Что ждет автомобилистов На вопросы читателей Ленты.Ру ответил бывший глава ГИБДД, сенатор от Карелии Владимир Федоров.

Пресс-конференция
24.07 19:14
Сенатор от Карелии Владимир Федоров, фото Ленты.Ру
Сенатор от Карелии Владимир Федоров, фото Ленты.Ру

Что ждет автомобилистов

На вопросы читателей Ленты.Ру ответил бывший глава ГИБДД, сенатор от Карелии Владимир Федоров.
Ситуацией на дорогах сейчас недовольны все - и простые автолюбители, и ГАИ, и представители власти, и даже президент. Он дважды замечал в своем послании Федеральному собранию, что надо бы понизить смертность от ДТП, искоренить пьянство за рулем и всячески упорядочить движение. Сейчас для этих целей готовятся несколько законопроектов. Самый большой из них - закон о дорожном движении* - готовит бывший глава ГИБДД, а ныне сенатор от Карелии Владимир Федоров. Что ждет автомобили с правым рулем, заменят ли инспекторов ГАИ камеры наблюдения, запретят ли эксплуатацию старых автомобилей? Владимир Федоров отвечает на вопросы читателей Ленты.Ру.

* Отметим, что законопроект об ужесточении ответственности за нарушения ПДД, который сейчас рассматривает Госдума, разработан депутатами Плигиным и Москальцом. Федоров автором этого документа не является.

Приносим свои извинения за задержку публикации ответов
Александр [05.07 11:51]

Здравствуйте.

Уважаемый Владимир, ответьте пожалуйста на простой вопрос, когда будет реформирована или будет ли реформирована вообще служба ГИБДД, а то она всегда меняла только названия. Интересно то, когда начнут отлавливать нечистых на руку представителей службы? Хотелось бы чтобы водитель мог учавствовать в этом.

Дмитрий [04.07 20:13]

Здравствуйте.

Юудет ли новый закон предусматривать ряд вполне закономернных обязанностей различных государственных органов, в частности таких как дорожные службы и ГИБДД по совершенствованию своей существующей деятельности (не той которая скйчас существует де факто - "закапывание" денег в дорогу(дорслужбы) и вымогательство и торговля ГТО (ГИБДД), а по прямому их назначению) или же в редакции закона будут прописаны лишь обязанности рядовых граждан-водителей.

Считаете ли вы, что реально оптимизировать движение и уменьшить смертность в результате ДТП лишь при помощи повышения сетки штрафов, без реформации и обновления ГИБДД и без принятия каких-либо нормативно-правовых актов, жёстко регулирующих деятельность дорожных служб и администраций, отвечаюших за состояние дорог(в частности эскалакции возбуждения уголовных дел в сфере дорожного строительства по статьям "вымогательство взятки", "превышение должностных полносочий" и сопутсвующих им).

Спасибо.

Евгений [05.07 10:33]

Здравствуйте!

Не кажется ли Вам, что весь мировой опыт показвает, что на снижении уровня правонарушений впервую очередь влияет неотвратимость наказания, а не ужесточение его. С существующим уровнем коррупции решить эту проблему невозможно. Не расматривался ли Вами вариант, при котором часть штрафов будет уходить на оплату сотрудникам ГИБДД, их оснащение - это позволило бы вывезти огромны суммы из тени, а с учетом повышения ответственности должностым лицам за получения взяток, заинтересовать ГИБДД выполнять прописанные в законе обязанности.

Апокриф [06.07 00:54]

Я лично не против ужесточения ответственности, то бишь повышения штрафов, но возможно ли упростить систему оплаты этих самых штрафов, почему, к примеру, инспектор ГАИ не может выписывать обыкновенную платёжку, которую потом можно будет оплатить в любом банке, а не ходить потом в отделение, приносить квитанцию, забирать права: Почему службы которые продают нам электричество, телефон, горячую воду и проч могут работать таким образом, а ГАИ нет? Естественно когда за нарушение мною правил гаишник предлагает выписать мне штраф и забрать права, а потом я должен буду приходить в отделение ГАИ с квитанцией, торчать пол дня в очереди выуживая эти права и пытаясь найти инспектора который возьмет у меня квитанцию об оплате, в таком случае я проще откуплюсь взяткой на месте: бред: теперь с новым законом размер взяток увеличится, а всё остальное останется, как и раньше?

Леонид [06.07 11:09]

Наверное в 80% уже выложенных вопросах можно проследить недовольство к работе ГИБДД. Предпринимаются какие-либо меры по улучшению имиджа работников ГИБДД?

Какая заработная плата у среднестатистического работника ГИБДД в регионе (например Томск)?

Что касается самой службы Госавтоинспекции, то у нее много, конечно, недостатков. Но они, как правило - недостатки всей милиции. ГИБДД - это часть милиции, и отрывать автоинспецию от милиции сложно. Поэтому нужно, скорее, чтобы ГАИ в системе МВД заняла одно из престижных, что ли, мест. Зарплата в милиции разная, и у оперативных работников - сыск, следствие - она несколько выше, чем у гласной милиции, в том числе ГАИ. И мне кажется, что нынешнее отношение руководства МВД к автоинспекции, и особенно к ДПС, неправильно. Конечно, надо приравнять их к оперативным работникам.

Во-вторых, служба ГАИ должна быть офицерской. По этому пути пошли белорусы, и у нас в 2002 году еще Грызлов, будучи министром внутренних дел, подписал такой приказ. До 1969 года эта служба она была офицерской. И, опять же, будут перспективы для роста. А сейчас приходит толковый человек в ГАИ, но затем уходит за офицерскими погонами в другую службу.

Нужна система обучения инспекторов, которой сейчас нет. Раньше существовало три учреждения - средние школы в Краснодаре, в Саратове, и высшая в Орле. А сейчас остался лишь один факультет в Орле, где учатся в основном местные ребята и девчонки, которые в лучшем случае остаются в своем регионе, а в худшем идут работать в другие организации.

Надо, чтобы человек, стоящий на дороге, умел читать, писать, а не как в анекдотах: Чтобы он разбирался и в юриспруденции, и в технике, и, самое главное, чтобы был морально готов к такой работе. А сейчас на службу вынуждены принимать мальчиков с улицы без специализированного образования.

У белорусов после перехода на офицерскую службу, правда, большой некомплект - около 20 процентов. Ну и бог с ним. Правильно они сделали - белорусы. А у нас попытались: Сначала пошло, а потом зависло. Этого добились только в некоторых регионах.

А некомплект - пускай. За счет некомплекта можно добавить зарплату.

Так что внимание к этой службе со стороны МВД должно быть повышено. Инспекторам надо стоять на улице и в дождь, и в снег. И на эту тему есть исследования медицинские. ГИБДД - самая болеющая служба в системе МВД.

Повышение штрафов я полностью поддерживаю. И считаю, что это, безусловно, шаг к повышению безопасности на дорогах. Но это лишь один из первых шагов. Я лично считаю, что наш законодатель, то есть и Дума, и Совет Федерации в большом долгу перед участниками дорожного движения, и я готовлю на осень поправки, касающиеся в первую очередь достойного отношения к людям, которые нарушили правила дорожного движения и вынуждены платить штраф.

Потому что сегодня это мучение. Недавно один из работников Минфина пытался заплатить штраф, и ему это не удалось. Эти огромные очереди в банках, огромные по числу цифр номера счетов, так ведь?

И плюс еще обязанность самому предоставлять квитанцию об уплате штрафа в то подразделение, которое тебя наказало. Эту обязанность, правда, только что сняли, но теперь можно вообще, получается, уйти от ответственности.

Если глубже разбираться, то в бюджетном кодексе обязанность контроля за уплатой штрафов возложена на МВД. Это абсолютно неверно. Потому что эти деньги в МВД не идут, они спускаются в бюджет субъектов федерации. И по идее должна быть система уплаты штрафов отработана так, как сейчас действует система платы за коммунальные услуги.

Я пытался в Минфине разобраться, что с этими уплаченными штрафами происходит, куда и в каком объеме они поступают. Не получилось. То есть эти деньги растворяются. А на мой взгляд, нужно, чтобы они шли четко на улучшение состояния дорог и на другие вещи, связанные с дорожным движением и его безопасностью. Деньги должны быть "крашенными", и наша задача - такая инициатива лежит уже полтора года в думе - восстановить в стране дорожный фонд. Когда был такой фонд, финансирование дорожной отрасли было в два раза больше, чем на сегодняшний день.

Повлиять как-то на МВД? Мы законодатели. Мы можем сделать так, чтобы водителям было удобнее. Сейчас ведь проще рассчитаться на месте. Инспекторов я, конечно, не защищаю, но когда за день десять, двадцать раз предлагают деньги: На какой раз он согласится? Я вот своего коллегу Похмелкина спросил, если его на дорогу поставить, когда он начнет брать? Если едут и предлагают: "командир, возьми, времени нет":

Конечно, в административном кодексе усложнен порядок оформления документов. Написать протокол в двух экземплярах - это 15-20 минут, и это в лучшем случае. В этих бумагах нужно буквально указывать, где кто родился, как крестился. А нам нужна, как за рубежом, упрощенная схема. Быстро пишется постановление, и все.

Николай [03.07 04:55]

Здравствуйте,

Планируется ли принять меры для ограничения коррупции на этапе сдачи экзаменов в ГАИ? Конкретно интересует, будет ли осуществляться дополнительный контроль честности сотрудника, который принимает экзамен ГИБДД во время сдачи II и III-го этапов (площадка и вождение в городе)? Сейчас апеллировать не к кому. Некоторая часть ошибок в экзаменационном листе сформулирована очень расплывчато, субъективно (например, "неуверенно использовал органы управления автомобилем" или "не пользовался зеркалом заднего вида") и используются для злоупотреблений в отношении "несговорчивых" кандидатов в водители. А "сговорчивые", зачастую совсем не умея водить, сдают с первого раза и выезжают на дороги убивать и калечить.

Ильдар [06.07 15:58]

Здраствуйте. Сдал на права с восьмого раза. За это время повидал многое: и очереди с зимой с 4 утра, и давку при открытии двери в отделение МРЭО,и блатных которые просто садились в машину и сдавали.

И группы из автошкол где небыло ни одного "сдатого" курсанта

Поэтому

1) собираются ли менять систему сдачи прав, без очередей и стояний с утра

2) будет ли проводиться борьба со взяточниками в отделениях мрэо

3) и вообще почему такое возможно что одна группа в "хорошей" школе сдаёт полностью,

а другая группа полностью заваливается

Давид [06.07 14:32]

Когда разрешат сдавать на машинах с АКПП?

Сколько я работаю в Москве, с 1989 года, постоянно идут предложения кому-то что-то передать. Регистрацию, техосмотр, прием экзаменов… Приводят разные примеры. Но ведь в любой стране это все равно функция государства. Это не функция частного лица. И регистрация, и выдача водительского удостоверения, под которое сейчас даже кредиты выдают - все это должно делать государство, не так важно какая именно, но государственная структура.

В мое время была хорошая задумка, она обозначена в приказах, и я и сегодня в этом уверен: надо отделить работу с человеком от работы с машиной. И ликвидировать так называемые регистрационно-экзаменационные подразделения.

Работа с человеком - это экзаменационный центр. И в России уже не так мало, возьмите тот же Питер.

Когда люди приходят получать права, у них праздник, приятный момент жизни. И разве сложно у них нормально принять экзамен?

У нас сейчас к сожалению советская система. Пришла группа в ГАИ, там своей машины учебной нет, и ее тащит с собой инструктор. Инструктор при этом, если не сказать в сговоре, то "в хороших отношениях" с экзаменатором… И, наконец, вся система рассчитана на то, что экзамены принимаются не у конкретного человека, а у всей группы сразу.

А в других странах человек закончил курсы, получил соответствующее свидетельство, и с ним приходит в полицию или другую муниципальную организацию, которая принимает экзамены. Записывается там на определенное время, у него персонально принимается экзамен по знанию теории, а затем и вождение. И я считаю, что это как раз именно тот подход, который нужен нам. Таким образом ликвидируется смычка экзаменаторов с инструкторами.

Что-то подобное сделали в Литве. Там мой бывший коллега, начальник ГАИ Литвы, возглавляет государственное предприятие при МВД, которое занимается приемом экзаменов и регистрацией. У них машины взяты в лизинг. Человек приходит, говорит, что хочет сдавать на машине с коробкой-"автоматом". Пожалуйста! Заплати деньги за использование этой машины, за экзамен, и сдавай.

Алексей Огарок [04.07 20:41]

Что _реально_ делается для для сокращения времени обслуживания автомобилистов в отделах МРЭО и ГИБДД? Как долго еще посещение этих отделов для решения самых рутинных вопросов будет занимать полдня, а то и больше? Не пора ли ввести персональную ответственность (в том числе и финансовую) начальников отделов (а может и более вышестоящих) за безобразную организацию работы в подведомственных им службах учреждениях (и поощрение - за хорошую)?

Игорь [05.07 08:40]

Почему нельзя продавать машины без снятия с учета? По-моему куда быстрее и проще было бы, если в ГИБДД просто отмечали смену собственника машины. Процедура купли-продажи машины значительно усложняется процедурой снятия и постановки на учет.

Петр [06.07 20:03]

Здравствуйте.

По моему система при которой решение любого вопроса с ГАИ (снятие/постановка на учет, возврат номеров, уплата штрафов, итп) отнимает как минимум целый день, вызывает у водителей желание расплатится "на месте" т.е. стимулирует коррупцию на дорогах. Таким образом работники ГАИ напрямую занитересованы в повышении штрафов , но абсолютно не заинтересованы в организации нормальной , продуманной !!!!!! системы работы с водителями. А Вы как считаете?

Что касается регистрации, то серьезно упрощать эту процедуру нельзя - слишком много краденых или угнанных машин. Поэтому все автомобили надо осматривать. В том числе те, что пригнаны из других стран, и даже новые. "Новая" машина может оказаться совсем не такой новой.

С таможней, опять же, не все так просто. Вот, к примеру, был случай, что таможенники потеряли полторы тысячи бланков ПТС и молчали. Год молчали, два… Потом это обнаружили и занесли номера потерянных бланков в базу данных по розыску. А документы к тому времени расползлись по всей России. И осмотр позволяет такие машины выявлять. И спасает многих людей от того, чтобы они приобрели угнанную или нерастаможенную машину, став "без вины виноватыми".

Сложности с регистрацией автомобилей возникают в основном в Москве. По большому счету, жалоб из других регионов я не слышал. При том, что разные регионы по-разному живут, и не везде все удобно. К примеру в моей родной Карелии все иномарки, это не совсем правильное решение, регистрируются только в Петрозаводске. Значит надо за тысячу километров гнать, показывать. Но видимо у нас народ спокойный, и не жалуется. Все понимают, что надо проверять, осматривать.

А в Москве проблема в том в том, что помещения сегодня выделяются местной властью, а служба, которая проводит регистрацию машин, федеральная. Надо, чтобы было помещение для приема людей, площадка для осмотра транспорта. А сегодня в Москве бывает, что сама регистрация происходит в жилом доме, площадка для осмотра транспорта - за пять километров. И люди, конечно, страдают.

Я был однажды в Америке, и там вице-губернатор одного из штатов показывал, какой он сделал экзаменационный центр. И он надеялся, что за счет этого он наберет голосов на следующих выборах и станет губернатором. Вот и у нас тоже нужно внимание властей, местных властей. Кроме того, если все это сделать, улучшится имидж не только местной власти, но и милиции. Ведь он складывается в первую очередь из того, как работает ГАИ и паспортно-визовая служба. А у нас и там, и там очереди.

К сожалению, они кому-то выгодны. Еще Райкин говорил, что если есть хоть маленький, но дефицит, то несут. В пакетах, в конвертах… Для того, чтобы не стоять в очереди, чтобы сделать все побыстрее. И решение здесь, повторю, одно. Надо создать крупные центры по регистрации автотранспорта. Зависит это от местных властей, которые в этом, к сожалению, не заинтересованы.

владимир [04.07 22:36]

Здравствуйте!Федеральные и региональные власти из года в год повышают транспортный налог,но мы,рядовые автомобилисты,не понимаем почему наши деньги расходуются на что угодно,но не на строительство и реконструкцию наших убогих дорог.Что мешает перенять положительный опыт США законодательно запрещающий использовать эти средства на другие цели,кроме на содержание и строительство дорог?

Yakodzun [05.07 02:11]

Почему ежегодный транспортный налог платится исходя из количества л.с.? Что это за бред такой? Ведь очевидно, что наибольший вред дорожному покрытию наносят автомобили с большим весом, а не мощным мотором! И почему бы не включить транспортный налог в акциз на бензин? Почему автовладелец, который проезжает на своем транспортном средстве менее 10 000 км за год, платит так же, как и то, у кого автопробег свыше 30 000 км????

Алекс Баркин [06.07 13:22]

У меня новая тойота камри. Двигатель объем- 3,5 литра, мощность 277 л.с.

С меня требуют уплатить налог по 150 рублей за каждую л.с.!!! Итого: 41550 рублей! Живу в Сочи, и не могу понять, почему моя экологически безопасная машина \ ЕВРО- 4 \ наносит больше вреда чем 3 огромных икаруса или 3 камаза?

И именно с моей машины требуют уплату этого дикого налога, как за 3 камаза?

Попрошу дать самый подробный комментарий.

Это по всей стране или только у нас в Краснодарском крае такие вымогатели?

Вопрос, в общем-то, не ко мне. Хотя вопрос интересный. Были хорошие предложения в наших регионах, в том числе в моей родной Карелии, есть заграничный опыт. Например, в Бельгии налог входит в стоимость бензина. И в чеке написано, сколько денег уходит на него уходит. И мало того, что ты платишь столько, сколько ты ездишь, так еще и там, где ездишь, а не там где зарегистрирован.

В Москве, к примеру, из каких только регионов машины не эксплуатируются, но налог за них платят по месту регистрации. Хотя дороги они используют московские. И налоги, как и штрафы, нужно перечислять в дорожный фонд.

Методики исчисления налога можно сделать разные, но пока вот так, по лошадиным силам. Кстати, в Америке в свое время налог исчислялся исходя из количества мест в машине. Поэтому были машины двухместные, но огромные, тяжелые, с прожорливыми двигателями.

Ну а в целом это вопрос к Минфину и Минэкономразвития. Он и на правительстве обсуждался, но пока воз и ныне там.

Sergey [05.07 09:04]

Вы считаете логичной систему, когда качество работы сотрудников ГАИ оценивается по каол-ву выявленных нарушений? На практике это приводит к тому, что инспекторы для "улучшения отчетности" выбирают позицию у известного проблемного участка (с нелогичнгым знаком, нечеткой разметкой, невнятной развязкой" и вместо того, чтобы обеспечивать порядок, начинают пачками выписывать протоколы, т.е. занимаются чисто карательной деятельностью.

Сергей [05.07 04:49]

Здравствуйте.

Думаю Вам прекрасно известно формирование статистики, когда на абсолютно прямых дорогах с разделенной полосой где никогда небыло никаких аварий ставят контроль скорости 90 км/ч разрешенный в России тормозят каждого третьего водителя , а потом отчитываются о больших превышениях скорости.

На прямых дорогах с хорошей видимостью прорисовывают сплошную полосу , а потом рассказывают Всем о нарушениях с разметкой на дорогах. Сегодня сутуация в России изменилась, машины стали лучше, местами и дороги стали лучше, не думаете ли ВЫ что пора провести аудит дорожной разметки на дорогах и персмотреть скоростной режим, и тогда статистика будет чище,а инспекторы ГИБДД будут работать там где действительно необходимо помогать регулировать движение. А то некоторые инспекторы ГИБДД договорились до того что они карающий орган власти а не регулирующий.

анатолий [05.07 08:07]

Здравствуйте! Будет ли в законе предусмотрена ответстственность дорожных служб и гибдд за создание "ловушек"? Пример: 306 км М2 (из Москвы, начало объезда г.Мсценска), постоянная разметка-сплошная линия вдвое короче зоны действия постоянного знака о запрещении обгона (600 метров). В этом месте уже более года дежурят работники ДСП. Оштрафованы десятки тысяч водителей, а разметка так и остается короче.

С оценкой работы инспектора по числу выявленных нарушений я боролся все 12 лет, что был начальником ГАИ. На сегодня существуют прямые приказы, до сих пор не отмененные: "Запретить оценку работы инспектора по количеству выявленных нарушений". Здесь сомнений никаких нет, и я уверен, что и нынешнее высшее руководство ГАИ не оценивает работу так.

Более того, однажды мы доработались до 52 миллионов выявленных нарушений в год, и тогда пришлось проводить совещания, писать грозные приказы. Суть всего этого: "прекращайте заниматься тем, что не влияет на аварийность". Выявлять надо, проходить мимо нарушений нельзя, но не надо из этого делать вал.

Снизилось до 30 миллионов, сейчас снова полезло вверх…

К сожалению, это среднее звено, которому легче так. Отцы-командиры очень мало работают с людьми. Видят, приехал "Сидоров" с линии. Спрашивают: "Что ж ты, Сидоров, целый день простоял и два нарушения всего выявил"…

Вот и начинается отсюда планирование, как у Высоцкого, "план давай, хоть удавись". Хотя от этого плана никакой пользы. Поэтому надо выгонять руководителей из кабинетов, чтобы они не план спрашивали, а с людьми работали.

А второй момент - ликвидировать надо побольше постов. Точнее, надо, чтобы их осталось поменьше. Потому что влияния на аварийность они не оказывают никакого. При этом "съедают" огромное количество людей. К примеру, чтобы на посту работало двое, всего требуется 12 человек. Чтобы народ мог болеть, в отпуска ходить и так далее.

А так, стоят они на постах. И какие у них нарушения? Пьяные? Ну это если уж совсем дурной, и его случайно на посту отхватили.

ДПС должна снова превратиться в дорожно-патрульную, а не как сейчас в дорожно-постовую. Владимир Путин, когда был еще председателем правительства, подписал постановление ликвидировать лишние посты. Тогда часть удалось ликвидировать, сейчас они как грибы растут снова. Способствуют этому милицейские начальники, начиная с районного звена. У них учет какой - число преступлений, совершенных на территории. И задача - раскрыть как можно больше из них.

Все посты строились как? С правой стороны на выезд, в той же Москве посмотрите. Когда пошли теракты, сотрудники ДПС стали бороться с ними и переместились на противоположную сторону дороги, на въезд. Стали работать там, под открытым небом, под дождем и ветром. А толку? Разве всех досмотришь? Если нет оперативной информации, то методом тыка ничего не сделаешь. Поэтому руководству МВД надо быть смелее и ликвидировать эти посты.

Кстати, белорусы пошли по этому пути и им это удалось.

Константин [08.07 17:37]

Здравствуйте.

Вы занимались анализом эксперимента на/в украине, где службу ДАИ в свое время признали ненужной?

Какой там эксперимент… Невозможно понять, как это работает, когда они поменяли уже трех или четырех начальников. И политика там играет слишком большую роль. Если по белорусам движение вперед есть, то по поводу Украины его особо никто не отмечает.

И еще понимаете, это "государева" функция - надзор. Ну вот, в Грузии, ликвидировали ГАИ. Да что там Грузия, даже во Франции такой службы нет, и дороги контролирует армия. Жандармы - это же армия. В Туркменистане тоже ликвидировали ГАИ и отдали эту функцию армии. Ну и что? Все равно все осталось под контролем государства.

Был один человек в погонах, стал другой. Тоже с властными полномочиями. И какому бы ведомству не подчинялась дорожно-патрульная служба, авторитета этому ведомству она не прибавит. У нее главная функция - наказывать. Если человек в погонах все видит и не наказывает, то, по крайней мере, совершает должностное нарушение. А если еще и деньги за это берет…

Так что на дорожно-патрульной службе хорошего имиджа не заработаешь. А вот на регистрации машин, на приеме экзаменов - элементарно. Можно поднять авторитет всей милиции, полиции, да кого угодно, кто этим занимается.

Купил человек машину, и это же приятное событие. Почему ты должен гонять его по три-четыре дня? Пожми ему руку, выдай номера. Он готов деньги заплатить с большим удовольствием. И надо заниматься этим.

Кстати, в бытность Грызлова был подписан приказ, он абсолютно правильный, чтобы люди, которые занимаются регистрацией транспортных средств, приемом экзаменов, оставляли свои посты раз в пять-семь лет и шли бы на другие участки работы. Чтобы глаз не замыливался, чтобы не засиживались. И по науке об управлении это правильно. К сожалению, это далеко не везде пошло, но приказ такой есть.

Олег [07.07 08:46]

Частично мой вопрос уже поднимался, но тем не менее.Не пора ли ввести конкретную ответственность за необоснованную расстановку ограничительных знаков, разметки на дорогах? Чтобы в КоАПе всё было прописано. Может тогда не будут рисовать сплошную разметку на прямых дорогах и ставить знаки 50 за городом.

