Гочияев, Ачимез

Карачаевец, разыскиваемый по обвинению в организации взрывов жилых домов в Москве в 1999 году

Гочияев, Ачимез

Карачаевец, разыскиваемый по обвинению в организации взрывов жилых домов в Москве в 1999 году

Карачаевец, выходец из Карачаевска, обвиняемый спецслужбами России в совершении ряда тяжких преступлений. Гочияеву приписываются активное участие в деятельности "Мусульманского общества №3" на территории Карачаевска, организация ваххабитского подполья на территории Карачаево-Черкессии, подготовка и попытка государственного переворота в КЧР зимой 1999 года. Наиболее тяжкие обвинения в адрес Гочияева связаны с организацией и непосредственным исполнением взрывов жилых домов в Москве (на Каширском шоссе и на улице Гурьянова), а также с организацией взрыва жилого дома в Волгодонске в сентябре 1999 года и с подготовкой новых взрывов в российских городах весной 2000 года.

Ачимез Шагабанович Гочияев считается командиром незаконного вооруженного формирования, сведения о составе и функциях которого противоречивы. По одним данным, Гочияев - руководитель группы профессиональных подрывников-диверсантов, в 1999-2000 годах действовавших в крупных российских городах, способных незаметно передвигаться по территории страны, жить нелегально или под прикрытием и устраивать крупные, тщательно разработанные диверсии с многочисленными жертвами [2], [8]; по другим - он возглавляет отряд боевиков, в 2001-2005 годах базировавшихся в Панкисском ущелье в Грузии и устраивавших партизанские вылазки на территории Карачаево-Черкессии.

Хотя активную ваххабитскую и противозаконную деятельность Ачимез Гочияев, согласно версии официальных российских лиц, начал вести еще в середине 1990-х годов [10], [13], все сведения о нем, доступные в СМИ, относятся к периоду после московских и волгодонского взрывов (первое упоминание - 17 сентября 1999 года, передано источником из МВД РФ [15]). Биография Гочияева четко распадается на четыре этапа: 1) подготовка к ваххабитской деятельности и собственно ваххабитская деятельность в Карачаево-Черкессии; 2) организация и успешное осуществление взрывов домов в Москве и Волгодонске, а также подготовка новых взрывов на российской территории; 3) пребывание Гочияева на территории Панкисского ущелья в Грузии; 4) вылазки Гочияева вместе с бандой на территорию Карачаево-Черкессии.

Судя по всему, первые два этапа были выстроены уже к 2001 году [13] хотя подробно об участии Гочияева в подрыве московских домов и о его месте в иерархии боевиков на Северном Кавказе рассказал прессе в октябре 2002 года заместитель начальника 2-го Департамента, начальник оперативно-розыскного управления ФСБ РФ генерал-лейтенант Иван Миронов [8]. Все остальные источники более-менее обстоятельно развивают намеченные им сюжетные линии, за исключением более раннего материала "Известий" (май 2002 года), где на основании слов представителей Генпрокуратуры и также ФСБ выстраивается несколько иная версия третьего этапа биографии Гочияева [10].

Где и когда Ачимез Гочияев сошелся с ваххабитами, доподлинно неизвестно. Источники связывают его с амиром (эмиром) Карачаево-Черкессии Рамазаном Борлаковым [10], а также братьями Казбеком и Халисом Шайлиевыми [13], вместе с которыми Гочияев создавал в одной карачаевской биллиардной, превращенной в мечеть, "Мусульманское общество №3". До этого он служил в Советской Армии, в строительных войсках, в начале 90-х годов то ли дезертировал, воспользовавшись неразберихой во время развала СССР [9], то ли, избив командира, сбежал, опасаясь последствий [7]. Чем занимался после армии, также неизвестно, хотя по утверждению некоего Ахмеда Талбеева, Гочияев с 1990 по 1996 год успешно вел бизнес в Москве, пока не проигрался в казино и не был вынужден вернуться на родину [7].

Все источники сходятся в том, что примерно к 1997 году Гочияев, будучи имамом "Общества №3", осуществлял связь между карачаевскими ваххабитами и лидерами чеченских военизированных формирований. В частности, Гочияев сам под руководством иорданца Хаттаба прошел курсы обучения террористической и диверсионной деятельности в лагере "Кавказ" и отправил на эти курсы немало молодых карачаевцев из числа прихожан своей мечети [9], [13]. К этому времени относится фотография, предъявленная позже представителями ФСБ в качестве доказательства связи Гочияева и Хаттаба, запечатлевшая их вместе [8]. ФСБ также приписывает Гочияеву связь с Шамилем Басаевым [8]. В 1998-1999 годах он поддерживал систематическую связь с руководством чеченских военных лагерей "Кавказ" и "Мутафаджерат" [9]. Зимой 1998/1999 годов лидеры "Общества №3" создали широкую сеть ваххабитского подполья в КЧР и в феврале предприняли попытку государственного переворота, вступив в бой с личным составом Карачаевского ГОВД. Мятеж был подавлен, "Общество №3" - запрещено, мечеть Гочияева - закрыта. После того как чеченские боевики под руководством Хаттаба и Басаева летом 1999 года вторглись в Дагестан, ваххабиты из КЧР частью примкнули к ним, частью направились на территорию России для совершения крупномасштабных терактов [13]. По некоторым данным, Гочияев уже в начале 2000 года, после взрывов в Москве, объявил, что Хаттаб назначил его на должность амира КЧР [10].

Учитывая, что взрывы в Москве и Волгодонске произошли в первых числах и середине сентября 1999 года (в Москве - 8 и 13 сентября, в Волгодонске - 16 сентября, в общей сложности жертвами терактов стали более 250 человек), группа Ачимеза Гочияева должна была начать непосредственную подготовку к ним еще летом, а то и весной, то есть еще до вторжения боевиков в Дагестан в августе 1999 года. По данным ФСБ, взрывчатку готовили на заводе минеральных удобрений в Урус-Мартане, а хранили в течение двух месяцев в Кисловодске. Оттуда мешки с гексогеном перевезли в Москву и, через поселок Мирный неподалеку от Минеральных Вод, в Волгодонск. При этом группа Гочияева действовала не просто профессионально, но и крайне слаженно и организованно: группа разделилась на несколько более мелких групп, каждая из которых действовала самостоятельно, выполняя отдельные этапы заранее разработанного плана, строго выдерживая установленный график. По данным следствия, сам Гочияев прибыл в Москву раньше мешков со взрывчаткой и, устроившись в гостиницу "Алтай" по паспорту на имя Мухита Лайпанова [15], [14] (этот человек незадолго до того погиб в ДТП), организовал прием мешков с гексогеном и его размещение в домах, предназначенных для подрыва [5].

Состав группы, действовавшей вместе с Гочияевым, по разным источникам варьируется, но считается, что их было не более пятнадцати человек (в том числе Денис Сайтаков, Хаким Абаев, Юсуф Крымшамхалов, Тимур и Заур Батчаевы, Адам Деккушев, Руслан Магаяев, однофамильцы Аслан и Мурат Бастановы, Тайкан Французов (шурин Ачимеза Гочияева) и другие [5], [8]). Этих людей ФСБ называет третьим составом банды Гочияева, однако о составе и судьбе первых двух ничего не известно. Большая часть этих людей считаются погибшими, хотя смерть не всех из них официально подтверждена. Два человека - Юсуф Крымшамхалов и Адам Деккушев - были арестованы и осуждены за свое участие в этой операции. Источники в ФСБ указывают, что оба познакомились с Гочияевым еще в 1997 году [5], [13]. За исполнение взрывов Гочияев получил от заказчиков - арабов Хаттаба, Абу Умара, Абу Джафара и дагестанца Дагестани - полмиллиона долларов США [8]. ФСБ объявило награду за его голову в 3 миллиона долларов [7].

Личность Ачимеза Гочияева и его роль в организации московских взрывов стало предметом специального изучения авторов скандальной книги "ФСБ взрывает Россию". Беглый российский контрразведчик Александр Литвиненко и историк Юрий Фельштинский, проживающие в Лондоне, решительно опровергают версию российских спецслужб. По их данным, Ачимез Гочияев - случайно подвернувшийся российским спецслужбам карачаевец, чьим именем прикрылись подлинные организаторы московских и волгодонского взрывов. Фельштинский даже утверждал, что Гочияев, в то время скрывавшийся от правоохранительных органов, связывался с ним по телефону и привел убедительное объяснение того, каким образом его имя оказалось связано с московскими событиями. Эти объяснения, полагают авторы книги, не только доказывают, что сам карачаевец не взрывал никаких домов, но и свидетельствуют, что именно благодаря его, Гочияева, бдительности удалось предотвратить еще два взрыва в Москве - в Копотне и на Борисовских прудах. А знаменитую фотографию, на которой Гочияев заснят вместе с Хаттабом, Литвиненко якобы показывал британскому эксперту, который опроверг ее подлинность [12], [11]. Представители российских правоохранительных органов решительно опровергли эту версию [8].

По сведениям ФСБ, после проведения операции в Москве Гочияев вернулся на Северный Кавказ и вскоре получил от Хаттаба новое задание - организовать взрывы в Пятигорске, Ростове-на-Дону и Краснодаре (якобы две группы - Гочияева и Дебирова - должны были устроить до ста взрывов). Однако зимой 1999 и весной 2000 года несколько членов его группы были арестованы, и Гочияеву пришлось покинуть пределы России [5]. Однако, по данным Генпрокуратуры, произошло это не раньше лета 2001 года - до того Гочияев все же сумел организовать совместно с Хызыром Салпагаровым два взрыва в Пятигорске в 2000 году - 6 октября на железнодорожном вокзале и 8 декабря на рынке. Якобы позже Гочияев и Салпагаров вступили в конфликт. По тем же данным, Гочияев всю зиму 2000-2001 годов прожил в КЧР, в станице Красногорской, а весной и летом пять месяцев скрывался на конспиративной квартире в Карачаевске. Он же со своей группой организовал сразу три синхронных взрыва 21 марта 2001 года - под Черкесском, в Ессентуках и Минводах [10]. Последние сведения приводятся со ссылкой на источники в ФСБ, хотя это противоречит другим данным, полученным от представителей этой организации.

По мнению источников, покинув Россию, Гочияев скрылся на территории Грузии, в Панкисском ущелье [8], [12], [5]. Этот факт в апреле 2004 года косвенно подтвердила грузинская сторона - официальный представитель Министерства государственной безопасности (МГБ) Грузии Ника Лалиашвили признал [4], что Гочияев действительно может там находиться. В 2002 году в Грузии был арестован Юсуф Крымшамхалов, которого ФСБ называло соучастником Гочияева по взрыву домов в Москве и другим преступлениям. По словам чеченских боевиков, экстрадированных из Грузии в Россию в октябре 2002 года, летом того же года они видели Гочияева и Крымшамхалова на базе чеченского полевого командира Руслана Гелаева в Панкисском ущелье [6].

Перед тем, как покинуть территорию России и укрыться в Грузии, Гочияев с помощниками якобы несколько раз чуть было не попал в руки правоохранительных органов. Со слов генерала ФСБ Миронова известно, что Гочияев и члены его банды перед отходом в Панкисское ущелье как минимум дважды вступали в перестрелку с сотрудниками милиции, пытавшимися установить их личности или задержать, причем во второй раз Гочияев якобы даже был ранен в ногу [8].

Дальнейшие упоминания о Гочияеве носят отрывочный характер и сводятся главным образом к двум эпизодам. По данным МВД КЧР, в августе-октябре 2001 года банда Гочияева приходила в Карачаево-Черкессию, вступала в перестрелку с сотрудниками УБОПа (представитель МВД Карачаево-Черкесии Виктор Мельников отозвался об этом инцидента так: "Была большая операция, раненые были"). В состав этой банды входил и Николай Киткеев - человек, которого правоохранительные органы подозревают в причастности к взрыву в Москве у станции метро "Рижская" осенью 2004 года. Ни Гочияева, ни Киткеева в 2001 году задержать не удалось, и откуда местные милиционеры знают о том, что на них напали именно эти люди, неизвестно. В 2004 году Киткеев погиб в Москве при взрыве [3].

В мае 2005 года правоохранительные органы Карачаево-Черкессии взяли штурмом квартиру в жилом пятиэтажном доме на севере Черкесска, где, как впоследствии утверждалось, скрывались члены банды Гочияева. Все шестеро - Тимур Кубанов, Мурат Лайпазов, Казим Кичеруков, Борис Семенов, Диана Какчиева и Айна Бикеева - в ходе операции были убиты. О том, откуда стало известно о связи этих людей с Гочияевым, также ничего не сообщалось [1].

13 мая 2005 года директор ФСБ Николай Патрушев, выступая перед депутатами Государственной Думы РФ, сообщил об аресте ряда последних представителей террористической сети, организованной Гочияевым на территории России в 1999 году. По словам Патрушева, арестованные - Максим Панарин, Мурат Шаваев и некий Хубиев - были причастны как минимум к девяти крупным терактам и гибели более 100 человек. Директор ФСБ также отметил, что еще два члена сети - сам Гочияев и его помощник Павел Косолапов - по-прежнему находятся в федеральном розыске [2].

Использованные материалы


[1] Спецоперация в Черкесске: убитые боевики подчинялись Ачимезу Гочияеву. — Национальная Информационная Группа (newsinfo.ru), 16.05.2005

[2] ФСБ свернула террористическую сеть. — Коммерсант, 13.05.2005

[3] Юрий Николаев; Николай Гритчин. Террористы сливаются с толпой. — Известия, 28.09.2004

[4] Грузия признала, что Ачимез Гочияев может быть в Панкиси. — Газета.ру, 25.04.2003

[5] Ольга Алленова. На свободе остался только один взрывник. — Коммерсант, 10.12.2002. — №224(2593)

[6] Один из обвиняемых в совершении взрывов жилых домов в Москве Юсуф Крымшамхалов начал давать показания. — РИА Новости, 10.12.2002

[7] Михаил Ламцов. Безбородый имам Гочияев. — Аргументы и факты, 02.10.2002

[8] Тимофей Борисов. Кто и как взрывал Москву. — Российская газета, 10.09.2002

[9] Солдатенко Борис; Петрачков Сергей. Причастные к взрывам в Москве установлены. — Красная звезда, 13.07.2002

[10] Григорий Пунанов. Ваххабитское подполье. — Известия, 13.05.2002

[11] Александр Литвиненко; Юрий Фельштинский. ФСБ взрывает Россию. — Компромат.Ru, 07.04.2002

[12] Александр Литвиненко. Рязанский след. — Компромат.Ru

[13] Александр Шварев. Мусульманское общество №3. — Время новостей, 23.08.2001

[14] Сергей Ашарин. Трагедия на Каширском шоссе. — Мир новостей, Москва, 18.09.1999

[15] По подозрению в причастности к терактам в Москве разыскивается 30-летний уроженец Карачаевска Гочияев Ачемез Шагабанович, сообщили в МВД России. — РИА Новости, 17.09.1999