Чемезов, Сергей

Генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии"

Чемезов, Сергей

Генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии"

Генеральный директор государственной корпорации "Ростехнологии" с ноября 2007 года, председатель Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России" с апреля 2007 года. Ранее - генеральный директор (2004-2007) ФГУП "Рособоронэкспорт" (с 2007 года компания является монополистом в сфере экспорта конечной продукции военного назначения). Бывший заместитель генерального директора "Рособоронэкспорта", бывший генеральный директор ФГУП "Промэкспорт". Действительный член Академии военных наук, кандидат экономических наук. Член бюро высшего совета партии "Единая Россия".

Сергей Викторович Чемезов родился 20 августа 1952 года в городе Черемхово [156] Иркутской области [138]. По некоторым данным, Чемезов учился в одной школе с Алексеем Федоровым, ставший впоследствии (с 2004 по 2007 годы) генеральным директором Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ" (пост занял по рекомендации Чемезова [137], [123]) [137], [99].

В 1975 году Чемезов окончил Иркутский институт народного хозяйства, затем работал в Иркутском НИИ редких и цветных металлов и экспериментально-промышленном объединении "Луч" [156].

В 1983-1988 годах Чемезов возглавлял представительство ЭПО "Луч" в ГДР [156], [145], в городе Дрездене [154]. СМИ указывали, что в 1985-1990 годах должность директора Дома дружбы СССР и ГДР в Дрездене [155], [154], [153] занимал офицер КГБ, ставший впоследствии президентом России, Владимир Путин [150]. Сообщалось, что Чемезов, так же как и Путин, был сотрудником первого главного управления КГБ СССР [118]. По данным ряда СМИ, признавал это и сам Чемезов: он рассказывал, что они с Путиным жили в одном доме, а их семьи общались между собой [122].

В 1989 году Чемезов был назначен заместителем гендиректора внешнеторгового объединения "Совинтерспорт" [156].

В 1996 году Чемезов одновременно с Путиным [145] пришел в управление делами президента, где возглавил отдел внешних экономических связей [156]. По некоторым данным, эту должность Чемезов получил также благодаря Путину, курировавшему работу этого отдела [122].

СМИ публиковали информацию о том, что Чемезов окончил Высшие курсы Военной академии Генштаба [138], [111], однако подробности, в том числе специализация и дата их окончания, не сообщались.

В августе 1999 года Чемезов вошел в число пятидесяти наиболее влиятельных предпринимателей России (рейтинг был составлен Агентством экономических новостей по заказу и совместно с редакцией "Независимой газеты"). Издание отнесло Чемезова к группе предпринимателей, "имеющих хорошие связи с руководством страны" [134].

В сентябре 1999 года [152], [139], [149] Чемезов стал гендиректором Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Промэкспорт" [156]. В ноябре 2000 года Путин, ставший к тому времени президентом России, подписал указ об объединении компаний "Промэкспорт" и "Росвооружение" в единое федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Рособоронэкспорт" [150], [121], [151]. Этим же указом Чемезов был освобожден от своей должности. Ряд СМИ в тот период писали, что Чемезов активно лоббировал слияние двух компаний [148], глава же "Росвооружения" Алексей Огарев выступал категорически против [147]. Журналисты высказывали предположение, что Чемезов рассчитывал возглавить новую организацию [148] - существовало общее мнение, что Чемезов пользуется поддержкой президента (впрочем, Чемезова также называли "человеком Павла Бородина", который руководил управлением делами президента Бориса Ельцина [150], когда Чемезов работал там вместе с Путиным [140]). В итоге генеральным директором "Рособоронэкспорта" стал Андрей Бельянинов, Чемезов же получил пост его первого заместителя [145], [149]. "Независимая газета" предположила, что Чемезов не стал главой "Рособоронэкспорта", поскольку результаты деятельности "Промэкспорта" по сравнению с показателями "Росвооружения" выглядели неубедительно [141]. Ряд интернет-изданий утверждали, что Путин не смог поставить своего давнего знакомого на высокую должность еще и потому, что в свое время обещал бывшему президенту Ельцину не трогать его людей минимум год после прихода к власти и не хотел идти на конфронтацию с Романом Абрамовичем, который курировал "Росвооружение". Поэтому для того, чтобы объединить двух госпосредников в холдинг, Путин поручил председателю Счетной палаты Сергею Степашину провести полномасштабную проверку "Росвооружения" и "Промэкспорта". Итоги работы обеих компаний были признаны неудовлетворительными, после чего оба директора объединяемых госпосредников, Чемезов и Огарев, были отправлены в отставку, а функции, ранее возложенные на Министерство промышленности, науки и технологий, были переданы Министерству обороны (при этом куратором экспорта вооружений стал кадровый чекист генерал-лейтенант СВР Михаил Дмитриев). Через две недели Путин своим указом утвердил новый состав комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами и назначил себя ее главой [147].

Тем не менее, в апреле 2004 года Чемезов возглавил ФГУП "Рособоронэкспорт" (как сообщал "Коммерсант", его кандидатуру на этот пост предложил министр обороны Сергей Иванов [139]) [156], [138]. За месяц до этого указом президента были упразднены все оборонные агентства и созданы два блока федеральных органов власти для управления оборонно-промышленным комплексом - "силовой" (под руководством президента) и "социально-экономический" (под руководством председателя правительства). Уже тогда ряд СМИ предупреждали, что отсутствие единого органа, отвечающего за реформирование ОПК, и несовершенство нормативно-правовой и законодательной базы не позволят осуществлять по-настоящему эффективное управление развитием отрасли [142]. В 2005 году "Эксперт" отмечал, что новые органы управления ОПК, созданные в ходе административной реформы, не получили соответствующих полномочий и зачастую выступали в качестве статистов. И в сложившихся условиях инициативу в принятии стратегических для отрасли решений захватило руководство "Рособоронэкспорта" [135].

"Эксперт" отмечал, что Чемезов, заняв пост главы предприятия, начал выстраивать под него всю систему производства и продаж военной техники в России. Издание рассказало о том, что Чемезовым был подготовлен проект президентского указа, согласно которому "Рособоронэкспорт" должен был стать единственным спецэкспортером военной техники. Указ тогда не был подписан, но, по мнению "Эксперта", руководство "Рособоронэкспорта" сумело заставить независимых экспортеров поставлять на внешний рынок большую часть своей продукции через компанию-госпосредника. В результате в 2004 году, по данным "Эксперта", доля "Рособоронэкспорта" в общем объеме экспорта российского оружия превысила 90 процентов [135] (по данным на ноябрь 2005 года, опубликованным "Независимой газетой", структура, возглавляемая Чемезовым, контролировала более 80 процентов российского экспорта вооружений [127]). Годовой оборот ФГУП "Рособороноэкспорт" в 2005 году составил 5 миллиардов долларов, и еще на 12 миллиардов долларов были заключены контракты на ближайшие годы [127]. В 2005 году "Эксперт" писал, что под руководством Чемезова "Рособоронэкспорт" увеличил отгрузку военной техники (суммы контрактов на отгрузку выросли с 3 до 5,5 миллиардов долларов в год). Комиссионные "Рособоронэкспорта", по сведениям "Эксперта", составляли 5-10 процентов от каждой сделки, следовательно, за 2001-2005 годы предприятие смогло заработать более 1 миллиарда долларов [135]. Газета "Ведомости" в июле 2006 года сообщала, что, по сведениям, полученным от директоров оружейных заводов, комиссионные "Рособоронэкспорта" порой доходят до 12 и более процентов (из чего следует, что только за 2005 год предприятие могло заработать до полумиллиарда долларов) [117]. В 2006 году "Коммерсант", ссылаясь на данные самого "Рособоронэкспорта", сообщил, что комиссия предприятия как посредника составляет 5-15 процентов от суммы контракта [108].

В феврале 2005 года Чемезов в интервью "Независимому военному обозрению" рассказал о перспективных направлениях работы "Рособоронэкспорта" и сообщил, что до 2008 года основными стратегическими партнерами предприятия будут Индия и Китай (на них, по его словам, будет приходиться 70-80 процентов объемов продаж вооружений за рубеж). Он также указал на недобросовестную конкуренцию между рядом российских спецэкспортеров и призвал наказывать таких экспортеров "вплоть до лишения лицензий на внешнеэкономическую деятельность". Кроме того, Чемезов подчеркнул, что "Рособоронэкспорт" не стремится заполучить контрольные пакеты акций предприятий ОПК, но старается ввести своих людей в советы директоров отечественных оборонных объединенных корпораций [133].

При этом СМИ писали о существенном расширении сфер влияния госпосредника в оборонной отрасли страны. Оно началась летом 2003 года (еще до того, как Чемезов стал главой предприятия) с покупки компании "Оборонительные системы-Инвест". Компания контролировала КБ "Кунцево" и Московский радиотехнический завод (МРТЗ), на которые, по данным на 2005 год, приходилось около 40 процентов работ по выпуску систем ПВО С-300 [135]. В дальнейшем подчеркивалось, что Чемезов лично разработал стратегию превращения своей компании из отдела продаж российского ОПК в крупнейший финансово-промышленный холдинг [123]. По данным журнала "Профиль", в 2004 году "Рособоронэкспорт" подписал генеральное соглашение с РСК "МиГ", согласно которому вновь заключаемые крупные зарубежные контракты этой корпорации будут подписываться посредником [132]. В январе 2005 года "Эксперт" сообщал, что Чемезов при поддержке Путина в конце 2004 года приступил к созданию холдинга "Вертолеты Миля" с оборотом почти 400 миллионов долларов в год на базе дочерней структуры "Рособоронэкспорта" - компании "Оборонпром" [135] (50 процентов предприятия принадлежат "Рособоронэкспорту", 50 - правительству Российской Федерации [143]). В эту структуру должны были быть переданы блокирующие пакеты акций Московского вертолетного завода имени Миля и трех серийных заводов - в Улан-Удэ, Казани и Ростове-на-Дону. В интервью "Эксперту" Чемезов заявил, что в перспективе контрольный пакет акций объединенной компании будет принадлежать государству [135]. В конце 2005 года, по сведениям "Эксперта", Чемезов приступил к созданию вертолетостроительной монополии. Издание указывало на то, что "Оборонпром" выкупил второго российского производителя вертолетов - ОАО "Камов", приобретя у АФК "Система" 49,46 процента акций ОАО за 12 миллионов долларов. Аналитики издания не сомневались, что впоследствии остальные акции камовской фирмы, принадлежавшие на то время РСК "МиГ", тоже достанутся "Рособоронэкспорту", и вспоминали, что глава "МиГа" Федоров был назначен на свою должность по рекомендации Чемезова [123]. В декабре 2006 года "Коммерсант" указывал, что "Оборонпром" на тот момент полностью контролировал разработку и производство российских военных и гражданских вертолетов [108].

В январе 2005 года сообщалось о том, что "Рособоронэкспорт" готовит сделку по приобретению Курганмашзавода, выпускающего БМП, и завода имени Дегтярева, занимающегося производством стрелкового оружия [135]. По некоторым данным, в 2005 году Чемезов подписал с главой "Роскосмоса" Анатолием Перминовым соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым "Рособоронэкспорт" начнет размещать экспортные заказы на подведомственных "Роскосмосу" предприятиях. В январе 2006 года публиковались сведения о том, что возглавляемое Чемезовым предприятие может получить контроль над двумя ведущими космическими предприятиями страны — РКК "Энергия" и НПО "Энергомаш" [123].

В мае 2005 года СМИ сообщали, что кандидатура Чемезова рассматривается в качестве возможного кандидата на пост губернатора Иркутской области [131], однако во главе области в августе 2005 года встал Александр Тишанин [130].

В ноябре 2005 года стало известно, что в декабре большинство мест в совете директоров "АвтоВАЗа" будет занято представителями государства, а в начале 2006 года контрольный пакет предприятия будет продан одной из дочерних структур "Рособоронэкспорта". Со слов губернатора Самарской области Константина Титова стало известно, что "Рособоронэкспорт" контролировал 51 процент акций "АвтоВАЗа". При этом он оговорился, что "фактический контроль еще не означает юридический". Кадровые перестановки на заводе, по его словам, явились прямым следствием смены его основного владельца. Однако источники журнала "Деньги" на заводе утверждали, что установление юридического контроля "Рособоронэкспорта" над "АвтоВАЗом" не вызывает сомнений. Ранее, в октябре 2005 года, когда руководитель "АвтоВАЗа" Владимир Каданников собирался подавать в отставку, представители группы СОК (второй по объемам производитель автомобилей в России, контролирующий около половины поставок автокомпонентов на конвейер "АвтоВАЗа", а также сбыт его продукции и вторичный рынок запчастей к ней) вели переговоры по поводу продажи им акций предприятия [128]. Сообщалось, что сделка была невыгодна "АвтоВАЗу": контракт с входящим в СОК ООО "Соло" содержал условие выплаты неустойки в размере 14 миллиардов рублей в случае одностороннего отказа от выполнения его условий [124]. По данным СМИ, Чемезов вместе с главой "Роспрома" Борисом Алешиным от лица государства начал альтернативные переговоры с Каданниковым о выкупе контрольного пакета акций "АвтоВАЗа". Ускорить принятие положительного решения о продаже завода, по сведениям "Денег", "Рособоронэкспорту" якобы помог звонок Каданникову высокопоставленного человека из Кремля [128]. Согласно другой информации, накануне отставки у Каданникова состоялась встреча в администрации президента [124]. 27 октября совет директоров "АвтоВАЗа", прежде чем принять отставку Каданникова, одобрил протокол о сделке с акциями, а также договор о продаже "Рособоронэкспорту" двух дочерних структур завода, контролирующих 61,8 процента его акций, - AVVA и ЗАО "Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации" (ЦО АФК). По данным "Денег", сумма сделки должна была превысить 700 миллионов долларов (при предусмотренной отсрочке платежа). СМИ не сообщали, какая именно структура "Рособоронэкспорта" купила AVVA и ЦО АФК. Один из источников, близких к "Рособоронэкспорту", предположил, что это будет ЗАО "Оборонимпекс", которым "Рособоронэкспорт" владеет вместе с Внешэкономбанком (ВЭБ), контролирующим 25 процентов этого ЗАО и около 7 процентов акций "АвтоВАЗа". Финансировать новое приобретение "Рособоронэкспорта", по данным "Денег", должен был Внешторгбанк (ВТБ) [128].

Как писало американское издание The Wall Street Journal, для того чтобы убедить "старую команду" уйти, после отставки Каданникова в Тольятти прибыла группа следователей и работников прокуратуры, и вскоре трем главным бухгалтерам "АвтоВАЗа" были предъявлены обвинения в хищениях и уклонениях от уплаты налогов (через несколько недель обвинения были сняты). Кроме того, издание приводило слова Чемезова, который заявлял, что для наведения порядка новому хозяину "АвтоВАЗа" пришлось сменить почти всю милицию в Тольятти и на самом заводе. В декабре 2005 года получасовое собрание акционеров, на котором было избрано новое правление, проводилось в окруженной плотным милицейским кордоном штаб-квартире предприятия. Имен альтернативных претендентов, по данным издания, в бюллетенях не было [122]. По результатам собрания председателем совета директоров "АвтоВАЗа" стал замгендиректора "Рособоронэкспорта" Владимир Артяков, а гендиректором завода — руководитель одного из департаментов госпосредника Игорь Есиповский [123] (в 2007-2008 году оба они стали губернаторами: Артяков - Самарской области, Есиповский - Ируктской [85]). В том же месяце еженедельник "Деньги" подтвердил, что сделка по приобретению акций предприятия состоялась. Кроме того, сообщалось, что выступивший ее участником Внешторгбанк параллельно начал скупку акций "АвтоВАЗа" на открытом рынке [124]. 22 декабря того же года руководитель Российского агентства по промышленности Борис Алешин, избранный заместителем председателя совета директоров "АвтоВАЗа" [109], заявил, что структура акционерной собственности ОАО "АвтоВАЗ" не изменилась. Он опроверг сведения о покупке акций автозавода "Рособоронэкспортом": по его словам, в лице "Рособоронэкспорта" государство просто делегировало менеджмент на "АвтоВАЗ" [125]. Подтверждали это и ряд СМИ, в том числе зарубежные: The Wall Street Journal указывал, что прежние менеджеры "АвтоВАЗа" контролировали предприятие благодаря системе перекрестного владения акциями. Таким образом, сменив руководство, "Рособоронэкспорт" мог возглавить компанию, не покупая никаких акций [122]. Однако в декабре 2006 года "Коммерсант" констатировал факт покупки структурой Чемезова 61,8 процента акций ОАО "АвтоВАЗ" за 700 миллионов долларов [108].

В октябре 2006 года Чемезов вошел в состав совета директоров ОАО "АвтоВАЗ" [114]. Полномочия генерального директора завода были переданы зарегестрированной в Москве управляющей компании - ООО "Корпоративный центр АвтоВАЗ" [113]. В декабре того же года Чемезов возглавил совет директоров "АвтоВАЗа", сменив на этом посту Артякова, ставшего президентом управляющей компании [109]. Ряд аналитиков скептически оценивали перспективы "АвтоВАЗа" после прихода на него государства, поскольку, по словам главного экономиста "Тройки Диалог" Евгения Гавриленкова, "конкурентная среда заставляла завод хоть как-то шевелиться" [126]. СМИ также отмечали, что рабочие предприятия в большинстве случаев приветствовали происходящее, связывая с переменами надежду на избавление от мафии [122]. Впоследствии он неоднократно переизбирался на пост председателя совета директоров "АвтоВАЗа" (в последний раз - июнь 2010 года [13]) [103], [29], [144].

В июле 2006 года "Ведомости" отмечали, что размеры заработков и трат возглавляемой Чемезовым структуры, ее кредитные лимиты и проценты, стоимость имущества, наконец, покупки и система принятия решений о них засекречены. Ничего не известно о том, есть ли у "Рособоронэкспорта" прибыль (с учетом обслуживания кредита размером в 2,4 миллиарда долларов) и перечисляет ли он ее в бюджет [117]. Между тем "Независимое военное обозрение" в 2005 году публиковало интервью с Чемезовым, который сообщал: за 2004 год госкомпания уплатила разных налогов свыше 75 миллионов долларов. В федеральный бюджет, по его словам, было перечислено 55 миллионов долларов, 20 миллионов - в бюджет Москвы, 300 тысяч - в бюджеты других городов [133].

"Коммерсант@ в 2006 году писал, что "Рособоронэкспорт" активно занимается спонсорством: финансирует сборную России по волейболу и все сборные России по хоккею (соглашение о поддержке хоккейных команд было подписано в августе 2006 года). Издание указывало, что при участии "Рособоронэкспорта" был создан фонд "Спорт", попечительский совет которого возглавил Чемезов. В октябре 2006 года появилась информация о том, что фонд "Спорт" начал реализацию проекта по строительству в Подмосковье нового района Зеленограда площадью более 2 миллионов квадратных метров при объеме инвестиций в 6 миллиардов долларов [108].

В апреле 2006 года Чемезов возглавил бюро общественной организации "Российский союз машиностроителей" (РСМ). СМИ сообщали, что благодаря ему к 16 членам РСМ вскоре присоединилось около 50 предприятий, преимущественно оборонно-промышленного назначения [108].

В мае 2006 года журнал "Деньги" сообщал, что по имеющейся у него информации "Рособоронэкспорт" приступил к предварительным переговорам о покупке крупнейших судостроительных предприятий России - "Северной верфи" и Балтийского завода, принадлежащих "Межпромбанку" [120].

В мае 2006 года акционеры титановой корпорации "ВСМПО-Ависма" на годовом собрании проголосовали за вхождение государства в капитал компании. Тогда же был назван и будущий акционер компании - "Рособоронэкспорт". СМИ отмечали, что процесс осложняли судебные процессы, которые владельцы акций "ВСМПО-Ависма" Владислав Тетюхин и Вячеслав Брешт вели с бывшими акционерами корпорации - структурами Виктора Вексельберга (его компанией "Ренова" [115]). В августе 2005 года Брешт и Тетюхин выкупили у "Реновы" 14 процентов акций "ВСПМО-Ависмы" за 148 миллионов долларов, но затем продавец посчитал, что его контрагенты нарушили правила опциона, и пожелал вернуть свой пакет, подав иски сразу в несколько судов как в России, так и за рубежом [119]. В сентябре 2006 года генеральный директор корпорации "ВСМПО-Ависма" Тетюхин объявил, что сделка по продаже акций предприятия "Рособоронэкпорту" находится в стадии завершения. СМИ также сообщили, что 30 августа совет директоров корпорации одобрил проект мирового соглашения с "Реновой", подразумевающий отзыв всех исков [115]. 8 ноября 2006 года ИТАР-ТАСС сообщил, что "Рособоронэкспорт" завершил приобретение 66 процентов акций ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма". Совет директоров ОАО возглавил Чемезов [112]. "Коммерсант" называл стоимость сделки - 700 миллионов долларов [108].

В 2006 году Чемезов вступил в ряды партии "Единая Россия" [110]. Политические эксперты уверено говорили о том, что партийность Чемезова согласована лично с президентом [111]. 2 декабря 2006 года в Екатеринбурге на 7-м съезде "Единой России" Чемезов был избран в бюро высшего совета партии. СМИ сообщали, что на этом посту Чемезов будет работать над привлечением бюджетных средств на технологическое перевооружение оборонных предприятий и над повышением уровня их капитализации [108]. "Ведомости" публиковали мнения экспертов, которые сочли, что вхождение в партию власти "хороших знакомых" президента можно расценивать как подготовку к выборам 2008 года. Высказывались и предположения о том, что партийный пост для Чемезова может играть роль стартовой площадки для карьеры в правительстве [111].

15 декабря 2006 года газета "Коммерсант" сообщила, что Путин подписал указ, в соответствии с которым с 1 марта 2007 года право на экспорт конечной продукции военного назначения будет сохранено только за ФГУП "Рособоронэкспорт". Решение было принято президентом после закрытого заседания комиссии по военно-техническому сотрудничеству, которое состоялось 7 декабря. Как сообщало издание, ссылаясь на слова одного из членов комиссии, предложение вести торговлю оружием только через госпосредника внес именно Чемезов. Комментируя указ президента, Чемезов заявлял, что в полной мере задачу увеличения экспорта вооружений может выполнить только "Рособоронэкспорт". Эксперты же отмечали, что предоставление "Рособоронэкспорту" статуса монополиста стало для Чемезова, в первую очередь, демонстрацией степени собственной влиятельности и принадлежности к ближайшему окружению Владимира Путина [108]. СМИ указывали, что, по некоторым данным, Чемезов - один из тех, кто может получить доступ к Путину в любое время и по любому вопросу [132]. Еще в 2005 году ряд СМИ отмечали напряженность отношений между главой "Рособоронэкспорта" и министром обороны Ивановым. "Профиль", в частности, писал, что Иванов соперничает с Чемезовым за близость к "первому лицу" [132]. Однако в 2006 году в прессе появились и другие аргументы. По мнению журнала "Эксперт", причиной конфликта между Чемезовым и Ивановым стало стремление главы "Рособоронэкспорта" ориентировать предприятия ОПК на выполнение экспортных контрактов. Иванов же отстаивал позицию Минобороны, которое заинтересовано в формировании холдингов под выполнение государственного оборонного заказа, поскольку технические характеристики оружия, направляемого на экспорт, отличаются от того, что принимают на вооружение в российскую армию [116].

В феврале 2007 года "Коммерсант" сообщил о том, что "Рособоронэкспорт" начал формирование госхолдинга по производству спецсталей – "Русспецсталь", приобретя 100 процентов акций ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь". Во главе новой структуры встал бывший глава и совладелец Нижнетагильского меткомбината (НТМК) Сергей Носов, а Чемезов и Алешин вошли в состав ее совета директоров. По данным издания, "Русспецсталь" должна будет стать монополистом на рынке востребованной в ВПК спецстали. "Коммерсант" заявил, что в холдинг должны быть переданы Кулебакский меткомбинат и Ступинская меткомпания (их совладельцем является партнер "Рособоронэкспорта" - компания "Авиатехнология"). В "Русспецсталь" войдет металлургическое производство ФГУП "ПО "Баррикады" и подконтрольное правительству Москвы ОАО "Московский металлургический завод". По некоторым данным, основным активом "Русспецстали" может стать Челябинский металлургический комбинат (ЧМК), принадлежащий ОАО "Мечел" [107].

Несколько дней спустя "Коммерсант" рассказал об оказавшемся в его распоряжении проекте указа президента о реформировании дочерней структуры "Рособоронэкспорта" - ОАО "Оборонпром", с последующим созданием на его базе ОАО "Электронные системы". Оно, по данным "Коммерсанта", должно было объединить разработчиков и производителей твердотелой и вакуумной СВЧ-электроники, инфракрасной и лазерной техники, оптоэлектроники военного и двойного назначения, специализированной микроэлектроники, программного обеспечения, а также ряд специализированных системных интеграторов радиоэлектронной аппаратуры. Издание отмечало, что данный проект лоббировал лично Чемезов - "Коммерсант" получил в свое распоряжение текст письма Чемезова к министру обороны Иванову, в котором предлагалось консолидировать "отечественных разработчиков и производителей военной и специальной электроники в едином центре". Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, комментируя эту информацию, указывал, что "Рособоронэкспорт", собирая не только экспортно-ориентированные предприятия, но и менее очевидные с точки зрения принесения немедленной прибыли, "постепенно превращается в теневое министерство оборонной промышленности". "Госкорпорация выполняет таким образом задание властей", – заявил Пухов [106].

В марте 2007 года "Независимая газета" сообщила, что Чемезов создает Союз машиностроителей России - общественную организацию на базе Российского союза машиностроителей (РСМ). По мнению аналитиков, новая структура нужна была главе "Рособоронэкспорта" для того, чтобы в период до президентских выборов 2008 года использовать ее "как лоббистский инструмент в политической борьбе", а впоследствии - превратить в новую политическую партию [105]. 28 апреля 2007 года состоялся учредительный съезд Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России" (ООО "СоюзМаш России") [159], на котором Чемезов был избран его председателем [158]. Отвечая на вопрос корреспондента газеты "Коммерсант" о дальнейших планах, глава "Рособоронэкспорта" подчеркнул: "У меня нет политических амбиций, о которых все пишут. Я не собираюсь идти во власть". Несмотря на это, в самом Союзе машиностроителей, а также в окружении Чемезова не исключали, что Чемезов мог претендовать на пост премьер-министра [105], [104].

4 сентября 2007 года "Коммерсант" опубликовал статью, в которой называл перспективу превращения возглавляемого Чемезовым ФГУП в госкорпорацию, которая сможет не только контролировать торговлю российским вооружением, но и займется производством и сбытом гражданской продукции. Тогда же сообщалось, что "Росооборонэкспорт" будет акционирован и войдет в корпорацию "Ростехнологии" [102]. В конце сентября 2007 года стало известно, что в Госдуму законопроект о создании госкорпорации "Ростехнологии" от своего имени (в обход правительства) внес президент Путин. По оценке "Коммерсанта", этот документ давал "Рособоронэкспорту" "почти полную свободу действий", включая первичное размещение акций подконтрольных компаний на фондовой бирже [100].

9 ноября 2007 года федеральный закон о государственной корпорации "Ростехнологии" был принят Госдумой, а 16 ноября 2007 года его одобрил Совет Федерации [97]. Спустя десять дней, 26 ноября 2007 года Путин назначил Чемезова генеральным директором государственной корпорации "Ростехнологии", которая, как сообщалось, должна была курировать разработку, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции. Одновременно Чемезов покинул пост главы "Рособоронэкспорта", где новым генеральным директором стал его бывший заместитель Анатолий Исайкин [94], [95]. Членами наблюдательного совета госкорпорации "Ростехнологии" стали помощник президента Сергей Приходько, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев, заместитель начальника государственно-правового управления президента Сергей Комиссаров, министр регионального развития Дмитрий Козак, министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и первый заместитель председателя военно-промышленной комиссии при правительстве - министр Владислав Путилин. Председателем наблюдательного совета был назначен министр обороны Анатолий Сердюков [94], [96].

В прессе сообщалось, что, кроме "Рособоронэкспорта", в состав новой структуры должны были войти все активы ФГУП, в том числе ОАО "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром", субхолдинг ОАО "Оборонительные системы", ЗАО "Оборонпромлизинг", ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "Корпорация "ВСМ ПО - АВИСМА", ЗАО "РусСпецСталь", ЗАО "Концерн "Высокие технологии Р", ЗАО "Промышленная энергетическая компания", ЗАО "Р.Е.Т. Кронштадт" [93].

29 ноября 2007 года Путин подписал указ о преобразовании ФГУП "Рособоронэкспорт" в открытое акционерное общество. Согласно этому документу новое ОАО исключалось из перечня стратегических предприятий. Сообщалось также, что находящийся в федеральной собственности 100-процентный пакет акций ОАО будет передан возглавляемой Чемезовым госкорпорации "Ростехнологии" (мероприятия по акционированию компании правительству РФ было поручено осуществить в 6-месячный срок) [91]. Ряд аналитиков сочли этот указ, изменяющий организационную форму компании, подготовкой к возможному выходу компании на биржу. При этом отмечалось, что для продажи акций необходимо внести соответствующие поправки в федеральный закон [92].

На следующий день, 30 ноября 2007 года, президент Путин утвердил введение моратория на участие России в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), подписав соответствующий федеральный закон. Мораторий вступил в силу в ночь с 12 на 13 декабря 2007 года. Подписанный в декабре 1990 года государствами - членами НАТО и странами - участницами Организации Варшавского договора Договор количественно ограничивал пять основных категорий обычных вооружений: боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерию, ударные вертолеты и боевые самолеты. Летом 2007 года президентским указом Путин приостановил действие Договора со стороны России в связи "с исключительными обстоятельствами, относящимися к содержанию" ДОВСЕ, "затрагивающими безопасность Российской Федерации и требующими принятия безотлагательных мер" [90].

29 февраля 2008 года глава корпорации "Ростехнологии" и председатель совета директоров ОАО "АвтоВАЗ" Чемезов [98] сообщил, что французский концерн Renault купил блокирующий пакет акций компании (25 процентов плюс одна акция). По словам Чемезова, сумма сделки составила 1 миллиард долларов. Он также сообщил о грядущей реструктуризации собственности "АвтоВАЗа", отметив, что к июлю 2008 года у предприятия останутся три основных акционера - "Тройка Диалог", "Ростехнологии" и Renault [157]. По информации автопортала "CarClub", госкорпорация "Ростехнологии" и альянс Renault-Nissan станут равными акционерами "АвтоВАЗа". После реструктуризации ими будет образован холдинг, в котором альянс Renault-Nissan и ГК "Ростехнологии" на паритетных началах будут владеть половиной акций ОАО "АвтоВАЗ" [146], [136].

Эти события происходили на фоне "битвы за активы" создававшейся госкорпорации. Отмечалось, что первый проект указа президента РФ о формировании имущественного взноса государства в капитал "Ростехнологий" был предложен Чемезовым еще в декабре 2007 года (в нем значилось порядка 250 ФГУПов и ОАО) [87]. Однако он не был принят - против выступил Сергей Иванов. Отмечалось, что его не устраивала сама схема создания новой структуры, однако в итоге она была сохранена. Чемезову пришлось согласиться на то, что в оборонных холдингах государство будет владеть "золотой акцией", которая будет давать ему право налагать вето на решения собраний акционеров [65], [64].

В дальнейшем перечень предприятий неоднократно изменялся [87]. Весной 2008 года, когда список расширился до 600 предприятий [78], свои возражения высказали возглавляемые Эльвирой Набиуллиной и Алексеем Кудриным Минэкономразвития и Минфин [86], [82]. В частности, сообщалось, что Кудрин высказывал опасения в отношении возможной перепродажи акции полученных от государства предприятий, что позволило бы госкорпорации уводить доходы из федерального бюджета [71]. По данным СМИ, он предупреждал о том, что с созданием этой и других госкорпораций, действующих, согласно закону, как некоммерческие партнерства (их активы юридически перестают быть полноценной государственной собственностью) может начаться "скрытая приватизация" и увод государственной собственности в частную сферу [64], [67].

СМИ также сообщали о поступившей от Чемезова просьбе выделить создающейся госкорпорации 500 миллионов долларов из федерального бюджета в качестве имущественного взноса РФ [89] (чуть больше - 1,5 миллиарда рублей были выделены "Ростехнологиям" в декабре 2008 года [39]). Отдельно в прессе освещались планы госкорпорации в отношении освоения минерально-сырьевых ресурсов с упоминанием месторождений, на которые претендовали "Ростехнологии" [81]. В частности, "Коммерсант" писал о возможном создании крупнейшей в мире горно-металлургической компании после передачи госкорпорации российских долей в монгольских предприятиях КОО (компания с ограниченной ответственностью) "Эрдэнэт" и СО (совместное объединение) "Монголросцветмет", а также о планах объединения горнорудных активов "Ростехнологий" с ГМК "Норильский никель" с целью взять под контроль до 10 процентов мирового рынка меди [80], [79]. Издание также рассказывало о том, что после получения в распоряжение госкорпорации месторождения Сухой Лог, руководство "Ростехнологий" планировало активно заняться золотодобычей [80]. Кроме того, "Коммерсант" сообщал о создании ЗАО "Русинвестпартнер" - совместного предприятия госкорпорации "Ростехнологии" и "Реновы", которое, в свою очередь, создало СП с корпорацией "Металлы Восточной Сибири" (последней принадлежали права на разработку редкоземельных металлов в Бурятии) [88].

В апреле 2008 года "Коммерсант" рассказал о том, что Чемезов намеревался получить от государства не только активы, но и "доступ к многомиллиардному бюджетному финансированию". Издание рассказало о подготовленном государственной корпорацией проекте постановления правительства РФ "О составе, порядке, сроках и форме внесения имущественного взноса РФ в госкорпорацию 'Ростехнологии'". Этот документ определял механизм реализации будущего указа президента о передаче госкорпорации пакетов акций российских компаний: "Ростехнологии" предлагали наделить себя полномочиями государственного заказчика по гособоронзаказу по шести федеральным целевым программам на общую сумму более одного трилиона рублей [82].

По информации Минэкономразвития, к июню 2008 года из списка предприятий, передаваемых возглавляемой Чемезовым госкорпорации, были удалены пакеты акций компаний, которые находились в процессе банкротства или ликвидации [64]. Таким образом, несмотря на то, что не все возражения министерств были учтены, список сократился до 400 с небольшим предприятий. В июне 2008 года правительство согласовало проект указа об имущественном взносе в капитал корпорации "Ростехнологии" [69], [67], а занявший в мае того же года кресло премьер-министра Путин [74], [75] подписал распоряжение о преобразовании ФГУП "Рособоронэкспорт" в ОАО со стопроцентным государственным участием и передаче компании в собственность госкорпорации [70], [68].

В июле 2008 года новый президент России Дмитрий Медведев, официально вступивший в должность в мае того же года [76], [77], подписал указ [66] о формировании уставного капитала "Ростехнологий". Сообщалось, что согласно итоговому варианту документа, в состав госкорпорации были включены 426 предприятий, около 80 процентов которых составили предприятия оборонно-промышленного комплекса. Общую стоимость переданных активов специалисты оценили "в десятки миллиардов долларов" [64], [65]. В том же месяце Чемезов в интервью телеканалу "Вести-24" заявил о возможности продажи части переданных "Ростехнологиям" предприятий. О каких предприятиях шла речь, как отмечал "Коммерсант", глава госкорпорации не уточнил [65].

В августе 2008 года Чемезов как глава госкорпорации и лидер Союза машиностроителей России обратился с письмом к премьеру Путину, в котором напомнил, что тот еще в бытность президентом России, обещал снизить НДС с 18 "минимум до 12 процентов". Чемезов напомнил о том, что снижение НДС уже предусмотрено концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, подготовленной Минэкономики, однако, по его словам, "процесс принятия решения затягивается" [62], [63].

Еще весной 2008 года "Коммерсант" рассказал о планах Чемезова по созданию крупнейшей в мире горно-металлургической компании и достижении им предварительных договоренностей с владельцем компании ГМК "Норникель" Владимиром Потаниным и главой холдинга "Металлоинвест" Алишером Усмановым "о создании консорциума на равных условиях" для участия в конкурсе на получение лицензии на разработку медного месторождения Удокан [80]. Подведение итогов конкурса по Удокану состоялось в сентябре 2008 года. Основными претендентами на месторождение были ОАО "Михайловский ГОК", входящий в холдинг "Металлоинвест" Усманова, и консорциум "Русская медь" - созданное в том же году совместное предприятие ОАО "Российские железные дороги", ЗАО "Уральская горно-металлургическая компания" и ГК "Внешэкономбанк" [83] (к тому времени другие три претендента — ГМК "Норильский никель", группа ОНЭКСИМ и холдинг "Базовый элемент" — от участия в конкурсе отказались). Конкурс выиграл "Металлоинвест", тогда же было подтверждено, что соглашение о сотрудничестве с "Ростехнологиями" по Удокану холдингом Усманова уже заключено. Вторым возможным партнером "Металлоинвеста" СМИ называли "Норникель", отмечалось также, что "Металлоинвесту" и "Ростехнологиям" в "любом случае придется согласовывать с ОАО "РЖД" вопрос строительства железнодорожной ветки к месторождению" (существующий участок железной дороги к Удокану - "долгострой", который не удавалось завершить на протяжении 8 лет - ОАО "РЖД" планировало вложить в "Русскую медь" [83], [84]) [54].

В сентябре 2008 года Чемезов, выступая на Байкальском экономическом форуме в Иркутске, вновь вернулся к высказанной им ранее [82] идее наделения возглавляемой им корпорации полномочиями государственного заказчика и получателя бюджетных средств. "Ведомости" приводили список федеральных целевых программ, средствами которых "Ростехнологии" хотели бы распоряжаться: "Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов", "Глобальная навигационная система", "Национальная технологическая база" и "Развитие электронной компонентной базы". Приводило издание и слова Чемезова о том, что корпорация готова напрямую получать средства по оборонзаказу [55].

В ноябре 2008 года газета "Коммерсант" сообщила, что Чемезов получил право распоряжаться госпакетами акций в 229 акционерных обществах до формального вступления госкорпорации в права их собственника. Росимущество, по сведениям издания, выдало "Ростехнологиям" доверенность сроком на один год, несмотря на то, что документ, по мнению экспертов, противоречил действующему законодательству РФ [45]. В конце того же месяца премьер-министр Путин подписал постановление о передаче "Ростехнологиям" активов, список которых был утвержден указом президента Медведева от 10 июля [41], [40].

В августе-ноябре 2008 года Чемезов фигурировал в сообщениях о кризисе в авиаальянсе AirUnion, когда задолженность по оплате топлива входящих в него авиакомпаний привела к массовым задержкам рейсов, и последующем создании нового российского авиаальянса. Сообщалось, что госкорпорация "Ростехнологии", которой указом президента, подписанным в мае того же года [73], передавались контрольные пакеты входящих в AirUnion авиакомпаний (контрольные пакеты "Красэйра" и "Домодедовских авиалиний", а также 46,5 процента "Самары" [58]) [72], сделала официальное заявление по поводу ситуации на рынке авиаперевозчиков, не способных рассчитаться с поставщиками топлива. Корпорация возложила ответственность за происходящее на частных акционеров и менеджмент авиаперевозчиков и, напомнив, что пока не является акционером авиакомпаний-должников, заявила, что не будет гарантировать исполнение их обязательств [61].

В начале сентября 2008 года "Ведомости" рассказали о разработке плана банкротства входящих в AirUnion авиакомпаний "Красэйр" и "Домодедовские авиалинии": по мнению издания, банкротство было выгодно "Ростехнологиям", поскольку в этом случае корпорации не пришлось бы брать на себя задолженность компаний, входящих в альянс [63]. Однако банкротства решено было избежать. В том же месяце состоялась встреча Путина с главой Минтранса Игорем Левитиным, по итогам которой было объявлено, что альянс AirUnion, по выражению "Российской газеты", "реанимируют, включив в него новых акционеров". По сути, речь шла о формировании нового национального авиаперевозчика, которое было поручено госкорпорации "Ростехнологии". Судя по тому, что о владельцах значительных пакетов акций "Красэйр", "Домодедовских авиалиний" (ДАЛ), "Самары", "Омскавиа" и "Сибавиатранса" братьях Борисе и Александре Абрамовичах в официальном пресс-релизе не упоминалось, "обновленный AirUnion будет совсем другой компанией", - сделали вывод СМИ [57], [60]. В связи с этим события с AirUnion в прессе оценивались как передел собственности [56], [59]. Кто именно и в каких долях получит акции авиакомпании, в тот период не уточнялось, однако предполагалось, что партнерами "Ростехнологий" станут ГТК "Россия", региональные компании "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток Авиа", администрация Красноярского края (губернатор - Александр Хлопонин) [58], а также принадлежащий правительству Москвы "Атлант-Союз", который выразил готовность взять на себя долговые обязательства альянса AiRUnion перед кредиторами [53].

В октябре того же года было объявлено, что новый авиационный холдинг будет строиться на базе новой компании. Сначала было объявлено, что 51 процент акций новой компании-перевозчика получит госкорпорация, а 49 процентов достанутся столичной мэрии [51], [52], [49]. Однако позднее возник другой вариант [50] распределения активов: 50 процент плюс 1 акция компании решено было передать "Ростехнологиям", а 50 процентов минус 1 акция - столичному правительству [47]. В том же месяце было озвучено [51], [50] название компании - "Авиалинии России" - и то, что Чемезов станет в ней председателем совета директоров [50], [46].

Учредительное собрание ОАО "Авиалинии России" Чемезов и Лужков провели 21 октября 2008 года. Сообщалось, что в новое ОАО войдут госпакеты авиакомпаний, передаваемые "Ростехнологиям", авиакомпания правительства Москвы "Атлант-Союз", а также бывшие компании альянса AiRUnion: "Красэйр", "Домодедовские авиалинии" и "Самара" [46]. Аналитики сразу назвали новую структуру конкурентом "Аэрофлота", причем некоторые из них оценивали будущее новой компании без оптимизма, считая, что в условиях финансового кризиса консолидация отрасли на базе "Аэрофлота" была бы гораздо продуктивнее [48]. Однако звучали и мнения экспертов о том, что статус Чемезова, входящего в ближайшее окружение премьера Путина, "может поспособствовать получению государственных денег" молодой компанией [49], которая, имея мощное лобби, сможет "добиваться маршрутных ограничений для конкурентов" [49]. В ноябре 2008 года было зарегистрировано ОАО "Авиакомпания", ставшее юридическим лицом авиакомпании "Авиалинии России". Совет директоров ОАО "Авиакомпания" также возглавил Чемезов [44].

В том же месяце мэр Москвы объявил о том, что название нового национального авиаперевозчика "Авиалинии России" было рабочим и изменено на "Росавиа". Он выразил уверенность в том, что "Росавиа" в ближайшем будущем станет конкурентом "Аэрофлота" [42]. В те же дни стало известно, что Чемезов и Лужков обратились в Федеральную антимонопольную службу России с письмом, в котором попросили провести проверку компании ОАО "Аэрофлот — российские авиалинии" и по ее итогам поставить вопрос о лишении авиакомпании роялти за пролет иностранных авиакомпаний по Транссибирской магистрали над Россией [43].

В августе 2009 года было объявлено о том, что правительство Москвы отложило процесс объединения "Атлант-союза" с авиаактивами "Ростехнологий". Отмечалось, что вновь вопрос о внесении компании в "Росавиа" вновь может быть поднят лишь после того как "финансовое положение "Атлант-союза" улучшится" [20].

В феврале 2009 года газета "Коммерсант" рассказала о том, что Чемезов обратился к правительству РФ с просьбой о новом имущественном взносе со стороны государства в капитал "Ростехнологий". По данным издания, он запросил в общей сложности 151,319 миллиарда рублей (7,22 миллиарда долларов) "в виде денежных средств и госгарантий". В том же месяце газета написала, что корпорация, возглавляемая Чемезовым, согласно достигнутой договоренности получит значительно больше - около 262 миллиардов рублей, правда, в обмен она должна отказаться от ранее заявленных планов стать госзаказчиком по шести федеральным целевым программам. "Впрочем, средства… целевых программ… все равно дойдут до госкорпорации: их получателями станут входящие в нее предприятия", - резюмировал "Коммерсант" [37], [38], [82]. В том же месяце стало известно о том, что глава правительства поручил в качестве имущественного взноса РФ передать "Ростехнологиям" федеральные пакеты акций авиакомпаний "Дальавиа", "Владивосток Авиа" и "Сахалинские авиатрассы". Сообщалось, что они должны войти в структуру создающегося национального авиаперевозчика "Росавиа" [36], [35].

В конце февраля 2009 года Чемезов также сообщил о том, что возглавляемая им госкорпорация намерена в партнерстве с группой "Ренова" и СИБУРом создать холдинг, который будет заниматься хлорной химией. Основной целью объединения СМИ называли спасение подконтрольного "Ростехнологиям" волгоградского ОАО "Химпром" от банкротства. Аналитики также отмечали, что создание холдинга должно помочь госкорпорации "решить проблему профессионального управления непрофильными химическими предприятиями" [33], [34]. Спустя несколько месяцев Чемезов рассказал, что процедуру банкротства на волгоградском "Химпроме" удалось приостановить [25].

В мае 2009 года в интервью газете "Ведомости" Чемезов признал, что предприятия госкорпорации находятся в трудной ситуации. По его словам, часть из них ожидает банкротство, в то же время он был уверен, что компаниям, производившим продукцию для Минобороны России, банкротство не угрожает. Анализируя это интервью главы "Ростехнологий", пресса подчеркивала, что, несмотря на сложности, связанные с финансовым кризисом, госокорпорация "присматривается еще к паре-тройке компаний", в том числе к акциям "Норникеля" и авиакомпании "Сибирь", оказавшимся в залоге у госбанков [25], [24], [26], [27].

В том же месяце СМИ сообщили о том, что возглавляемая Чемезовым госкорпорация достигла договоренности с министерством финансов и министерством промышленности и торговли о централизованной подаче заявок на получение входящими в "Ростехнологии" оборонными предприятиями средств в рамках программ государства по борьбе с последствиями экономического кризиса. Не исключалась и возможность того, что госкорпорация сама "может стать получателем средств господдержки, которые будет распределять между предприятиями" (их размер оценивался в приблизительно 100 миллиардов рублей) [31], [32].

В мае 2009 года Чемезов вошел в состав созданной президентом Медведевым комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики страны [30]. Однако уже в августе того же года глава государства исключил Чемезова из числа членов комиссии, заменив его на гендиректора Российской Венчурной компании Игоря Агамирзяна. "Ведомости" со ссылкой на анонимные источники отмечали, что глава "Ростехнологий" был удален из комиссии, поскольку "уделял мало внимания работе комиссии, был недостаточно активен". Сам Чемезов свое исключение из состава комиссии не комментировал [22], [160], [21].

В феврале 2010 года Чемезов обратился с просьбой к премьер-министру Путину назначить возглавляемую им госкорпорацию куратором проекта модернизации всех российских моногородов. Свое обращение он мотивировал тем, что большинство градообразующих предприятий входит в состав ОПК (однако, как отмечала "Независимая газета", лишь 15 из них находятся в составе "Ростехнологий"). Противником идеи Чемезова выступило руководство Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), объяснявшее желание главы "Ростехнологий" стать координатором проекта модернизации градообразующих предприятий намерением получить в свое распоряжение "огромные бюджетные средства", с помощью которых госкорпорация смогла бы "поправить свои дела" [19].

В январе 2011 года "Атлант-союз", к тому времени переименованный в "Авиакомпанию Москва", прекратил полеты, а еще ранее, в сентябре 2010 года, "Росавиа" подал иск о собственном банкротстве [12], [9], [11].

В марте 2011 года Чемезов вошел в состав совета директоров ОАО "Роснано", возникшего в результате преобразования Российской корпорации нанотехнологий [5]. В июне того же года Чемезов стал также членом совета директоров "Аэрофлота" [3].

Именно "Аэрофлоту" в ноябре 2011 года "Ростехнологии" передали свои авиационные активы: 52 процента акций "Владивосток Авиа", 51 процент "Саратовских авиалиний", 75 процентов минус одна акция "Авиакомпании 'Россия'" и по 100 процентов "Сахалинских авиатрасс" и "Оренбургских авиалиний". "Кавминводыавиа" переданы "Аэрофлоту" не были. Хотя первоначально планировалось, что в обмен "Ростехнологии" получат 25 процентов акций "Аэрофлота", эта доля была сокращена до 3,55. Таким образом, "Ростехнологии" окончательно отказались от планов создания собственного национального авиаперевозчика [1], [2].

Согласно обнародованной информации заработок Чемезова за 2009 год составил 34,5 миллиона рублей, в его собственности находились земельный участок под индивидуальное строительство, квартира, гараж и три хозяйственных нежилых строения, а в безвозмездном бессрочном пользовании еще одна квартира. Он также владел четырьмя автомобилями, тремя мотовездеходами, двумя снегоходами, снегоболотоходом и трактором. При этом жена главы "Ростехнологий" зарабатывала в год 427,5 миллионов рублей и владела квартирой, гаражом-боксом и пятью земельными участками под индивидуальное строительство [14]. По данным следующей обнародованной декларации о доходах, в 2010 году Чемезов заработал 36,8 миллиона рублей, а его супруга - почти 320 миллионов [4].

Чемезов - действительный член Академии военных наук, кандидат экономических наук [133]. В сентябре 2007 года он занял пост главы попечительского совета Федерации велосипедного спорта России (ФВСР) [101].

Чемезов награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени [129] и орденом Почета [133]. В марте 2010 года "за большой вклад в развитие российско-французского сотрудничества в сфере высокотехнологичного производства" президент Франции Николя Саркози вручил Чемезову орден Почетного легиона - высшую награду Французской Республики [18].

Чемезов женат, у него четверо детей. По данным на май 2009 года, старший сын Чемезова работал в компании "Итера", средний был студентом медицинского института, младший пошел в школу, а дочь заканчивала МГИМО (по словам отца, она - будущая журналистка) [25]. В 2011 году о старшем сыне главы "Ростехнологий" Станиславе Чемезове "Ведомости" писали уже как о бизнесмене. Он назывался председателем совета директоров и совладельцем ООО "Интербизнесгрупп" (1 процент, остальные 99 процентов принадлежали белизскому офшору Uberaba Holding SA). "Интербизнесгрупп" - владелец ООО "Стандарт-реал", которому, в свою очередь, принадлежит 13,33 процента Независимой страховой группы (НСГ) - страховщика крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса страны [8].

Супруга Чемезова Екатерина Игнатова, по образованию инженер-экономист, упоминалась в прессе как организатор и владелица ООО "Катэ" (по другим данным - ООО "Кате"), планировавшего начать выпуск шестиступенчатых автоматических коробок передач [25], [28], [23]. В апреле 1010 года Игнатова, наряду с одними из богатейших людей мира, акционером Evraz Group, Александром Абрамовым, владельцем Nafta Moskva Сулейманом Керимовым и бенефициаром "Реновы" Виктором Вексельбергом - стала одним из совладельцев (13,14 процента) банка "Международный финансовый клуб" (МФК), входящего в принадлежащую Михаилу Прохорову "Группу Онэксим" [15], [16], [17]. В декабре 2010 года стало известно, что жена Чемезова является основной владелицей сети ресторанов "Этаж" [10]. По данным на февраль 2011 года, ее доля в капитале "Рисонт-холдинга", управляющего сетью "Этаж", а также клубом Ye, DJ-баром Picasso, пиццерией "dal Капо", баром "Аквапарк", рестораном "Троя" и кафе-кондитерской "Эклер", составляла 99,98 процента [8]. В марте 2011 года были обнародованы сведения об Игнатовой как совладелице нефтегазового холдинга "Итера" (1,1 процента): по сведениям издания, к сентябрю 2009 года принадлежащая супруге Чемезова белизская фирма Elsamex Enterprises Ltd владела 5,1 процента акций холдинга, и к июлю 2010 года 4 процента из них продала офшору Symius Global Corp) [6], [7].

Использованные материалы


[1] "Аэрофлот" получил пять авиаактивов "Ростехнологий". — РБК, 15.11.2011

[2] "Ростехнологии" передали «Аэрофлоту» свои авиаактивы. — РИА Новости, 15.11.2011

[3] Глава "Ростехнологий" Чемезов вошел в совет директоров "Аэрофлота". — РИА Новости, 29.06.2011

[4] Елена Киселева. Доходные технологии. — Коммерсантъ, 29.04.2011. — № 76 (4617)

[5] ГК "Роснано" завершила реорганизацию в ОАО. — РБК, 11.03.2011

[6] Ирина Резник. "Трейдерская покупка" Сергея Чемезова. — Ведомости, 04.03.2011

[7] Жена главы "Ростехнологий" является совладелицей "Итеры". — Вести.Ru, 04.03.2011

[8] Роман Шлейнов. Российские семейные технологии. — Ведомости, 28.02.2011. — 34 (2800)

[9] Авиакомпания "Москва" с 17 января прекращает полеты. — РИА Новости, 14.01.2011

[10] Антон Белых, Дарья Шиенок, Петр Мироненко. Жена Сергея Чемезова заняла весь "Этаж". — Коммерсантъ, 17.12.2010. — №234 (4534)

[11] "Атлант-Союз" переименован в "Авиакомпанию Москва". — Коммерсантъ-Online, 11.10.2010

[12] Петр Мироненко, Алексей Екимовский. "Росавиа" улетает в историю. — Коммерсантъ, 15.09.2010. — № 170 (4470)

[13] Чемезов переизбран председателем совета директоров "АвтоВАЗа". — РИА Новости, 24.06.2010

[14] Анастасия Шишорина, Алиса Штыкина, Максим Иванов. Московские чиновники чисты перед доходом. — Коммерсантъ, 05.05.2010. — №78 (4378)

[15] Наиля Аскер-заде. В финансовый клуб вступили акционеры. — Коммерсантъ, 21.04.2010. — №70 (4370)

[16] Банк олигархов. — Эксперт Online, 20.04.2010

[17] Банк МФК успешно завершил размещение акций допэмиссии. — ОАО АКБ "Международный финансовый клуб" (МФК), 20.04.2010

[18] Иван Тяжлов. Сергей Чемезов награжден орденом Почетного легиона. — Коммерсантъ, 10.03.2010. — № 40 (4340)

[19] Элина Билевская. Госкорпорация "Моногород". — Независимая газета, 16.02.2010

[20] Анастасия Дагаева. Москва сдала билеты. — Ведомости, 11.08.2009. — №148 (2418)

[21] Дмитрий Беликов. Правила игры. — Коммерсантъ, 07.08.2009. — №143 (4198)

[22] Медведев исключил Чемезова из комиссии по модернизации экономики. — РИА Новости, 06.08.2009

[23] АвтоВАЗ нацелился на автоматические коробки передач. — Сибирское Агентство Новостей, 29.05.2009

[24] Глава "Ростехнологий" Чемезов: треть наших предприятий находится в предбанкротном состоянии. — Полит.Ru, 28.05.2009

[25] "Третья смена работала на бандитов", — Сергей Чемезов, генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии". — Ведомости, 28.05.2009. — №96 (2366)

[26] Чего хочет Чемезов. — Интерфакс, 28.05.2009

[27] "Ростехнологии" хотят 40% "Норникеля". — Слияния и поглощения (M&A), 28.05.2009

[28] Александра Терентьева, Денис Вараксин. Женская коробка. — Ведомости, 28.05.2009

[29] Президент Чечни отчитался о своих доходах. — Кавказский узел, 20.05.2009

[30] Указ Президента Российской Федерации. О комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, 20.05.2009. — №579

[31] Елена Киселева. "Ростехнологии" раздачи денег. — Коммерсантъ, 06.04.2009. — №60/П (4115)

[32] Александра Студенникова. "Ростехнологии" получат и распределят антикризисные 100 млрд руб. среди своих предприятий. — Rb.ru, 06.04.2009

[33] Ольга Мордюшенко. "Ростехнологии" подышат хлором. — Коммерсантъ, 02.03.2009. — №36/П(4091)

[34] Юлия Федоринова. Кризисная химия. — Ведомости, 02.03.2009. — №36 (2306)

[35] "Ростехнологиям" переданы пакеты акций трех авиакомпаний. — ИА Росбалт, 27.02.2009

[36] Путин поручил передать Ростехнологиям три дальневосточные авиакомпании. — РИА Новости, 26.02.2009

[37] Елена Киселева. "Ростехнологии" отказались от бюджетных денег. — Коммерсантъ, 12.02.2009. — №25 (4080)

[38] Елена Киселева, Петр Нетреба. Сергей Чемезов ставит на госгарантию. — Коммерсантъ, 06.02.2009. — №21 (4076)

[39] Правительство выделяет "Ростехнологиям" 1,5 млрд рублей. — Газета.Ru, 11.12.2008

[40] Юлия Федоринова. "Взяли 120 млрд рублей долгов". — Ведомости, 25.11.2008. — №223 (2245)

[41] Постановление Правительства РФ. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 г. (№1052). — ИПП "Гарант", 21.11.2008. — №873

[42] Екатерина Сороковая. "Авиалинии России" превратились в "Росавиа". — Газета (GZT.Ru), 17.11.2008. — №218

[43] Петр Мироненко, Алексей Екимовский. "Аэрофлот" попросили делиться. — Коммерсантъ, 17.11.2008. — №208/П (4025)

[44] Петр Мироненко. "Авиалинии России" отправились в полет. — Коммерсантъ, 12.11.2008. — №205 (4022)

[45] Елена Киселева. Государство доверилось Сергею Чемезову. — Коммерсантъ, 12.11.2008. — № 205 (4022)

[46] Авиаперевозчики померяются крыльями. — Коммерсантъ Деньги, 27.10.2008. — №42 (697)

[47] Суперперевозчик расправляет крылья. — Финмаркет, 22.10.2008

[48] Два "Аэрофлота" — плохо для всех, считают в ВТБ. — SmartMoney, 22.10.2008

[49] Андрей Михайлов. Государственные виражи. — ИА Росбалт, 22.10.2008

[50] Маринв Петракова. День рождения "Авиалиний России" намечен на сегодня. — Газета (GZT.Ru), 20.10.2008

[51] Авиалинии набирают высоту. Пресс-релиз. — ГК Ростехнологии, 13.10.2008

[52] Анастасия Дагаева, Юлия Федоринова. Именем России. — Ведомости, 03.10.2008. — №187 (2209)

[53] "Атлант-Союз" готов взять на себя долг AiRUnion. — Коммерсантъ, 11.09.2008

[54] Усманов поделится Удоканом с Ростехнологиями. — Интерфакс, 10.09.2008

[55] Евгения Письменная, Алексей Никольский. Долг велик. — Ведомости, 10.09.2008. — №170 (2192)

[56] Небольшой Эффективный Передел. — ИА Росбалт, 08.09.2008

[57] Елена Кукол, Татьяна Шадрина. Атлант выдержит двоих. — Российская газета, 05.09.2008. — №4745

[58] Алексей Екимовский. Слетная погода. — Коммерсантъ, 05.09.2008

[59] Павел Арабов. Пассажиров завалят скидками. — Известия, 05.09.2008

[60] Владимир Моторин. Для AirUnion нашли спасителей. — RB.ru, 04.09.2008

[61] Николай Огай. "Ростехнологии" отказались спасать AiRUnion. — RB.ru, 25.08.2008

[62] Петр Нетреба, Алексей Шаповалов. Сергей Чемезов решил снизить НДС. — Коммерсантъ, 14.08.2008. — № 143(3960)

[63] Галина Ляшенко. Сергей Чемезов выступил за снижение НДС. — Газета (GZT.Ru), 14.08.2008. — № 152

[64] Николай Поросков. Империя Чемезова. — Время новостей, 15.07.2008. — № 125

[65] Екатерина Гришковец, Александра Грицкова. Сергей Чемезов: "Капитал". — Коммерсантъ, 14.07.2008. — №120/П(3937)

[66] Указ президента РФ. Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии". — Пресс-служба президента РФ, 10.07.2008. — №1052

[67] Елена Киселева, Константин Лантратов. Сергею Чемезову урезали крылья. — Коммерсантъ, 21.06.2008. — №105(3922)

[68] Путин распорядился акционировать "Рособоронэкспорт". — РИА Новости., 20.06.2008

[69] Правительство согласовало проект о взносе в капитал "Ростехнологий". — РИА Новости, 20.06.2008

[70] Распоряжение от 18 июня 2008 г. — Интернет-портал Правительства Российской Федерации, 18.06.2008. — № 887-р

[71] Евгения Письменная, Анна Николаева. Пауза затянулась. — Ведомости, 16.06.2008. — №108 (2130)

[72] Олег Митяев. "Ростехнологии" поднимаются в небо. — РИА Новости, 30.05.2008

[73] Указ президента РФ. Об имущественном взносе Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "ростехнологии" и об открытом акционерном общесте "ЭйрЮнион". — Пресс-служба президента РФ, 26.05.2008. — №853

[74] Госдума утвердила Путина премьер-министром РФ. — РИА Новости, 08.05.2008

[75] Путин стал главой правительства России. — Интерфакс, 08.05.2008

[76] В Кремле проходит церемония инаугурации Медведева. — РИА Новости, 07.05.2008

[77] Медведев вступил в должность президента РФ. — РИА Новости, 07.05.2008

[78] Елена Киселева, Ирина Парфентьева. Сергей Чемезов сел на таблетки. — Коммерсантъ, 30.04.2008. — № 74(3891)

[79] Мария Черкасова. Медный родственник. — Коммерсантъ, 30.04.2008. — № 74(3891)

[80] Елена Киселева, Мария Черкасова. Горно-обогатительный комбинатор. — Коммерсантъ, 28.04.2008. — №72 (3889)

[81] На какие месторождения претендуют "Ростехнологии". — Коммерсантъ, 28.04.2008. — № 72(3889

[82] Елена Киселева, Александра Грицкова, Константин Лантратов. Триллионная технология. — Коммерсантъ, 24.04.2008. — №70 (3887)

[83] Заработать на медной дороге. — Эксперт Online, 23.04.2008

[84] Александр Родионов. Владимир Якунин на Урале рассказал о планах РЖД относительно ЗАО "Русская медь". — Новый регион, 22.04.2008

[85] "Ростехнологии" набирают губернаторов. — Коммерсантъ, 16.04.2008. — №64 (3881)

[86] Елена Киселева. МЭРТ нарушил госпакетное соглашение. — Коммерсантъ, 10.04.2008. — № 60(3877)

[87] Елена Киселева. "Ростехнологии" сформируют по сценарию Сергея Чемезова. — Коммерсантъ, 14.03.2008. — № 41(3858)

[88] Мария Черкасова. "Ростехнологии" пришли за бериллием. — Коммерсантъ, 12.02.2008. — № 22(3839)

[89] Елена Киселева, Мария Черкасова. Сергей Чемезов просит оплаты за титанический труд. — Коммерсантъ, 06.02.2008. — № 18(3835)

[90] Путин утвердил введение моратория на участие России в ДОВСЕ. — РИА Новости, 30.11.2007

[91] "Рособоронэкспорт" преобразован в ОАО. — Ведомости, 29.11.2007

[92] Путин готовит почву для выхода "Рособоронэкспорта" на фондовую биржу. — ИА REGNUM, 29.11.2007

[93] Руководителя "Ростехнологий" заинтересовали волгоградские машиностроительные предприятия. — ИА REGNUM, 28.11.2007

[94] В.Путин назначил С.Чемезова гендиректором госкорпорации "Ростехнологии", А.Сердюкова - председателем наблюдательного совета. — Прайм-ТАСС, 26.11.2007

[95] Путин назначил гендиректором ФГУП Рособоронэкспорт Анатолия Исайкина. — РИА Новости, 26.11.2007

[96] Сердюков возглавил наблюдательный совет "Ростехнологий". — ИА Росбалт, 26.11.2007

[97] Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнологии". — Гарант, 23.11.2007

[98] Sadaqat Jan. Pakistan court clears way for Musharraf. — The Associated Press, 22.11.2007

[99] Премьер РФ уволил гендиректора корпорации "МиГ" Федорова по его просьбе. — NEWSru.com, 01.10.2007

[100] Дмитрий Бутрин, Ирина Граник, Рената Ямбаева, Елена Киселев. Антиправительственный договор. — Коммерсантъ, 26.09.2007. — № 175(3751)

[101] Сергей Чемезов встал на колеса. — Коммерсантъ, 14.09.2007. — № 167(3743)

[102] Елена Киселева. Корпоративное движение. — Коммерсантъ, 04.09.2007. — № 159(3735)

[103] Переизбран председатель совета директоров АвтоВАЗа. — Коммерсантъ, 26.05.2007

[104] Константин Лантратов, Виктор Хамраев. Сергей Чемезов отказался от власти. — Коммерсантъ, 02.05.2007. — №73 (3649)

[105] Наталья Меликова. Партия Чемезова. — Независимая газета, 30.03.2007

[106] Елена Кисилева, Александра Грицкова. Проверенный электроникой. — Коммерсантъ, 13.02.2007

[107] Елена Кисилева, Мария Черкасова, Елена Пашутинская. "Рособоронэкспорт" сослужит спецслужбу. — Коммерсантъ, 09.02.2007

[108] Александр Грицкова, Константин Лантратов, Иван Сафронов. Сергей Чемезов сыграл в монополию. — Коммерсантъ, 15.12.2006. — №235 (3566)

[109] Совет директоров "АвтоВАЗа" возглавил Сергей Чемезов. — Вести.Ru, 14.12.2006

[110] Отдельный проект. — Эксперт Online, 01.12.2006

[111] Елена Руднева, Алексей Никольский. Партия номер один. — Ведомости, 27.11.2006. — №223 (1750)

[112] "Рособоронэкспорт" завершил приобретение 66 проц. акций ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма" (расширенная версия). — ИТАР-ТАСС, 08.11.2006

[113] Главе АвтоВАЗа подбирают дублера. — Коммерсантъ, 06.10.2006

[114] Председателем совета директоров АвтоВАЗа избран Владимир Артяков. — ИТАР-ТАСС, 05.10.2006

[115] Михаил Вьюгин, Ирина Крючков. ВСМПО-Ависма национализирована. — URA.Ru, 06.09.2006

[116] Павел Кобер. На войне как на войне. — Эксперт, 24.07.2006

[117] Елизавета Осетинская, Алексей Никольский. Компания недели: Военная тайна. — Ведомости, 20.07.2006. — № 132 (1659)

[118] При исполнении служебных обязанностей. — Новая газета, 29.05.2006

[119] Анна Ландер. Титановое государство. — Время новостей, 22.05.2006. — N°86

[120] Как стало известно "Деньгам", ФГУП "Рособоронэкспорт" приступило к предварительным переговорам о покупке крупнейших судостроительных предприятий России. — Деньги, 22.05.2006

[121] Егор Кошеров. Артяков - Есиповский: мастера офсета. — Хронограф Тольятти, 22.05.2006. — №17 (136)

[122] Гай Чейзан. Старый приятель Путина берет бразды правления над российской автомобилестроительной компанией. — The Wall Street Journal (пер.InoСМИ.ru), 19.05.2006

[123] Алексей Хазбиев. Спурт военного капитала. — Эксперт, 16.01.2006. — № 1-2 (496)

[124] Дмитрий Ладыгин. Игроки. — Деньги, 26.12.2005

[125] Структура акционерной собственности ОАО "АВТОВАЗ" не изменилась, государство делегировало в компанию менеджмент в лице Рособоронэкспорта - Б.Алешин. — Прайм-ТАСС, 22.12.2005

[126] Юлия Федоринова. “АвтоВАЗ” не тонет. — Ведомости, 19.12.2005. — № 238 (1519)

[127] Виктор Мясников; Владимир Мухин; Антон Трофимов. Олигархия в погонах. — Независимая газета, 29.11.2005. — №259 (3657)

[128] Дмитрий Беликов. Очень вазные персоны. — Деньги, 28.11.2005

[129] Владимир Путин вручил в Кремле государственные награды группе отличившихся россиян. — ИТАР-ТАСС, 28.10.2005

[130] Александр Тишанин получил напутствие от полпреда и экс-губернатора. — ИА REGNUM, 26.08.2005

[131] Кандидатура Сергея Чемезова рассматривается в качестве возможного кандидата на пост губернатора Иркутской области. — Байкал информ, 27.05.2005

[132] Георгий Сергеев. Монополия на "кислородную подушку". — Профиль, 14.03.2005

[133] Александр Бабакин. У торговли оружием свои проблемы. — Независимое военное обозрение, 18.02.2005. — №6 (415)

[134] Сергей Туранов. 50 наиболее влиятельных предпринимателей РФ. — Независимая газета, 18.02.2005. — N 6 (415)

[135] Алексей Хазбиев. Новый хозяин оборонки. — Эксперт, 17.01.2005. — №1-2(449)

[136] Поэтапно и полюбовно. — Белорусская деловая газета, 05.12.2004. — № 1426

[137] Константин Лантратов, Иван Сафронов. Миготворческая миссия. — Коммерсантъ, 27.09.2004

[138] В.Путин назначил генеральным директором ФГУП "Рособоронэкспорт" С.Чемезова. — ABNews.ru, 28.04.2004

[139] Сергей Чемезов назначен гендиректором "Рособоронэкспорта". — Коммерсантъ, 28.04.2004

[140] Александр Мосякин. Вся президентская рать. — DELFI, 13.04.2004

[141] Владислав Крамар. "Рособоронэкспорт" временно обезглавлен. — Независимая газета, 12.04.2004. — N 74 (3189)

[142] Игорь Коротченко. Национальная оборона. — Военно-промышленный курьер, 17.03.2004

[143] Алена Кузнецова. Михалков получил орден от неизвестных лиц. — Солидарность, 03.03.2004. — № 08

[144] Profile: Iran's dissident ayatollah. — BBC News, 30.01.2003

[145] Алексей Макаркин. Питерская команда Владимира Путина: тектонические сдвиги. — Политком.Ру, 23.08.2002

[146] Анна Пушкарская. Павел Шеремет: Я долго смывал этот позор (начало). — Дело, 03.09.2001

[147] Возвращение ВПК. Часть II. — Stringer, 07.12.2000. — №13

[148] Вакансии "Рособоронэкспорта" заполняются. — Профиль, 04.12.2000

[149] Ольга Романова. Отставки и назначения. — Ведомости, 04.12.2000

[150] Алексей Макаркин. Арсенал ветеранов разведки. — Сегодня, 09.11.2000. — № 250

[151] Указ президента РФ. О создании федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт". — Российская газета, 04.11.2000. — №1834

[152] Антон Синицын. Продавец подмоченного пороха. — Новая газета, 18.09.2000

[153] David Hoffman. Putin's Career Rooted in Russia's KGB. — The Washington Post, 20.01.2000

[154] Владимир Владимирович Путин. Биография. — Официальный сайт Президента РФ

[155] Андрей Колесников; Наталия Геворкян; Наталья Тимакова. От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным (фрагменты книги). — Официальный сайт Президента РФ. — Москва: Вагриус, 2000

[156] Чемезов Сергей Викторович. — МАКС 2007 (airshow.ru)

[157] Объежиненная гражданская партия (ОГП). — Евразийский дом

[158] Состав Бюро Центрального совета. — Союз Машиностроителей России

[159] История. Союз Машиностроителей России. — Союз Машиностроителей Росси

[160] Вера Холмогорова, Наталья Костенко, Анастасия Голицына. Активнее надо быть. — Ведомости. — 07.08.2009