Григорий [05.07 09:05]

Здравствуйте,

Читал о Вашем предложение о снижении максимальной скорости в городах до 50 км/ч. Не понимаю какую цель преследует это ограничение, ведь если ГИБДД удасться добиться его выполнения, движение в городе просто встанет. Ваше мнение о негласном правиле ГИБДД до 80 км/ч. машины в городе не останавливать? Не считаете ли Вы, что на некоторых трассах следует повысить максимально разрешенную скорость, к примеру на третьем транспортном кольце в Москве?

Alexey [05.07 12:51]

Будет ли разумный подход к ограничению скорости на отдельных участках? Согласитесь, смешно для современной машины выглядит ограничение в 60 км/ч например на Третьем транспортном кольце, на основных шоссе (Ленинградское, Ленинский проспект и пр.). Может стоит отменить ограничение в 60 км/ч в населенных пунктах не имеющих статус города или поселка (проще говоря в деревнях) после 22-00 часов вечера в тех местах, где через них проходят федеральные трассы? Пример - трасса Москва - СПетербург на участве от Москвы до Твери, где половина дороги - это движение по населенным пунктам. Водители и так едут со скоростью около 100 км/ч, может стоит узаконить существующее положение вещей? С другой стороны это не позволит ГАИ подходить к факту нарушения скоростного режима в вечернее время формально, и вымогать деньги.

С уважением, Алексей.

Павел О. [05.07 23:40]

Добрый вечер.

Меня интересует вопрос относительно линий разметки, в частности, на ММК (Московское Малое Кольцо). Часто проезжаю по нему и не совсем понимаю. Передо мной тащится грузовик 40-50 км\ч. Образовывается "хвост" из доброго десятка машин. Но никто (или почти никто) не обгоняет грузовика из-за сплошной линии. Вокруг - лес. Внезапно появляется прерывистая линия, машины кидаются на обгон, провоцируя ДТП. Вокруг - опять же, лес. Тут прерывистая линия заканчивается так же внезапно, как и начиналась. Тех, кто обогнать не успел, караулят Сотрудники со всеми вытекающими.

Я это к чему: считаю необходимым убрать сплошную линию на подобных трассах, ибо если водитель, собираясь совершить обгон, понимает, что он будет безопасен для всех участников движения, почему бы и нет?.. Ну а если не понимает, даже тройная сплошная ему не помеха...

Благодарю.

Олег [05.07 19:02]

Здравствуйте.

Не пора ли пересмотреть скоростные нормы на автодорогах России в сторону увеличения? Ведь очевидно, что даже на изделиях Советского автопрома ни кто не ездит со скоростью 90 км/ч по загородным дорогам!

Возьмите наставление по работе ДПС, там все написано. Инспектор, прибывая на свой участок, должен посмотреть - все ли там в порядке. Где какие знаки, в каком они состоянии, где машина брошена. Это работа ГАИ - контроль за дорогой и дорожниками.

Мне памятен случай, когда в Башкирии десять человек погибло. КамАЗ с металлом сломался, и двое суток машина стояла на дороге, занимая и проезжую часть, и обочину. Двое суток водителю никто не оказал помощь, не утащил! Никому не надо было. В том числе и самому водителю. Он позвонил на базу и ждал.

В конечном счете рано утром в него врезается автобус.

Все обязанности ГАИ в данном случае прописаны. Уже прописаны. Поэтому мы, законодатели, тут ничего сделать не можем. Со стороны МВД нужен более жесткий контроль.

Что касается моего предложения понизить скорость в городах до 50 километров в час, то это сказки. Я, единственное, высказался, что мы, готовя закон о дорожном движении, смотрим на международный опыт. И все страны Европы снизили в городах скорость до 50. Только при этом в городах европейских есть магистрали непрерывного движения, где скорость повыше. Тот же "периферик" Парижа, где разбилась принцесса Диана. Там скорость как минимум 90.

Что касается Москвы, то, к сожалению организацией движения только начали заниматься. Никто даже, по большому счету, не считал интенсивности движения. Оперировали цифрами количества машин, а вопрос-то ведь не в количестве. В советское время в РСФСР тоже было 12 миллионов машин, но как они использовались? С дачи, на дачу. А кто использовал машину во время рабочего дня? Журналисты, врачи, ну и другие служебные машины. А сегодня мир изменился.

Москва, к счастью, создала центр организации движения, и я надеюсь, что все необходимые расчеты будут сделаны. В том числе по скоростному режиму. И по автоматизации потоков.

Юшков Алексей [05.07 03:48]

Сейчас много говорится о произволе сотрудников ГИБДД, а все от того, что автолюбитель не всегда знает свои права, а если и знает, то "гаишник" его переубедит, так как он думает что прав. Последнее время законопроекты то меняются, то не меняются, то вносятся поправки, то потом отменяются от этого в голове, у двух встретившихся на дороге (инспектор ГИБДД и автолюбитель), сплошная каша. Может стоит выпустить брошюры или небольшие пособия нде черным по белому будет сказано в каких случаях и что может делать остановивший вас ГАИ-шник и что должны/не должны делать мы и как бороться если наши права нарушаются?

Виктор [07.07 02:23]

Господин сенатор! Живу в Южном Федеральном округе.

Вопрос! Зачастую когда инспектор ДПС останавливает выборочно автомобиль для проверки документов на стационарном посту ДПС, требует открыть багажник для досмотра, приходится глушить двигатель (ВАЗ 2107), выходить из машины и в дождь и в мороз, и в слякоть чтобы удовлетворить его любознательность, в каких случаях водитель ОБЯЗАН открывать багажник?

Начиная примерно с 1994 года все приказы МВД проходят регистрацию в Минюсте и находятся в свободном доступе, это абсолютно открытые документы. Может быть уважаемые издатели обратят на это внимание, и будут публиковать. Раньше что-то подобное делали, но сейчас почему-то перестали. Хотя и теперь можно найти нужные документы в интернете. И все там довольно четко сказано

Владимир [05.07 13:18]

Как вы считаете, почему средний вес сотрудников ДПС, как правило, значительно выше среднего веса рядового гражданина. Есть ли норматив, ограничивающий максимальный вес? Как контролируется физическая подгтовка сотрудников ДПС?

Алексей Мелешко [05.07 15:04]

Владимир, наблюдая за большинством сотрудников ГИБДД обращаешь внимание, что в большинстве своем это страдающие изрядным ожирением люди. Какие нормативы тут есть? А то преступники чаще всего народ весьма крепкий...

К сожалению, спортивными занятиями с инспекторами никто не занимается, хотя должны. Есть особый приказ министра на эту тему. Учебные дни практически пропали. В подразделениях и физподготовка, и медицинская подготовка практически отсутствуют. В реальности происходит как: объявляется спецоперация "вихрь", "антитеррор", инспектора проводят на службе сутки, а потом, приползая домой, совсем не спортивной подготовкой занимаются.

Вадим [05.07 02:28]

Добрый день!

Мы говорим об ответственности рядовых водителей, о повышении штрафов на многие виды нарушений.

Но мы забываем о том, что перед законом ВСЕ обязаны быть равны. И водитель шестерки и водитель мерседеса с номерами типа А-МР, О-ОО, С-СС и т.д. Список можно продолжать. Да и все знают эти блатные серии.

Как Вы собираетесь с этим бороться? Как вы будете доводить до тех постовых, кто вылавливает нарушителей на дорогах, что и такие блатные машины в обязательном порядке необходимо останавливать и, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОГОВАРИВАЯСЬ НА МЕСТЕ и НЕ МЛЕТЬ ПРИ ПРЕДЪЯВЛЕНИИ МАГИЧЕСКОЙ КОРОЧКИ, привлекать водителей этих машин к оадминистративной ответственности?

Ведь именно из-за этого у нас хаос.. Все хотят быть наглее видя как безнаказанно нарушают правила эти самые привелегированные автомобили... Это побуждает и выезжать на встречку, и проезжать на красный и т.д. Да Вы и сами все это знаете.

Как вы можете повлиять на весь этот блат на дорогах? Вы можете в законодательном порядке отменить все эти серии? Можно ли каким-либо законом или постановлением принудительно снять все эти блатные номера и отменить таким образом изначальное неравенство на дорогах?

Вы видели в Европе хоть в одной стране такое наплевательское отношение к рядовому водителю? Там все равны!! Штрафуют и министров и крупных чиновников! И поэтому там все чувствуют, что ЗАКОН охраняет права граждан. А не так, как у нас...

Ведь кто был раньше с "флажковыми" номерами теперь ездит с номерами серии А-МР. Ради чего тогда нужен был весь этот цирк с заменой флаговых номеров???

Или нам всегда жить в стране с авторитарным режимом?

Спасибо.

Татьяна [06.07 15:50]

Здравствуйте! Еще раз хотелось бы (в который уже???) спросить: когда на дороге будут равны все? Ехала в воскресный вечер в сторону области, противоположная сторона стоит (это на 50ом километре-то), а мне на встечу колонна, так ведь еще на ТАКОЙ скорости, да и разделительная полоса есть - НЕОЖИДАННО!!! Ребенок маленький сзади в кресле бестолковом, только зачем оно нужно...

Роман Краснодар [05.07 09:03]

Предполагает ли новый закон ответственность самих сотрудников ГАИ и других структур МВД за нарушения ПДД. Каждое утро и каждый вечер наблюдаю ситуацию когда нежелающие стоять в час-пиковых пробках выезжают на встречную полосу через двойную сплошную и проносятся мимо на безумных скоростях, причем все эти машины отличает наличие характерных номерных знаков, естественно без спец окраски и спец сигналов.

Среди граждан должно быть равенство. А вот среди транспортных средств на дороге его быть не может. Если едет автомобиль с включенными, спецсигналами, то водители обязаны его пропустить, и не думать, зачем он здесь едет. По работе или по своим личным делам. Это дело других людей разбираться.

Теперь про номера. В свое время решили сделать синие номерные знаки для милиции, чтобы такая машина была видна на дороге, а совсем не для того, чтобы разрешить им безнаказанно нарушать правила.

Что касается номеров с флагами, то многие депутаты от них сразу отказались, еще до того, как все это отменили. Отказались, потому что не хотели "светиться". А другие, наоборот, подкатывали на таких машинах к ресторанам…

Эта проблема глобальна и не ограничивается дорогами. Это вся Россия, к сожалению, устроена так. Есть "сильные мира сего", с которыми многие инспекторы предпочитают не связываться. Были случаи, когда сотрудники спецслужб выбивали им зубы…

Я сам, будучи начальником ГАИ, в генеральских погонах стоял на Рублевке и оказался под дулом четырех автоматов. Остановил машину, подъехал джип охраны, из него выбежали четверо…

По поводу нарушения правил должностными лицами, сотрудниками милиции, я надеюсь, что нам удастся уже в ближайшее время продвинуться в этом направлении. Вплоть до того, чтобы заставить и сотрудников милиции, и таксистов пристегиваться… Чтобы они были примером для всех остальных.

Андрей [05.07 04:38]

Нельзя ли, прежде чем поднимать тему "экономических" ограничений эксплуатации авто с

правым рулём, поконкретнее пояснить - чем левый руль лучше правого?! Начинайте, пожалуйста, с этого очень важного момента.

Александр [05.07 01:40]

Здравствуйте!

Я живу в Приморье,и Эксплуатирую Японские А.м. уже 15 лет.Для меня не понятны нападки на правый руль!Разве можно сравнивать уровень пассивной безопасности японского и российского автомобиля!?К сожалению нельзя!Не важно с какой стороны руль,важна культура водителя!

В Приморье сложилась не здоровая ситуация с оформлением транспорта.На гос.учёт поставитьА.М.просто НЕ ВОЗМОЖНО!Сам я столкнулся вчера(4.07.07).Приехал в ГАИ,ставить А.М. на учёт,выходит в "очередь" инспектор и оглашает,что каких-то бланков нет и что все до августа могут быть свободны!!! Что это?

Спасибо.

Алексей Николаевич [05.07 18:02]

Ещё раз о правом руле. Слышал, что Вы обеспокоены повышенной аварийной опасностью таких машин. Как тогда Вы объясните, что в Японии, стране с крайне низким уровнем аварийности, нет запрета на леворульные автомобили? Кстати, как и в других развитыхи законопослушных государствах?

Много лет назад, еще в техникуме я писал диплом на тему применения автомобилей с правым рулем в городах для перевозки почты.

И могу сказать, что праворульные автомобили вполне пригодны для использования в городе. Но только не автобусы или микроавтобусы, из которых пассажиры выходят на проезжую часть.

А за городом совсем другое дело. Если такие машины вынуждены совершать обгон с выездом на встречную полосу, то это опасно. Что бы не говорили про официальную статистику, но уровень травматизма в таких случаях безусловно выше. Еще одна проблема - неправильный свет фар.

Запрет на эксплуатацию таких машин, безусловно, вводить нельзя. Те, кто купил, пускай спокойно доезжают. Другое дело ввоз. Его нужно или запретить, или повысить пошлины. В свое время это пытались сделать, но Ельцин довольно быстро такое постановление отменил.

Наконец, ни для кого не секрет, что ввоз автомобилей из Японии - это серьезный бизнес. И у этого бизнеса есть свои интересы. И движения в защиту машин с правым рулем существуют не просто так, у них есть источники финансирования.

Максим, г.Екатеринбург [05.07 08:28]

Здравствуйте.

Будет ли в новых правилах введено понятие роллера, как участника движения?

По текущим правилам роллера можно отнести как к пешеходам, так и к велосипедистам. Поскольку явление массового катания на роликовых коньках де-факто существует давно, то назрела необходимость урегулировать это движение в правилах.

Сибиряков Алексей [05.07 07:50]

Здраствуйте.

В натсоящее время в России активно развивается роллерспорт.

Причем, ролики становятся популярными не только в качестве спортивного оборудования, но также и в качестве средства передвижения по городу.

В настоящее время в ПДД отсутствует(в явном виде) такой участник дорожного движения как "роллер", для него не прописаны правила движения. Что, в свою очередь, приводит к различным толкованиям тех или иных ситуаций.

Наиболее животрепещущим остается вопрос о движении роллеров по проезжей части .Особено при отсутствии специальных дорожек и отвратительном качестве тротуаров. Не говоря уже о том, что роллер, двигаясь с достаточно высокой скоростью, может создать опасные для пешеходов ситуации.

Будет ли новый закон регламентировать поведение роллеров на дорогах?

В работе над новым законом, что отрадно, принимали участие люди из общества велосипедистов. И там будут в качестве участников движения прописаны и велосипедисты, и роллеры, и те, кто ездит на скутерах и мопедах.

Павел [05.07 00:31]

Являюсь обладателем ретро-автомобиля Volkswagen Beetle 1973 года. Есть два вопроса. Как можно ввозить раритетные автомобили? Ведь по введённым нормам евро-2, теперь уже ничего не ввезти, а с 1 января 2008 года планируется введение норм евро-3. (тогда классическую Mini уже точно будет не ввезти (выпускалась до 2001 года. с 1997 удовлетворяющая евро 2). И какие санкции будут применены к старым автомобилям? Павел, 22 года.

В подготовке закона о дорожном движении любители ретро-автомобилей тоже принимают участие. И, конечно, мы учтем их интересы. Нужно, чтобы они смогли ввозить такие автомобили, участвовать на них в различных соревнованиях, парадах…

Сергей [05.07 09:09]

Здравствуйте.

Возможно ли разрешить поворот на право при красном сигнале светофора. Думаю, что в сложных городских условиях, это позволило бы несколько снять напряжённость.

Много лет назад, кстати, в СССР можно было поворачивать направо на красный. Сейчас возможность вернуть эту норму изучается. Она, конечно, может быть полезна, но далеко не на всех перекрестках.

Ильдар [05.07 21:41]

Добрый день!

Я считаю, что самую большую угрозу на дорогах в ночное время представляют собой неправильные осветительные приборы.

Они бывают 4-х сортов:

1. Неправильно отрегулированные водителем из кабины компенсатором загрузки по осям.

2. Неправильно установленные фары, причём похоже, развелось много хитро#опых умельцев, которые специально ближний свет в одной фаре устанавливают на ближнее расстояние, а во второй направляют вдаль.

3. Дополнительные как бы протвотуманные фары большой мощности, которые вообще направлены непонятно куда, там вообще о регулировке говорить трудно.

4. Ксеноновые фары. Это вообще бред какой-то. Это всё равно, что смотреть ночью на электросварку. Причём на некоторых машинах их по несколько пар. Эти фары слепят не только водителей в машинах, но и людей, которые стоят на балконе 10-го этажа когда эти машины проезжают около дома. А главное, толку от ксенона самому владельцу практически никакого. Когда меня обгоняет ночью машина с ксеноном, то сначала она выводит меня из себя тем, что дико светит в зеркала, а потом, когда ровняется со мной, выясняется, что дорогу видно лучше не стало. Я считаю, что ксеноновые фары в России должны быть категорически запрещены, а водители, которые без них не видят дорогу, должны быть отстранены от управления транспортными средствами во время медкомиссии.

Мне кажется, что вопрос с фарами хотя бы в первом приближении можно решить и в правовом отношении (чтоб увидеть, как работают фары, не нужно машину обыскивать) и в техническом с помощью фанерного щита с разметкой.

И вообще, если бы ГИБДД хоть какие-нибудь усилия приложило бы в этом направлении, то можно было бы отсечь если не сволочей, которые думают только о себе или рассчитывают согнать с дороги впереди идущую машину, то хотя бы придурков, которые купили ТО, а про фары им просто нечем подумать.

Вопрос: если ГИБДД вообще волнуют вопросы безопасности на дорогах, собирается ли оно что-то с этим делать?

Что касается незаконно установленных световых приборов или неправильного ими пользования, вроде постоянно включенных задних противотуманных фонарей, то все это прописано в нормативных документах, и ГАИ должна этим заниматься. Должна, но не уделяет этому должного внимания. Собственно, эта проблема описана выше.

Владимир Степанов [05.07 17:49]

Уважаемый сенатор!

Наша компания специализируетс на производстве и поставки решений для ip-телефонии. Мы уже обращались в МВД РФ с предложением поставить БЕСПЛАТНО нашу систему приема звонков с мобильных телефонов в службу ДПС о грубых нарушениях на дорогах, в том числе авто-хулиганах. В МВД РФ нам сказали "спасибо" и все. При этом, практика использования такой системы в США, показывает, что эффективность работы данной системы "обратной связи" очень полезна: меньше становится правонарушений и ДТП.

Будем признательны за Ваш ответ.

Генеральный директор ООО "АСТ"

Степанов Владимир Игоревич.

Никто не спорит, что участие общества в работе правоохранительных органов полезно. И сейчас прорабатываются варианты, как это можно сделать.

В данный момент, формально, тоже можно сообщить о фактах нарушений. Но это процесс совсем не простой. Нужно писать заявление и так далее. И мало кто на это пойдет.

Еще раньше было довольно много народных дружин, и я считаю, что и сейчас они могут быть довольно эффективными. Другое дело, что руководить ими должны не органы местной власти, как это сейчас, а милиция.

*anonymous* [07.07 07:02]

Гордились ли Вы тем ведомством, которым руководили? Чуствовали ли Вы личную ответственность за действия Ваших подчинённых?

Личную ответственность, безусловно, чувствовал. Чувствовал и чувствую. Гордился ли? Честно гордился. Да что там гордился, горжусь. Я в службе с 1970 года, и прошел все ее ступеньки. И за те 12 лет, что довелось быть "у руля", сделано было немало. Конечно, ошибки были, но во всяком случае, служба сохранена в период развала. И удалось даже при огромном росте числа транспортных средств сохранить большое количество жизней. Уже перейдя на работу в Совет Федерации, я посчитал - это примерно 40 тысяч человек не погибло.

Не то, чтобы хвастаться, но когда стране не было бюджета, не было денег, не работала экономика, работал к сожалению на милицейский кулак. Усилиями милиции удалось сдержать этот вал аварийности. Поэтому я и сегодня считаю, что действовали мы правильно. Хотя, наверное, много что не доделали.

И, кстати, во многом помогла пресловутая система учета повторных нарушений - "штрафных баллов", которую не удалось сохранить. Но я считаю, что рано или поздно страна к этому придет. То есть нарушителей злостных, я думаю, даже сами участники дорожного движения будут сдавать. Чтобы не только откупались, но и действительно лишались права на управление.

Али [08.07 18:54]

У меня такой вопрос, по роду деятельности я являюсь предпринимателем, большое количество грузовых автомашин Я отправляю по России. Во первых есть ли перечень сопроводительных документов регламентирующий для водителя. Можно ли проверить автомобиль скажем при загрузке или на ближайшем посту ГИБДД, пломбировать его и больше на других постах не останавливать. Дело в том, что на поборы на дорогах России уходят огромные деньги искоренить это невозможно.

Это все та же история о постах. Надо сокращать число постов, и сомнений здесь никаких нет. Особенно если транспортное средство осуществляет международную перевозку, то габариты ее начинают мерить на каждом посту. Впустили его в страну, померили габариты… Я согласен, конечно, что они могут измениться на несколько сантиметров из-за давления в шинах, но впустили в страну, значит надо доверять своим коллегам.

То же самое, когда пломба висит, если нет оперативных данных, нечего ковырять эту пломбу.

Сергей [09.07 13:07]

Добрый день,

Вы наверняка слышали о попытке "фокусоводов" установить рекорд и о продиводействии осуществлению этого намерения со стороны ГАИ,

http://auto.lenta.ru/articles/2007/07/07/focus/

Как Вы прокомментируете действия сотрудников ГАИ? Что Вы порекомендуете делать автолюбителям для избежания накладок в дальнейшем? И как вообще принято (если принято) квалифицировать "митинг автолюбителей" и как его отличить от плотного движения или пробки?

Слышал. Мало того, после того, как это случилось, они ко мне обращались за консультацией. Вообще нужна заявка на установление рекорда, комиссары. И подаваться такая заявка должна не в ГАИ, а в мэрию. Тогда и обеспечение будет, и все остальное.

Священник Валерий [09.07 13:36]

У меня пять детей, из них трое - до 12 лет. Автомобиль - ВАЗ 2104.

По старым правилам мы садились в машину всей семьей, брали маленьких на руки и ехали, куда нам нужно. Теперь же мои младшие оказались вне закона - где в машине разместить три детских кресла? На Газель или другой мироавтобус я с приходскими доходами просто никогда не заработаю. Почему нас лишили возможности ездить с семьей? У нас в епархии батюшек многодетных больше половины, и всех нас лишили возможности свободно перемещаться.

На Украине лет десять назад вышло постановление о необходимости светоотражающих наклеек сзади. ГАИ штрафовало жестоко, а потом выяснилось, что это нововведение в Раде пролоббировали какие-то бизнесмены, которые на этих наклейках заработали несколько сотен миллионов долларов. Когда заговорила об этом пресса, наклеечную эпопею быстро свернули, отменили постановление.

Так может, и наши детские кресла кто-то пролоббировал, чтобы неплохо заработать под благовидным предлогом?

Интересная получается борьба за повышение рождаемости.

Простите, но детей-то надо беречь. Дети - общее наше достояние, кто бы их не рожал. Вот у меня трое внуков. Как только каждый из них рождался, сразу же покупали детское кресло.

Егор [05.07 05:10]

Здравствуйте.

Когда то в ПДД было положение о том, что водитель в праве расчитывать на соблюдение ПДД другими участниками движения. Потом это положение было убрано и теперь если , скажем, водитель А проехал на красный свет, а водитель Б в него "въехал", то зачастую виноват оказывается водитель Б. Мне кажется это неправильным. А вам?

Здесь или свидетельская база, или техника. Вот у меня сын однажды в городе Минске попал в аварию. В него врезался ночью таксист, который ехал на красный свет. Сначала приехала куча таксистов, ГАИ, и успешно доказали, что это сын мой ехал на красный свет.

Но так получилось, что светофор был оборудован записью, и когда утром прокрутили запись, все встало на свои места. Камера, правда, была установлена белорусской ФСО.

Поэтому конечно технику надо внедрять и не стесняться. Причем в нынешнем законе, который вносит поправки в КоАП, написано, что привлечь к ответственности владельца транспортного средства можно только с помощи записи, которая сделана с применением технических средств, работающих в автоматическом режиме. Вот эту последнюю фразу - "в автоматическом режиме" - я хочу убрать из этого документа. Потому что обычный цифровой фотоаппарат или даже камера на телефоне - разве это не достаточное доказательство?

Александр [06.07 07:14]

Будет ли принята поправка об условно-досрочном возвращении водительского удостоверения?

Интересно, откуда это известно. Это моя поправка, но я ни разу не афишировал. А так, отшила ее Госдума. Не приняла. Будем биться дальше.

Даже в Дании, где лишают пожизненно, есть норма, что через пять лет человек может ходатайстовать, чтобы ему восстановили водительское удостоверение. Да и у нас даже тех, кто сидит в лагерях досрочно выпускают, а тут водительское удостоверение…

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше