что у Ю.Осетии статус не поменяется - это очень политически выгодно России. Понятно, что Россия усилит свое военное присутствие в Ю.Осетии. Но главная война все же информационная - почему к ней Россия оказалась пподготовлена хуже?

Предпринимается для успешной пропаганды мало, а то, что делается - часто очень топорно, лучше бы не делали. Но вообще я пессимист – плетью обуха не перешибешь, слишком устоявшаяся картинка того, что вся агрессия всегда только от России. Справедливости ради надо отметить, что образ Саакашвили в западных СМИ ухудшается, фокус смещается в сторону – обе стороны виноваты. Это уже прогресс.

Константин [09.08 02:52]

Здравствуйте!

Почему Россия, побеждая фактически, проигрывает информационную войну? В то время как Саакашвили в десятиминутном интервью CNN подробно рассказывает о военной агрессии России, с нашей стороны лишь робкие заявления о клевете и убитых миротворцах. Не ощущается эффекта продуманной и скоординированной компании в СМИ.

Нам сознательно не интересен этот аспект войны или ему просто не уделяется должного внимания?

Работаем, как умеем. У нас по многим направлениям так. Я думаю, что и собственно военная составляющая еще станет предметом серьезного критического анализа.

Андрей [09.08 23:00]

Здравствуйте!

В освещении конфликта обеими сторонами уже сейчас очень много, мягко говоря, перегибов. Работающие уличные фонари в якобы "оставшемся без света" Цхинвале (кадры ВГТРк "Вести" о минометном обстреле города в ночь на 9 августа), и много других примеров. Вопрос следующий: кто, на Ваш взгляд, эффективнее создает "дымовую завесу" вокруг конфликта, кто, грубо говоря, больше врет в своих СМИ?

Кто больше врал – не знаю, меня там не было, не могу никого обвинять. Нагнетание идет с обеих сторон, с грузинской, конечно, больше.

Вячеслав [10.08 12:08]

Уважаемый г-н Лукьянов,

не допустила ли Россия серьезный промах в текущей кавказской политике? Ведь такое солидное государство должно иметь мощную разведку. Неужели не могли предвидеть и вовремя остановить акцию Грузии. Сохранили бы жизни людей и остановили бы войну.

Это очень серьезный вопрос. Что предшествовало войне – предмет разбирательства. Не знали, недооценили, проигнорировали или что-то еще. Думаю, отдельный вопрос – роль южноосетинского руководства. Коль скоро России приходится теперь проливать кровь за "непризнанные государства", надо быть уверенным, что их руководители не ведут какой-нибудь своей игры за наш счет.

Стас [08.08 16:00]

Кому выгоден конфликт между Южной Осетией и Грузией?

По итогам получается, что России. Но замышлялось иначе. Саакашвили рассчитывал либо блицкригом захватить территорию, а тогда уже его оттуда не выкурили бы, либо взорвать ситуацию, чтобы выбить Россию из формального статуса миротворца и посредника. Рискнул и крупно проиграл.

Олег [08.08 16:05]

Не кажется ли вам, что Россия сама спрвоцировала это конфликт, дабы не пустить Грузию в НАТО?

Нет, не кажется. Россия способствовала затягиванию и неразрешению этого конфликта на протяжении многих лет, было совершено множество политических ошибок. Но сейчас Саакашвили нарвался и получил ответ.

Антон [10.08 23:29]

Здравствуйте, Фёдор. Интересно Ваше мнение, как известного и уважаемого аналитика.

Зачем Грузии понадобилась эта война? Вмешательство российской армии, многократно превосходящей грузинскую, было легко предсказуемым, я бы даже сказал, очевидным. Столь же очевидно разгромное поражение Грузии. Если на победу нет шансов - тогда зачем это всё? Зачем убивать тысячи ни в чём не виновных жителей Южной Осетии?

Неясна мотивация Саакашвили - что даст ему этот конфликт? Неужели в НАТО найдутся те, кто купится на это и зауважает Грузию как государство, а Саакашвили - как руководителя, благодаря этой войне?

А может быть, Россию просто втягивают в противостояние с более сильным соперником?

Конечно, в идеале Грузия хотела бы втянуть Россию в противостояние с Америкой. Но, очевидно, Саакашвили просчитался. Вероятно, он рассчитывал, что США его не бросят, тем более что Кондолизза Райс месяц назад сказала в Тбилиси, что Америка всегда стоит за своих друзей. Расчет оказался неверным. Про Милошевича говорили, что он отличный тактик, но никудышный стратег. У Саакашвили – похожий случай.

Fenix [08.08 22:11]

Здравствуйте! Не считаете ли вы, что Грузия напала на Южную Осетию, не по своей воле, а в качестве марионетки США? Т.к. было сразу ясно что Россия однозначно ответит Грузии, а у Грузинской армии против Российской нет никаких шансов, соответственно Грузии было совсем не выгодно нападать на Осетию. А вот США, для того что бы отвлечь внимание России от Ирана, этот шаг и нужен был.

Нет, не считаю. Грузия решилась на авантюру, и, как ни странно, имела шансы. Саакашвили не хватило нескольких часов. Не надо увлекаться "марионеточной" темой. Малые лидеры способны и на собственные действия, стравливая больших. Отвлекать внимание США от Ирана не надо, напротив, надо привлечь внимание и убедить Россию в необходимости сотрудничества.

Вадим [09.08 08:18]

Можно ли связать обострение конфликта в Юж.Осетии с потерей авторитета россиян в глазах грузинского народа?

Думаю, о дружбе с грузинским народом можно надолго забыть.

Антон [09.08 15:05]

Не является ли падение цены на нефть истинной причиной?

Нет, это слишком упрощенная трактовка.

Амир [08.08 16:04]

Какова важность Южной Осетии для России, с точки зрения глобальной геополитики?

Южной Осетии – малая. Но способность и готовность применять силу – это существенное качество великой державы. И восприятие России изменится. Не говоря уже о том, что бросить родственный народ – неприлично, и это подорвало бы доверие к России повсеместно.

Natalia Ljubina [08.08 16:34]

Kak russkojazychnaja rodom iz Tschinvali i vyvozivshaja mamu/vracha Obl.bol'nicy/v 92 godu iz -pod obstrela,HOCHU USLYSHAT' -sledujushhee:

V chem korni polovinchatoj politiki Rossii?

Rezon vydachi ross. pasportov?

Smysl obeshhanij podderzhki v sluchae napadenia

so storony Gruzii?

Krasivejshij,ujutnyj gorodok nashego detstva nastol'ko mal i rasprostert na ladoni,chto steret' ego s lica zemli ponadobitsja ne bolee chasa.!

Chto i proizoshlo! A ved' moi zemljaki vzyvali o pomoshhi dolgih 18 let!

A teper' voshli tanki.Na pepelishhe...

Паспорта – наиболее сложный вопрос, я бы сказал, что это проявление лукавства и политического лицемерия. Давали их явно не ради заботы о жителях там, а из собственных соображений. В итоге за это пришлось платить жизнями собственных солдат. Политика в отношении непризнанных территорий была невнятная, цели преследовались разные, в том числе и вполне отвратительные.

Одно только не стоит забывать – конфликт в начале 1990-х начала Грузия, Тбилиси имел несколько шансов добиться урегулирования, и именно в том регионе, в отличие от Абхазии, это было возможно. Последний раз урегулирование было похоронено Саакашвили летом 2004 года, когда он попытался развязать военный конфликт в регионе. С тех пор говорить о воссоединении стало практически невозможно.

Александр Морозов [08.08 16:11]

В связи с нападением на Осетию следует ожидать и нападения на Абхазию. Почему на ваш взгляд Россия до сих пор не сдала шагов по признанию Абхазии и Осетии как независимых республик? Если бы это было сделано, Грузия поостереглась бы разворачивать агрессию.Не согласны?

И еще, почему бы не провести в Абхазии народный референдум на предмет вхождения в состав России. Для нас это бы эконмически привлекательный регион - новые курортные зоны и буферная территория.

Одностороннее признание Россией этих территорий не решает ни одной проблемы. Де-факто Москва и так признает их. А де-юре ситуация изменится только в том случае, если Абхазию и Южную Осетию признает кто-то еще. В отличие от Косово, где США могли обеспечить признание несколькими десятками ключевых стран, у России такого ресурса нет. По крайней мере, пока. Правда, пункт шесть заявления Саркози и Медведева о начале "международного обсуждения" проблемы статуса Абхазии и Южной Осетии является сдвигом с мертвой точки, догма о "территориальной целостности Грузии" при определенных условиях может быть поставлена под сомнение. Кстати, если это действительно станет реальностью, то интересно, будет ли Абхазия по-прежнему стремиться войти в Россию, или - если засветит настоящая независимость – захочет получить по максимуму?

Тимур С. [08.08 16:04]

Здравствуйте!

Для большинства вопросов давать ответы уже поздно.

Но пару всёже задам.

Какие соглашения с какими условиями заключены сторонами конфликта и прочим заинтересованными странами? Что реально грозит сторонам нарушевших эти соглашения? Какие меры может применить Россия по закону международного права и вообще так ли уж необходимо его абсолютное соблюдение до запятой? США только за непродолжительный период времени разбомбили 3 страны (Афганистан, Югославию, Ирак), причём 2 из них вообще никого не спрашивая. Если можно, то подробно пожалуста. Спасибо.

Международное право за последние полтора десятилетия постепенно переставало быть основой для действий сильных игроков. Сейчас ситуация очень зыбкая. К сожалению, решает прежде всего сила.

Я [08.08 20:52]

У России сил достаточно, чтобы отбить Цхинвали назад, но судя по ситуции, Грузия никогда не оставит попытки вернуть свои територии. Россия, по видимому, не собирается возвращать ЮО и Абхазию. Получается, что у южных границ России всегда будет напряженная\предвоенная ситуация. Интересно, в долгосрочном плане каковы выгоди и потери России от такой напряженности у границ. И если на ваш взгляд такая ситуация не на руку России, тогда интересно, что может Россия реально (в смысле - обоюдно приемлемое)предложить Грузии для установления стабильности в регионе. Последний вопрос, на ваш взгляд разрабатывает ли Россия такие реальные варианты? Заранее спасибо

С нынешним руководством диалог невозможен. С будущим вопрос будет стоять о том, как решить проблемы беженцев, прежде всего. Возвращения Южной Осетии и Абхазии я не предполагаю. А вот крупные международные проекты по обустройству беженцев и компенсациям необходимы.

Ахра / Лыхны [08.08 20:57]

Уважаемый Федор,

1.какие причины на Ваш взгляд реально мешают правительству России де-юре признать Абхазию и Южную Осетию незвисимыми государствами?

2.кто из политиков РФ лоббирует интересы Грузии в политической элите России?

Заранее благодарен за ответы.

1. Брать на себя всю полноту ответственности без возможности обеспечить международное признание – странное действие. Теперь открываются новые возможности, но всегда надо иметь в виду, что Россия – мировая держава, и ее интересы далеко не исчерпываются проблемами непризнанных территорий.

2. Не имею понятия. Думаю, никто.

Василий [08.08 22:46]

Чьей территорией являются Южная

Осетия и Абхазия? Не является ли

поддержка Россией сепаратистов на

этих территориях и борьба с сепаратистами у себя (Чечня)следствием отсутствия нормальной

единой системы внешней и внутренней

политики России? Неужто так сложно

было дружить с Грузией после 300 лет Георгиевского трактата и 70 лет

в рамках СССР? - Нужен новый Георгиевский трактат,новая дружба и новые отношения- надо остановить

войну!

Произошедшее – это огромная трагедия, вне зависимости от того, кто начал. Когда воюют столь близкие народы – это катастрофа. Провал политиков со всех сторон и человеческая трагедия. А по поводу сепаратистов – все очень просто. Есть сила – удерживаешь территорию. Нет силы – потерял контроль, все, никакое международное право не поможет.

Мария [08.08 23:23]

Доброго времеyи суток! Поясните пожалуйста, в чем принципиальная разница (с точки зрения мирового сообщества) между ситуациями в Косово и в Южной Осетии? Почему большинство стран поддержало отделение Косово, а в отношении Южной Осетии и Абхазии этим же большинством применяются другие стандарты оценки стремления этих непризнанных госадарств к независимости? Все дело только в банальном противостоянии Запада и России или есть что-то о чем нам недоговаривают российские власти и СМИ?

Двойной стандарт – норма международных отношений. То, что касается Косово – в конечном итоге это очень плохая политика ЕС и США, непрофессиональная и близорукая.

Руслан [09.08 00:20]

Cледует ли считать, что, оказав поддержку Южной Осетии, Россия де-факто признала её независимость?

С чего бы. Она признала ее зависимость от России. Причем полную.

Сергей Д. [09.08 00:41]

Скажите, а возможно ли объединение Северной и Южной Осетии с молчаливого согласия Москвы? Спасибо.

Сначала должен определиться международно признанный статус Южной Осетии. Потом будет видно.

Rustam [09.08 23:03]

Здравствуйте!

Правовой вопрос.

- По статистике, 90% жителей Осетии Российские граждане. Смогут ли они принять участие (т.е. будут ли правомочны их голоса) в референдуме (если такой состоится) о самоопределении, либо присоединении к РФ?

Спасибо.

Если пытаться найти правовые основания происходящего, то в этом вопросе все жутко запутано. В референдуме, если хотеть, чтобы он был легитимен, должны участвовать все жители региона на момент начала конфликта. В случае соблюдения этого условия, результат не очевиден, особенно в Абхазии. Гражданство Российской Федерации вообще там непонятно на каких юридических основаниях... Думаю, решение будет в политической, а не правовой плоскости, в любом случае.

Роман [08.08 16:45]

Здравствуйте,Федор!

1.Каковы,на Ваш взгляд,последствия(международные,политические,экономические и т.д.) признания Россией государственной независимости Ю.Осетии и Абхазии?

Экономическая помощь в востановлении разрушенного города и экономики Ю.Осетии ,возможная политическая поддержка?

Грузия потребует замену миротворцев,вероятные действия России?

Возможная поддержка оппозиции М.Саакашвили в Грузии со стороны Российских органов власти?

2.Как на Ваш взгляд необходимо в дальнейшем выстраивать отношения с Грузией и непризнаными республиками с учетом стратегических,политических и иных интересов РФ?

С уважением,Пехтерев Роман.

1. Любая российская поддержка оппозиции Грузии контрпродуктивна. Пророссийских политиков в Грузии сейчас не найдешь, и это неудивительно. Но позиции Саакашвили в среднесрочной перспективе, думаю, сильно подорваны. Патриотический задор пройдет, а проблемы останутся, как и необходимость смириться с потерей трети территории.

2. С Грузией, думаю, отношений особых не будет. Пока Саакашвили у власти – точно. Что касается непризнанных республик, то главное не оказаться у них в заложниках. Они могут втянуть Россию в какие-нибудь новые проблемы.

Тихон [08.08 16:01]

Россия не справилась с ролью миротворца. Можно ли было бы избежать вооруженных столкновений в Южной Осетии?

Последнего раунда – вряд ли. До этого на протяжении полутора десятилетий было упущено множество шансов разрешить проблему.

Сергей [08.08 16:07]

Здраваствуйте, Фёдор!

Что Вы думаете о развитиии ситуации в перспективе 2-3 дней, меяца, года, 5 лет?

С уважением, Сергей

г. Пермь

В конечном итоге Абхазия и Южная Осетия не будут входить в состав Грузии. Когда это случится и каков будет их статус – не берусь прогнозировать.

дрон [08.08 16:07]

может ли это конфликт перелиться во что то большее?

Уже нет, надеюсь.

Игорь Шилин [08.08 17:34]

Полагаю, что единственным решением "южно-осетинского вопроса" является выделение анклава в самостоятельное государственное образование с компенсацией всем гражданам Грузии и др. пожелавшим покинуть территорию Южной Осетии. Согласны ли Вы с этой позицией?

Самостоятельно существовать этот анклав не может. А что касается компенсации – согласен полностью. Это единственный способ решить проблемы беженцев – и в Южной Осетии, и в Абхазии: обустройство пострадавших за счет международной программы финансирования. Насколько я помню, конфликтов такого рода, где беженцы возвращались бы, нет. Самый яркий пример – палестино-израильское урегулирование. Как только доходят до палестинских беженцев – все, тупик.

Семён [08.08 17:35]

Здравствуйте, Фёдор!

1. Не является ли правильной реакцией России немедленно признать де-юре независимость трёх южных республик и тем самым поставить точки над "и"?

2 Не следует ли немедленно разорвать дипломатические отношения с Саакашвили, как с нелегитимным, окончательно дескридитировавшим себя политиком?

1. Уже отвечал выше. Никаких точек над и таким образом не поставить. Точки – когда признают все, в соответствии с международными процедурами.

2. Возможно, и следовало бы. Но с ним лично контактов не будет, уверен.

Сергей Дмитриевич [08.08 17:49]

Какова вероятность того, что в случае дальнейшей эскалации конфликта и возможного изменения отношения официального Кремля к статусу Южной Осетии Грузия просто напросто откажется от этих территорий ради вступления в НАТО?

Теперь у Грузии нет особого выбора. Но и с НАТО много сложнее. Европа едва ли захочет связываться [с Грузией], там очень боятся быть втянутыми в конфликты, особенно с Россией.

Александр [08.08 20:48]

Считаете ли Вы, что начинают сбываться геополитические прогнозы некоторых аналитиков о разворачивании военных действий в приграничных районах России с последующим распространением их непосредственно на российскую территорию (перспектива ближайших 5-8 лет)? Имеются в виду действия НАТО и тех, чьи уши за этим торчат... Вопрос у меня даже скорее не в том, случится это или нет, а когда, по Вашему мнению, случится? Спасибо.

Я в долгоиграющие планы не верю. Постсоветское пространство – территория, где процессы не завершились, они идут и сложно сказать, когда закончатся. У большинства стран бывшего СССР границы, в которых они никогда не существовали, скорее всего, переделы будет продолжаться. Не потому, что есть хитрый план, а потому что это объективный процесс. Чем и когда он закончится – неизвестно.

А что касается НАТО, то я в его будущее тоже не очень верю. НАТО отживает свое, будут другие организации, возможно, в неожиданных форматах. Содержание мировой политики совсем не такое сейчас, как в эпоху доминирования НАТО.

Anton [08.08 21:08]

1. Как отразится война в Грузии на России?

2. Не будет ли очередным шагом антироссийской компании по блокированию России на пути ВТО и переноса Олимпийских игр из Сочи 2014?

3. Почему Россия, Южная осетия и Абхазия отказывались от ООНовского мироворческого контингента?

1. Путь в ВТО – это такая легенда, мне кажется. Никто у нас особенно уже туда и не стремится. Грузия добро точно не даст, это понятно.

2. С Сочи – сложно. Единственно, что можно сказать – для Олимпиады лучше, что все это произошло теперь, а не в 2012 году, например. Сейчас есть шанс, что к 2014 все устаканится.

3. Когда создавались миротворческие форматы (в 1992 и 1993 годах), миру было совершенно не до постсоветского пространства. Шла война в Боснии, в Африке творилось разное, да и вообще сумятица после коренной перекройки карты. Американцы, кстати, тогда весьма вяло себя вели на этой территории. Никто четко не понимал, что там происходит. Бывшим республикам СССР тоже казалось, что тут мы сами разберемся, и Россия была естественным, если не единственным крупным участником. Геополитические "вороны" уже после налетели, когда первичные последствия распада СССР более или менее утрясли. Тут-то и выяснилось, как всем нужны энергоресурсы. А России, кстати, за то, что она несколько войн прекратила и целую страну воссоздала (Таджикистан) спасибо никто не сказал.

Сеня [08.08 22:29]

Как вы вы думаете, возможно ли развитие событий, при котором Россия признает Грузию несостоятельным государством, как это уже озвучил Лавров, и захватит власть/поставит контролируемое праительство?

Нет, Боже упаси. Это пусть американцы режимы меняют и хлебают потом по полной программе.

Олег [08.08 22:40]

Непризнанные республики Аджария и Абхазия могут стать следующими объектами Саакашвили для "наведения конституционного порядка" вооруженными силами Грузии. А это уже большая кавказская война. Может ли Россия установить как экономическую так и военную блокаду Грузии?

Теперь это уже неактуально. В принципе, элементы были – Черноморский флот не зря туда приплыл.

falc0n [08.08 23:31]

Здравствуйте Федор! Возможен ли такой вариант: последние события являются последовательным и продуманным ходом известных противников России? (или немного иначе - кому прежде всего это выгодно?) Можно ли считать великую "озабоченность" Запада делами в Грузии, военную помощь в течении последних лет и т.д. непосредственно связанными с произошедшим? Что Россия будет делать в данной ситуации по отношению к Грузии и к "скрытым" участникам конфликта? Был ли предусмотрен подобный сценарий событий? и каковы шансы что сообщество признает Грузию "виноватой"? Как вы относитесь к высказываниям что Россия сама использует конфликт в своих интересах? последний вопрос конечно риторический, но должо же быть и человеческое сочувствие... Кто ответит за гибель людей?

За гибель людей, если всерьез разбираться, должна ответить вереница товарищей. Саакашвили – без сомнения, но дальше масса вопросов и к господину Кокойты, и к его доблестным военным, и к российским политикам. В итоге, что-то мне подсказывает, не ответит никто.

Лешка [09.08 02:08]

Как по вашему - при каких обстоятельствах Грузия сможет отвоевать Осетию и Абхазию для себя???

Надеюсь, уже ни при каких.

Александр [08.08 15:58]

После того как войска Грузии будут выбиты с теретории Южной Осетии будет ли наступление на Тбилиси и каким образом Грузия будет наказана за нарушение договоров?

Отторжение трети территории и разрушение военной инфраструктуры – солидное наказание. Едва ли возможно большее – по политическим причинам.

Дмитрий [08.08 16:14]

Здравстуйте. Как Вы считаете Саакашвили, после того,как развязал кровопролитную войну, кто он - политик или преступник? Если преступник (нарушение международного гуманитарного права, убийсво мирных жителей и т.д. является преступлением, насколько я знаю), тогда его нужно судить? Гаага...?

Сергей [08.08 16:31]

Возможен ои сценарий при котором Саакашвилли будет объявлен военным преступником, пойман, а затем разделит судьбу Хуссейна или Милошевича?

Если бы любой политик, ответственный за начало региональных конфликтов, отправлялся в Гаагу, трибунал бы захлебнулся. Политическую ответственность Саакашвили понесет. Думаю, довольно скоро он потеряет власть. А уголовную – вряд ли.

Александр [08.08 16:05]

Россия, так или иначе, ввязалась в войну. Какие экономические выгоды она сможет извлечь в среднесрочной и долгосрочной перспективе?

Материальные выгоды – вряд ли. Расходы понятны. Хотя если московский стройкомплекс кинется помогать восстановлению, то я даже знаю, кто извлечет выгоды: 10 миллиардов – неплохие деньги. Выгоды геополитические – думаю, соседние страны теперь очень серьезно будут думать, как строить отношения с Россией. Кто-то отшатнется, а кто-то предпочтет сблизиться.

Геннадий Мишин [08.08 16:01]

Агрессия против Осетии это разведка боем воозможностей России и отвлечение внимания мировой общественности от какого-то самого важного для США блицкрига,толи это будет ИРАН толи Венесуэла а может и сама Россия.Так же важно и то что в США сейчас кризис и Америке нужна новая война но только не второй Ирак и Афганистан а Афганистан и вторая Чеченская война для России.Америке надо втянуи=ть Россию в полномасштабную войну на Кавказе пожертвовав верным вассалом Грузией США тем самым втянут Украину в НАТО.А точнее предложат России выбор"Конец войны на Кавказе будет завязан с членством Украины в НАТО"-это на ближайшую перспективу реально?И что кроется на всем этим остальным?Есть мнение что всё происходит из-за катастрофического уменьшения природных богатств пресной воды и нефти на земле.А значит весь этот сыр-бор с Украиной Ираном Афганистаном и Ираком одно явление в одной цепи.А главная цель всего этого это Россия и её часть Арктики а так же(Казахстан,Туркменистан,Азербайджан и Украина)с её и этих республик природными ресурсами?

Едва ли это запланированная разведка боем, но, по сути, так получилось. Думаю, все заинтересованные структуры внимательно изучат результаты [данной операции]. Во всяком случае, военного позора не случилось, уроки прошлого, хотя бы некоторые, выучены.

Членство Украины в НАТО – отдельная проблема. Эта война может иметь двоякий эффект – как подхлестнуть, так и затормозить. Станет ясно осенью.

Юрий [10.08 00:16]

Как в мире после этих событий будет восприниматься Россия: как страна-миротворец или страна-агрессор?

Не миротворец точно. Агрессор – многими, кто и так в это верил. Главное в том, насколько серьезно будут воспринимать.

Евгений [10.08 02:40]

Не окажется ли россия в международной дипломатической изоляции?

Нет, едва ли. Слишком большая и важная страна.

Сергей [08.08 19:03]

Добрый день.Интересно как изменится внешняя политика России,ведь это очевидная провокация со стороны сша и ко.

Это провокация со стороны Грузии, а США своей политикой позволили Тбилиси считать, что Америка возражать не будет. Отношения с администрацией Буша, думаю, закончились, не о чем больше говорить. А следующая администрация – посмотрим. Пока очень трудно понять.

Дмитрий [08.08 20:38]

Может ли Россия добиться признания от мирового сообщества, что проведение военных действий против мирного населения Южной Осетии не может служить прикрытием политических целей грузинского правительства, а значит требует принятия санкций экономического и политического, а может и военного характера. А в случае отказа использовать данный факт для дискритизации политических структур и конкретных политиков прикрывающих преступления и убийства во имя своих целей не взирая на международный скандал?

Не думаю. Достаточно того, что военная акция успешно завершилась. Саакашвили, проигравший войну и потерявший территории, – в каком-то смысле даже удобен.

Вершинин Денис [09.08 01:56]

Здраствуйте. В свете происходящих событий как отразится вооруженное противостояния на экономике России? Насколько сильно вырастут цены на нефть?

Вряд ли воздействие на нефтяные цены будет долгосрочным.

Василий [09.08 19:58]

обвал фондовых рынков - это гипер инфляция опять? то бишь безудержный рост цен и прочие "лихие 90-е"?

простите, не силен в экономике.

Я тоже не силен. Но насколько я понимаю – нет, ничего похожего.

Сергей К. [10.08 21:44]

Здравствуйте.

Если позволите, 3 вопроса.

1. Наш президент заявил, что поручил военной прокуратуре заняться данным делом и что виновные понесут ответственность. Я не представляю как это возможно, кроме как декларативные заявления по окончанию. То же касается заявлений Лукина о создании международного трибунала.

А вы как это представляете ?

2. Как вы считаете, нанесение ударов по военным объектам на территории Грузии охладит в дальнейшем их желания проводить подобные акции ?

3. Судя по настоящей информационной поддержке Западом Грузии, есть стремление выставить агрессором именно Россию. Как все это в дальнейшем повлияет на контакты России конкретно с Западной Европой, как в политической, так и в экономической сферах ?

Спасибо

1. Если всерьез стремиться к международному трибуналу, надо приглашать международные организации – Совет Европы, ОБСЕ, экспертов Международного уголовного суда. Иначе никому ничего не докажешь, Следственному комитету при Прокуратуре Российской Федерации не будут верить, поскольку он представляет одну из сторон конфликта.

2. Сейчас нечем проводить, думаю. Охладит.

3. В Европе компактная группа стран, которые будут во всю использовать происходящее для требования пересмотра отношений ЕС с Россией. Думаю, их активность будет ощущаться, и страны Западной Европы игнорировать ее не смогут, хотя будут стараться смягчать последствия. В обозримом будущем отношения будут буксовать.

Павел [08.08 18:35]

Здравствуйте! Есть серия вопросов, которые скорее окажутся простым сотрясением воздуха, но я должен их озвучить.

1. Следует ли ожидать признания Южной Осетии независимым государством со стороны России? Повлияет ли это на политические перспективы других "непризнанных республик"?

2. Как вообще образовалась эта проблема двойных стандартов в отношении "самопровозглашенных государств" (обожаю этот термин)? Кто решил, что у грузин есть право на самоопределение, а у осетин нет (что говорит международное право)?

3. И почему Южную Осетию не признавали до сих пор?

1. Признания – вряд ли. Другие непризнанные – другая ситуация. Карабах – вообще отдельно, сомневаюсь, что России нужно осложнение отношений с Азербайджаном. Приднестровье – есть шанс на урегулирование, ведь Кишинев старается в последние пару лет проявлять лояльность к Москве, а после случившегося, скорее всего, станет еще более гибким.

2. Это как спор про курицу и яйцо – что раньше. То же самое с конфликтом двух принципов – права наций на самоопределение и права на территориальную целостность. Тома написаны, но все решается в каждом конкретном случае по принципу политической целесообразности.

3. Потому что непонятно, что дальше с ней делать. Например,Турция и Северный Кипр – тупиковая ситуация уже почти 35 лет.

Юрий [08.08 18:34]

Назовите пять отличий в действиях Грузии против Ю.Осетии от действий России против Чечни 8 лет тому назад. Конечно, кроме масштабов разрушений и жертв, которых в Чечне было многократно больше.

Отличие одно. Россия победила, а Грузия проиграла. Вот и все.

Slava Shamis [09.08 06:36]

Vot interesno, a esli bi drugaya strana vvela svoi voorujennie sili v Chechnyu dlya podderjki chchenov i ostanovki tam krovoprolitiya, kak bi russkie na eto vtorjenie na ih territoriyu otreagirovali? Tak pochemu je oni sami mogut vhodit' na territorii drugih gosudarstv s orujiem i meshat' drugim stranam zaschischat' natsional'nuyu tselostnost'? Uveren, pri Vashei svobode slova, Vi ne opublikuete moi vopros...

Другой страны, которая могла бы ввести войска на территорию Чечни, не было (Саудовская Аравия и прочие доблестные спонсоры джихада не в счет, это как бы негосударственная помощь). Так что рассуждать об этом нет смысла. Есть еще один нюанс – Чечня никогда не объявлялась зоной международного конфликта, а Южная Осетия объявлялась с рядом вытекающих из этого ограничений.

Юрий [08.08 18:15]

В чем интерес России увеличивать эскалацию напряженности на своих границах и в отношениях со своими соседями?

Не думаю, что Россия сознательно увеличивает напряженность. Отношения со странами-соседями находятся в процессе становления, как и сами страны. Это процесс, до результата еще достаточно далеко. Ведет ли Россия грамотную политику? Далеко не всегда. Масса просчетов – как содержательного, так и пиарного толка. Нечеткое формулирование целей и ранжирование приоритетов. Естественные противоречия интересов. Самоидентификация соседних стран, которые строят свою идентичность на противопоставлении себя России. То есть причин напряженности много. Но большая часть – объективные.

Сергей/Когалым/ [08.08 18:37]

Соотношение вооруженных сил Грузии и России несоизмеримо.На что расчитывает СААКАШВИЛИ,ведя речь о возможном объявлении войны России?

Абсурд или дальний расчёт?

Недальний расчет. Авантюра, проще говоря.

Екатерина [08.08 19:17]

Я считаю, что Россия сама спровоцировала такое развитие событий тем, что "заморозила" их решение. В связи с этим три вопроса: 1. Есть ли у России геополитические интересы в самой Грузии, а не только в Абхазии?

2. Какой, в связи с этми интересами, должна быть правильная политика России? Можно ли "выжить" Америку из Грузии?

1. В самой Грузии, думаю, весьма скромные. Транзит энергоресурсов, если только, но, по большому счету, там не такие уж гигантские объемы.

2. "Выжить" Америку – не думаю. Теперь Грузия, напротив, будет добиваться максимальных гарантий США. Правда, американские возможности сейчас оставляют желать лучшего. Но "бросить" Тбилиси для Америки – позор.

Петров-Разумовский [08.08 19:37]

Уважаемый Федор! Пожалуйста прокомментируйте очевидную попытку Саакашвили выставить перед мировым сообществом вторжение Грузии в Южную Осетию как агрессию со стороны России.

Не расцениваете ли Вы почти неприкрытые просьбы Саакашвили к США о вступлении в военные действия как преступную попытку развязать третью мировую войну, направленную против России?

Съесть-то он съесть, да кто же ему дасть...

космоплёт [08.08 21:39]

Насколько я понимаю, международные соглашения государства имеют приоритет перед национальным законодательством. Совершила ли Грузия акт незаконного вторжения (агрессии), нарушив соглашения с Россией и ОБСЕ?

Южноосетинское миротворчество – формат не столько международный, сколько двусторонний (точнее четырехсторонний: Грузия, Россия и две Осетии). Размывался он давно, сама Россия пыталась сочетать статус миротворца со статусом патрона-покровителя Цхинвали. Грузия тоже давно не миротворец. Думаю, за международные соглашения не получится привлечь.

студент [08.08 22:41]

Здравствуйте,

1. не считаете ли Вы,что ситуация в Грузии-результаты просчетов внешней политики России?Сможем ли мы увидеть в конце войны американских миротворцев в Грузии?

2. Какова роль ООН в современной системе безопасности, можете ли без общих фраз ответить,зачем России понадобилось собирать экстренное заседание ООН,зная,что ничего конкретного они все равно принять не решатся?

надеюсь на честные ответы,заранее спасибо.

1. Американских миротворцев – едва ли. Но российская политика в регионе изобиловала ошибками и просчетами на протяжении долгого времени.

2. Есть принятые форматы обсуждения международных проблем. Если и от них отказываться, то будет полный хаос.

jerzy [09.08 01:05]

po4emu takaia bolshaia strana kak Rossija xo4et vsegra bolshe i bolshe territorii?

Po4emu ne zaniatsia razvitem svoej bolshoj strany?

Развитием страны заняться не вредно было бы. Но внешняя безопасность и внутреннее развитие взаимосвязаны. Отношения по периметру границ не сформировались еще, и пока остается непонятным окончательный статус-кво. Когда в мире наступит новый баланс, тогда и в Евразии, будем надеяться, станет спокойнее.

Татьяна [09.08 05:36]

Я прожила последний год в Грузии и хочу сказать, что это очень гостеприимный и теплый народ! В Грузии прекрасно уживаются и русские и украинцы и армяне и многие другие. Почему ни разу не показали ни одного факта этнической чистки со стороны грузин, о которых постоянно говорят наши журналисты? Были ли они? Или Россия намеренно раздула этот военный конфликт в своих интересах? Грузия защищает свои исконные, исторические территории, точно также как Россия защищала свои интересы в Чечне,почему не отпустили?

В чем заключается миротворческая миссия русских ВВС, бомбящих Грузию? Разве не российская сторона всоим военным участием развязала бойню похуже любых "этнических чисток"?

То, как выглядит на кадрах телевизионной хроники Цхинвали, не вполне подтверждает Ваш вывод про гостеприимный и теплый народ. Защищать "исконные исторические территории", во-первых, надо было раньше, во-вторых, хорошо бы это делать не только "Градами", но и мозгами. Шансов на урегулирование у Грузии за 15 лет было много. То, что довели до такого, - большой привет грузинским вождям от Гамсахурдиа до Саакашвили. Бойню Россия не развязывала.

Денис [09.08 12:50]

Здравствуйте, Федор! Два вопроса.

1. Чем регламентируются действия миротворцев? Имеют ли право российские _миротворческие_ войска фактически участвовать в войне на стороне Южной Осетии?

2. Каковы реальные геополитические интересы России в данном конфликте? Разве пресловутого "влияния в регионе" нельзя достигать, скажем, экономическими способами?

Спасибо.

1. Формальные полномочия были превышены. Но не вижу иного выхода в сложившейся ситуации.

2. В идеале, конечно, нужно. К сожалению, не получается. Россия в этом виновата. Но не только. Ситуацию все раскачивали – включая США, которые зачем-то подзуживали и обнадеживали Саакашвили.

Дмитрий [08.08 16:09]

Здравствуйте.

Всем понятно, что агрессия Грузии в отношении непризнанной республики Южная Осетия является частью спланированных действий администрации США по нагнетанию обстановки на кавказе и продвижению собственных интересов в данной части света. Вопрос мой в том:

Как долго и ЗАЧЕМ мы будем "делать хорошую мину при плохой игре" и рассуждать о сохранении и развитие "нормальных" отношений с заокеанским партнером, если уже многим очевидно, что наши интересы принципиально отличаются от интересов США?

Интересы отличаются у всех без исключения стран мира. Дипломатия существует для того, чтобы развивать нормальные отношения, несмотря на различие интересов. В противном случае получаются войны. Насчет того, что "всем понятно" - рад за Вас, что Вам понятно. Мне понятно очень мало, потому что современный мир крайне сложен.

Леонид Петрович [08.08 16:03]

Как вы думаете,не пора ли России перестать оглядываться на дядю Сэма и активнее проводиь политику, которая защищает наших граждан где бы они не находились. Ведь если Россия в очередной раз утрётся, то её не только в мире ещё меньше будут уважать, но и собственные граждане потеряют уважение и доверие к собственной стране.

Не утерлась. Теперь хорошо бы о гражданах РФ в самой России, которые выполняют гражданские обязанности и платят налоги, проявлять такую же пламенную заботу, как о тех, что за рубежом.

Антон [08.08 17:01]

Правда ли что Косово, Южная Осетия и США связаны между собой? Мол, США специально развязали узел косовского кризиса, что бы потом на его примере Грузия могла войти в Южную Осетию и подойти вплотную к границам России?

Нет, так не связаны. Связаны тем, что после Косово изменился весь контекст. Но упрощать не надо.

Егор [09.08 04:47]

Федор, как вы относитесь к поддержке российской позиции Китаем? Может ли эта страна стать стратегическим партнером или союзником в данной ситуации?

Анастасия [08.08 18:03]

Могут ли отнощения с Китаем: дипломатические - с Россией, экономические - с США - каким-то образом помочь невмешательству США в конфликт?

Китай поддерживать Россию в этом конфликте не будет. С какой стати? Если Индия, например, будет действовать в Тибете, как Россия в Южной Осетии (примерный аналог с точки зрения культурно-исторической близости), Пекину это не понравится. Так что у Китая никакого интереса вставать на сторону Москвы тут нет.

Александр [09.08 08:57]

Здравствуйте, Федор!

Считаете ли Вы, что Россия ввязалась в войну, поддавшись на провокацию со стороны Грузии? Не была ли эта провокация заранее спланирована США и если да, то могут ли США создать России серьезные неприятности после произошедшего? Скажем, ввести экономические санкции, заставить "возместить убытки" Грузии?

Нет, такого не будет. Провокацию не планировали, так вышло.

Роман [10.08 13:44]

Федор, как Вы считаете, понесет ли Саакашвили персональную ответственность за уничтожение столицы Южной Осетии - города Цхинвали и массовую гибель его жителей, вызванную внезапным артобстрелом города. Должны ли были грузины предупредить мирное население Цхинвали о намернии вторгнуться в город, для того, чтобы мирное население успели эвакуировать? И еще вопрос: чем действия Саакашвили, отдавшего приказ бомбить мирных жителей Цхинвали, отличается от действий Хусейна, отдавшего приказ бомбить курдские поселения? Соблюдаются ли права человека в Грузии? Почему США казнили Хусейна, но помогают и поддерживают Саакашвили? Почему многим гражданам России более вероятным кажется вторжение в США в Грузию для пленения Саакашвили и передачи его международному трибуналу, нежели чем совершение подобных действий со стороны России. Почему Россия не может сама пленить Саакашвили и предать его международному суду за геноцид осетин? С уважением, Роман

Вторжение США в Ирак признано а) грубейшим нарушением международного права; б) невероятной политической глупостью, плоды которой Вашингтон будет пожинать долго.

Зачем брать пример с них?

Денис [08.08 22:41]

Здравствуйте Федор!

Прочитал в этой теме уже множество вопросов, поэтому хочу задать одновременно и самый простой и сложный вопрос.

В силу своей работы и кругозора Вы обладаете глобальным виденьем данного конфликта, мой вопрос таков - в кратце пошагово Ваши действия на месте руководства России начиная с ночи 8 августа с целью наилучшего развития событий для РФ в данной ситуации (то есть чтобы и волки целы и овцы сыты другими словами (опечатки нет).

Спасибо!

Действия России в течение этого конфликта мне кажутся в целом правильными и взвешенным. До сих пор грубых промахов не совершено, на мой взгляд.

Андрей Ковалев [08.08 22:45]

1. Надо ли в ООН поднимать вопрос об эмбарго на поставку оружия Грузии, ведь оно используется для этнических чисток?

2. Надо ли широко освещать последствия и жертвы этнических чисток. Публиковать те страшные кадры когда убитая женщина обнимает трупик грудного ребенка.

3. Надо ли людей хоронить только после досканального расследования.А пока хранить трупы в построенных в Цхинвале гигантских ангарах моргах, и всем их показывать(ООН, ПАСЕ, ОБСЕ и т.д.)?

4. Надо ли Ю.Лужкову отстроить Цхинвали и остальные осетинские села заново?

5. Надо ли требовать создание международного трибунала по расследованию этнических чисток в Цхинвале.

1. Не получится. Сначала надо доказать чистки. Одних заявлений мало.

2. Надо. И документировать все свидетельства с привлечением международной экспертизы.

3. Вот этого я не знаю. Зависит от юридической процедуры. Но вообще-то погибших надо хоронить, это по-человечески.

4. Хорошо бы обойтись без Ю. Лужкова. Неужели других строителей в России нету, кроме его супруги?

5. Для начала это надо юридически корректно доказать.

Филатова [08.08 23:22]

Считаете ли Вы, что Россия ОБЯЗАНА защищать СВОИХ граждан на всех территориях, где они находятся и являются лояльными гражданами? Не кажется ли Вам, что надо открыто заявить о политике двойных стандартов в отношении России? В достаточно далёкое время в Гренаде арестовали ДВУХ граждан США. Через неделю Гренады не было, "спасибо" 7-му флоту! Почему мы не имеем права предотвратить УБИЙСТВО наших мирных граждан?

Защищать граждан необходимо. Недопустимо этим спекулировать.

Александр [09.08 01:48]

как по вашему можно ли вынудить Грузию сдаться если начать крупномасштабные боевые действия против Грузии на 3 фронтах(со строн Абхазии,Южной Осети и Армении)?Сведёт ли этот вариант к минимуму человеческие жертвы?Насколько серьёзен ущерб понесённый российской репутацией зарубежом от информационной войны?Как по вашему мнению это отразится на политике стран запада в отношении России?Не попытается ли г-н Маккейн за счёт антироссийской риторики и этой войны увеличить свои шансы на победу в президнтских выборах?Удастся ли это ему?И почему по вашему мнению война началась именно в день открытия олимпиады в Пекине?Это случайность или какой-то расчёт?

Насчет Олимпиады – понятно, Путин в Пекине, а мировое сообщество отвлечено на открытие Игр. Маккейн много не получит за этот счет. Американского избирателя Россия не волнует.

Андрюха [09.08 03:36]

Были ли случаи в истории чтоб одни миротворцы стреляли в других?

Не слышал о таком. Хотя исключить не могу.

Рамиль [09.08 09:47]

Как Вы прокомментируете тот факт, что реакция руководства России появилась лишь спустя 14 часов с начала боевых действий?

Неподготовленность плюс желание понять, что происходит. Конечно, это не свидетельствует в пользу нашей разведки.

Dmitri [09.08 14:36]

Mozet li rossija vvesti voiska w baltiiskie strany "dlja zashity swoih grazdaninow"?

Если балтийские страны будут решать проблему меньшинств при помощи установок "Град" – безусловно.

Денис Лихачев, Челяьинск [09.08 21:58]

Уважаемый Федор!

Здесь много говорят об амбициях США, НАТО и т.д.

Я же хочу спросить Вас о следующем:

1. насколько вероятно, что первой целью войны была дискредитация Совета Безопасности ООН как дееспособного органа, то есть данная война является "первой ласточкой" окончательного разрушения Ялтинско-Потсдамской системы мироустройства?

Но ведь это будет означать начало серии локальных кровопролитий...

К тому же под прикрытием подобной шумихи удобно после какой-нить провокации устроить "экспорт демократии" в Иран

2. Насколько благотворно повлияла на экономику США и фондовые рынки Запада данная агрессия?

3. Насколько велика по своим последствиям информационная составляющая войны? У меня такое ощущение, что цель этой войны - ИНФОРМАЦИОННАЯ победа над Россией. Войну мы выиграем, это всем ясно, а как быть с информационной войной, которую мы пока весьма сильно проигрываем? ВВС делают статьи весьма осторожные, а, например, Париж высказывается очень резко и не в нашу пользу...

4. Насколько возможна замена российского миротворческого контингента силами США и НАТО, какую роль в этом могут сыграть Абхазия и "добровольцы" из России.

1. Дискредитировать Совет безопасности ООН не нужно – дальше просто некуда. Этот орган практически недееспособен, увы, давно уже сильные мира сего стараются действовать в обход. Да и про Ялтинско-Потсдамскую систему Вы поздновато вспомнили – если это и ласточка, то скорее последняя, чем первая. Экспорт демократии в Иран устроить нечем – США и так надорвались на Ираке и Афганистане. Да и вообще, экспорт демократии из моды выходит – наелись. ХАМАС как победитель демократических выборов – достаточно…

2. Ни насколько. О чем Вы вообще?

3. Информационную победу Россия переживет. Не в первый раз.

4. Вряд ли. Желающих туда ехать не найдется.

јндрей ?¤ченко [10.08 01:27]

—кажите пожалуйста, может ли прецендент войны в ёжной ќсетии использоватьс¤ дл¤ проведени¤ русскими аналогичной войны в  рыму, особенно с учетом той роли которую играет в грузинском конфликте „ерноморский флот?

Нет, Крым – другая ситуация. Кроме того, Вы допускаете, что Киев начнет там боевые действия, на которые Россия ответит?

Слава [10.08 02:05]

Известно, что Совет Федерации не собирался почти месяц, но только он имеет право решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (Конституция, статья 102, пункт "г"). Кто отдал приказ ввести наши войска в Грузию в нарушение Конституции РФ?

Главнокомандующий. Но если бы ждали, когда соберется Совет Федерации, осетин бы в Цхинвали точно уже не осталось.

Екатерина, Киев [10.08 10:28]

Федор, какие, по Вашему мнению, шаги со стороны России будут наиболе эффективными для того, чобы восставновить братские отношения с Украиной и добровольно вернуть последнюю на один полюс с Россией? Предложения типа тех, которые озвучивает Виктор (вопрос от 08.08.08 19.08), только усугубляют. Каких ошибок в развитии отношений Р-У за последние 5 лет Россия не должна была допускать (вопрос от Виктора не в счет)?

Не хочу звучать циником, но я в братские отношения государств не верю. Нужен баланс интересов. Братство не помогает. Грузия – куда уж ближе и культурно, и человечески, а вон до чего дошло.

Вмешательство в 2004 году было большой ошибкой. Разбирательства с газом нужно было выстраивать намного тоньше. С другой стороны – стремление украинских властей во что бы то ни стало зафиксировать независимость за счет присоединения к НАТО, боюсь, может вызвать очень неприятные последствия.

Валерия [10.08 15:59]

Федор,будьте любезны,ответьте на вопрос касающийся Украины.Как вы думаете какие последствия возможны в отношениях Россия-Украина после того какую позицию заняла последняя в этом конфликте? Отразится ли это на решении вопроса о поставках газа в Украину и о его цене? Возможно этот вопрос не политкорректен,но всё же,прокомментируйте ту политику,которую проводит Украина в этой ситуации.

Украинская ситуация любопытная. Ющенко активно поддержал позицию Грузии, что понятно – в НАТО вместе стремятся. Тимошенко вообще не слышно, у нее своя игра и, очевидно, свои виды на Россию. Не думаю, что случившееся повлияет на газовый вопрос, цена и так будет расти. Что касается правильности политики Украины – не уверен, что Киеву при всех внутренних сложностях стоит активно участвовать в подобных разбирательствах.

Валерия [10.08 16:06]

Скажите,пожалуйста,почему,по-вашему,Белоруссия никак не отреагировала на развитие событий в Южной Осетии? Почему молчит Минск? Чего ждет и почему никак даже не комментирует ситуацию?

А почему он должен комментировать? Все соседние с Россией страны (кроме Украины) затихли, потому что фактически примеряют эту ситуацию на себя. Если Россия может так поступать с Грузией, то почему в случае какого-то конфликта невозможно с другими? У нас же беспроблемных отношений ни с кем нет. У Белоруссии с Грузией отношения нормальные, проблем, как у России, нет. То же касается других. Наш большой друг Казахстан – вообще один из крупнейших инвесторов в грузинскую экономику. А поскольку у нас есть любители поговорить об "исконно русских" землях на севере Казахстана, да и соотечественников там живет изрядно, у Астаны вообще никакого резона Россию в этом поддерживать нет.

Марк [10.08 19:45]

Как будут складываться отношения Молдовы и Приднестровья на фоне войны в Южной Осетии и если Россия признает независимость Южной Осетии признает ли она незавизимость других непризнанных Республик?

Я думаю, Молдавия извлечет уроки. Воронин и так стремится улучшить отношения с Москвой в последние два года, Россия дает понять, что к Приднестровью грузинская ситуация не относится. Думаю, там как раз есть шанс на урегулирование в обмен на лояльную Молдавию. И Приднестровье Москва признавать не будет.

Сергей [10.08 22:08]

Уважаемый г-н Лукьянов, почему Российское руководство не может:(1)подтвердить свои обязательства о нерушимости границ;(2)сложить с себя функции миротворца в ближнем зарубежье? Мне представляется, что это резко улучшит позиции России в глобальной политике.

Спасибо, Сергей

Нерушимости границ в современном мире, к величайшему сожалению, не существует. С 1991 года – сплошное нарушение границ по всему миру. Россия – часть общего тренда.

Если сложить функции миротворца, то это не улучшит позиции. Мы в ответе за тех, кого приручили, сдавать их неприлично.



Я искренне благодарен тем, кто проявил интерес к моему мнению, и приношу извинения, что физически не мог ответить на все заданные вопросы – их было очень много. Надеюсь, что основные темы, связанные с конфликтом, освещены.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше