Гаев, Дмитрий

Бывший начальник ГУП "Московский метрополитен"

Бывший начальник ГУП "Московский метрополитен", занимал этот пост с 1995 по 2011 год. До этого был заместителем начальника метрополитена, работал в железнодорожном депо и на партийных должностях. С 2005 по 2011 год был членом совета директоров ОАО "Ситроникс". Скончался 27 октября 2012 года.

Дмитрий Владимирович Гаев родился 21 октября 1951 года в Москве в семье потомственных железнодорожников [25], [16], [35]. В детстве он мечтал стать военным, но выбрал работу на железной дороге [25].

В 1973 году Гаев закончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) по специальности "инженер путей сообщения — электромеханик" [37], [16] и устроился на работу помощником машиниста в депо "Москва-Сортировочная" Московской железной дороги. Там он проработал недолго: перевелся на должность инженера, затем стал бригадиром, мастером и начальником отдела локомотивного депо [38], [26], [16].

В 1979 году Гаев был призван в армию, до 1981 года служил заместителем командира роты дорожно-комендантского батальона. После окончания службы он был старшим инженером Министерства путей сообщения, занимался программами использования железной дороги в военных целях, в итоге получил звание полковника запаса [25], [26], [16], [24].

В 1982 году Гаев перешел на работу в партийные органы, став инструктором Сокольнического районного комитета КПСС. В 1986 году он стал инструктором и консультантом в московском городском комитете КПСС, где курировал предприятия железнодорожного транспорта, в том числе метрополитен (первым секретарем МГК тогда был Борис Ельцин) [33], [25], [16], [24]. В 1986 году он закончил Московский институт управления, по специальности "организатор управления на транспорте", а в 1989 году - Высшую партийную школу [16], [37], [24].

В 1990 году Гаев был назначен первым заместителем начальника Московского метрополитена Евгения Дубченко [39], [16], [24]. Когда Дубченко был отправлен в отставку после конфликта с мэром Москвы Юрием Лужковым (в 1994 году Лужков вынес ему строгий выговор за понижение качества обслуживания пассажиров [34]), Гаев был назначен на его место. С июля по декабрь 1995 года он был исполняющим обязанности, а 28 декабря его утвердили на посту руководителя ГУП "Московский метрополитен" [16], [37], [37].

При Гаеве в Московском метро была открыта Люблинская линия, а также линия легкого метро в Бутово, ответвление к ММДЦ "Сити". В 2007-2008 годах были открыты строившиеся более 15 лет станции "Трубная", "Сретенский бульвар" и "Строгино". На линиях была начата эксплуатация составов с асинхронным приводом типа 81-740/741 "Русич". В метро была организована система видеонаблюдения. Еще до 2000 года в связи с ростом населения Москвы метрополитен начал работать с перегрузкой, перевозя более 8 миллионов пассажиров в день вместо 6-6,5 миллионов, на которые он был рассчитан: Гаев заявлял, что исправить данную ситуацию можно строительством новых линий, однако жаловался на ограниченное финансирование со стороны федеральных властей и предупреждал о том, что скоро метрополитен перестанет справляться с растущим пассажиропотоком [17], [18], [24], [35], [36], [23], [32].

Много внимания Гаев уделял модернизации системы оплаты проезда: вместо жетонов были введены сначала контактные, потом бесконтактные карты. Начальник метрополитена обещал также введение системы оплаты проезда при помощи кредитных карт и был генеральным конструктором проекта "Социальная карта Москвича" [20], [16]. Благодаря последней была упорядочена система проезда пассажиров-льготников, что вместе с ростом доходов от рекламы и сдачи в аренду площадей и инфраструктуры для операторов связи позволило Московскому Метрополитену с 2005 года стать рентабельным предприятием и начать приносить прибыль [29], [22], [19]. По утверждениям Гаева, сам он пользуется метро каждый день [24], [27].

В апреле 2005 года Гаев оказался в центре скандала: во время авиаперелета в Токио он в нетрезвом состоянии подрался с проводником "Аэрофлота" и пытался его задушить [28].

С ноября 2005 года Гаев вошел в совет директоров телекоммуникационной компании "Ситроникс" [38], чье дочернее предприятие ООО "Ситроникс Смарт Технологии" (ССТ) возглавляет сын Гаева - Владимир [14]. Благодаря заключенному в 2006 году контракту "Ситроникс" стал единственным поставщиком проездных билетов для Московского метрополитена, что приносит "Ситрониксу" прибыль в размере 10 миллионов долларов в месяц [21], [15].

В декабре 2010 года Генеральная прокуратура РФ потребовала нового мэра Москвы Сергея Собянина отправить Гаева в отставку. В качестве причин были названы многочисленные нарушения, связанные с формированием тарифов на перевозку с компенсацией стоимости проезда за счет пассажиров, проведением торгов с ограничением конкуренции, а также нарушения, снижавшие уровень безопасности перевозок [11]. Проверка Счетной палаты также выявила регулярное завышение смет при строительстве столичного метрополитена [9].

7 февраля 2011 в пресс-службе мэрии Москвы сообщили, что Гаев покинул свой пост по собственному желанию. Новым начальником Московского метро был назначен руководитель Калининградской железной дороги (филиала РЖД) Иван Беседин [10], [8].

В марте 2011 года против Гаева было возбуждено уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 201 Уголовного кодекса РФ). По данным Следственного комитета при МВД РФ, Гаев присвоил 112 миллионов рублей в качестве вознаграждения за внедренную систему автоматизированной оплаты проезда на метрополитене [7], [6]. Через год, в конце марта 2012 года, уголовное дело против бывшего начальника Московского метрополитена было закрыто, так как следствие признало вознаграждение законным [3], однако уже 11 апреля того же года Генеральная прокуратура отменила постановление о закрытии дела [2].

На годовом собрании акционеров "Ситроникса", состоявшемся 29 июня 2011 года, Гаев был выведен из совета директоров компании [5]. Спустя месяц, в конце июля 2011 года, сын Гаева Владимир покинул пост генерального директора "Ситроникс Смарт Технологии" [4].

27 октября 2012 года после тяжелой продолжительной болезни Гаев скончался. Он умер на 62 году жизни в одной из клиник Швейцарии [1].

Гаев являлся автором или соавтором ряда изобретений, применяемых в Московском метрополитене, в том числе способа возведения станции глубокого заложения, способа прокладки тоннеля, охладителя вентилируемого воздуха, вентиляционного киоска метрополитена, автомата для продажи билетов [13].

Гаев в 2002 году был избран председателем Ассамблеи метрополитенов Международного союза общественного транспорта [37], [16]. Он также являлся академиком Российской и Международной инженерной академии [37], [26] и членом совета федерального агентства железнодорожного транспорта [37].

Гаев был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV и III степени в 2001 и 2008 годах соответственно [37], [16], [26], а также орденом Почета (в 1996 году), званиями "Почетный железнодорожник" (в 1989 году) и "Почетный строитель" (в 1996 году) [37], [26].

Гаев был женат, у него остался один сын и две дочери [30], [36]. Одна из дочерей, Анастасия, упоминалась в СМИ как владелица ООО "Анника групп", которой принадлежало монопольное право на производство и продажу сувенирной продукции с символикой Московского метро [12]. Начальник Московского метрополитена любил слушать джаз и авторскую песню [27], увлекался российской историей [36], его любимыми писателями были Соловьев, Гиляровский и Радзинский [31].

Использованные материалы


[1] Умер бывший руководитель Московского метрополитена Гаев. — Интерфакс, 28.10.2012

[2] Генпрокуратура отменила постановление о закрытии дела Гаева. — РАПСИ, 11.04.2012

[3] Следствие закрыло дело против экс-главы метро Гаева: он законно получил награду в 112 млн рублей. — Газета.Ru, 26.03.2012

[4] Сын экс-главы московского метро, руководивший "Ситроникс СТ", уволен из компании. — CNews, 20.07.2011

[5] Акционеры "Ситроникса" решили не платить дивиденды за 2010 г. — Прайм, 29.06.2011

[6] Против экс-главы московского метро Гаева возбуждено уголовное дело. — Интерфакс, 24.03.2011

[7] Гаев присвоил 112 млн руб за патент на оплату проезда в метро - СК. — РИА Новости, 24.03.2011

[8] Главой московского метро вместо Дмитрия Гаева назначен Иван Беседин. — РИА Новости, 07.02.2011

[9] Александра Баязитова. Московский метрополитен завышал строительные сметы на 32%. — Маркер, 04.02.2011

[10] Петр Канаев. Следующая станция — "Калининградская". — Газета.Ru, 03.02.2011

[11] Оксана Шевелькова, Полина Быховская. Генпрокуратура требует уволить главу Московского метрополитена Гаева. — Маркер, 14.12.2010

[12] Полина Быховская, Тарас Подрез. Дочь Дмитрия Гаева торгует сувенирами по эксклюзивному договору с метрополитеном. — Маркер, 24.11.2010

[13] Полина Быховская, Тарас Подрез. Продавать билеты в метро будут автоматы, которые придумал Дмитрий Гаев. — Маркер, 02.11.2010

[14] О Компании. — Ситроникс Смарт Технологии (sitronics-smart.com), 08.09.2008

[15] Артем Новицкий. Особенности национального проекта. — Век, 15.04.2008

[16] Начальник московского метро награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени. — Транспортный сервер Москвы (dtis.ru), 25.03.2008

[17] Роман Смирнов. Метро к Рождеству. — Новая газета, 28.12.2007

[18] Анна Никольская. Следующая станция - "Сретенский бульвар". — Российская газета, 26.12.2007. — № 4553

[19] Наталья Шакланова. Дмитрий Гаев: через шесть минут после того, как поступит сигнал о нападении, метро будет закрыто. — Финанс, 19.03.2007. — №11 (197) 19-25 марта 2007

[20] Магнитные билеты уходят в прошлое. Московское метро переходит на новый принцип оплаты проезда. — ПРАЙМ-ТАСС, 12.02.2007

[21] Анастасия Голицына, Игорь Цуканов. Подземный контракт. — Ведомости, 17.11.2006. — №217 (1744)

[22] Московское метро в два раза прибыльнее питерского. — Взгляд, 12.08.2006

[23] Дмитрий Гаев: московскому метро грозит коллапс. — Газета.Ru, 22.11.2005

[24] Москве не хватает 75 станций метро. — Трибуна, 08.08.2005

[25] Дмитрий Гаев, начальник Московского метрополитена: "Любить жизнь, себя, родимого, и окружающих людей". — Обучение & карьера, 18.07.2005

[26] Гости пресс-центра. Дмитрий Гаев. — РИА Новости, 26.05.2005

[27] Дмитрий Гаев. Московский метрополитен: история, перспективы развития, безопасность. — РИА Новости, 26.05.2005

[28] Евгения Маляр. Начальник подземки оторвался от земли. — Газета.Ru, 12.04.2005

[29] Ксения Ларина. Московский дворик. Гость: Дмитрий Гаев - начальник Московского метрополитена. — Эхо Москвы, 23.08.2003

[30] Любовь Пятилетова. Дмитрий Гаев: Метро не подорожает. — Российская газета, 14.03.2003. — № 3253

[31] Евгения Бородина. Интервью начальника Московского метрополитена Д.В. Гаева. — Метро, 15.05.2000

[32] Руководство московского метрополитена пока не рассматривает вопрос о повышении платы за проезд. — Интерфакс, 18.01.2000

[33] Владимир Прибыловский. Президент России Борис Ельцин. — Независимая газета, 04.07.1996

[34] Правительство Москвы приняло постановление "О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности московского метрополитена". — Коммерсантъ, 09.04.1994. — № 64

[35] Гаев Дмитрий Владимирович. — Большая Энциклопедия российских производителей товаров и услуг в Интернет (enc.ex.ru). — Версия от 13.05.2009

[36] Метрополитены Москвы и Санкт-Петербурга. Вагоностроительные предприятия, 2004 г. — Всероссийский научно-исследовательский институт потребительского рынка и маркетинга (ВНИИПРиМ). — Версия от 11.04.2012

[37] Начальник Метрополитена: Гаев Дмитрий Владимирович. — Московский метрополитен (www.mosmetro.ru). — Версия от 30.09.2008

[38] Члены совета директоров: Гаев Дмитрий Владимирович. — ОАО Ситроникс (sitronics.ru). — Версия от 21.06.2008

[39] Руководство метрополитена в разные годы. — Московский метрополитен (www.mosmetro.ru). — Версия от 11.04.2012