Диомид, бывший епископ Анадырский и Чукотский

Бывший архиерей Русской православной церкви, обвинивший руководство РПЦ в "отступлениях от чистоты православного вероучения"

Бывший епископ Анадырский и Чукотский (в миру - Сергей Иванович Дзюбан), обвинивший руководство РПЦ в "отступлениях от чистоты православного вероучения". Автор послания "Ко всем верным чадам святой православной церкви", которое в феврале-марте 2007 года СМИ связывали с вероятной перспективой грандиозного раскола церкви. В июне 2008 года деятельность Диомида была осуждена Архиерейским собором, постановившим лишить его сана, если епископ не покается до следующего заседания Священного Синода. Параллельно специальная комиссия РПЦ, изучившая выступления Диомида, предложила предать его церковному суду. В июле 2008 года предал анафеме патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Извергнут из сана в октябре 2008 года.

Сергей Иванович Дзюбан [22] родился 24 июня 1961 года в городе Кадиевка Луганской области Украины [21] в семье рабочего [24]. В 1983 году окончил Харьковский институт радиоэлектроники и устроился на работу инженером-конструктором [22] в Харьковское конструкторское бюро тяжелого машиностроения ДОССАФ (ХКТБ ДОСААФ СССР) [24], [28].

В 1986 году Дзюбан поступил в Московскую духовную семинарию [24]. 3 июля 1987 года в Троице-Сергиевой лавре был пострижен в монашество наместником монастыря архимандритом Алексием (ныне архиепископ Тульский и Бефлевский) и принял имя Диомида. 18 июля того же года (в день памяти преподобного Сергия Радонежского и 650-летия основания Лавры) рукоположен в иеродиаконы [22] Филаретом - митрополитом Минским и Слуцким, патриаршим экзархом всея Белоруссии [24], [28].

В 1989 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1993 году [22]. 1 сентября 1991 году в Донском монастыре в день 400-летия иконы Пресвятой Богородицы "Донская" рукоположен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в иеромонахи [24], [22].

С 1991 года находился в командировке в Камчатской и Магаданской (и временно Сахалинской) епархии [21]. В Магаданской епархии нес миссионерское послушание, объезжая населенные пункты Магаданской области и Чукотки [24], [22]. С 1992 года стал настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы, впоследствии - настоятелем вновь отстроенного Свято-Троицкого храма в городе Елизово Камчатской области. 28 августа 1993 года возведен в сан игумена, 21 июля 2000 года — в сан архимандрита [24], [22], [28].

19 июля 2000 года решением Священного Синода РПЦ на Чукотке была создана епархия [21], и 10 августа 2000 года Диомид был рукоположен в сан епископа Анадырского и Чукотского [22], [28]. Между тем, при советской власти на Чукотке, по официальным данным, не было ни одного верующего, хотя православие в тех краях было известно с середины XVII века, а активное миссионерское служение началось в конце XVIII века [21].

Отношения епископ Диомида с властями были достаточно сложными. Если при губернаторе Александре Назарове православию на Чукотке оказывалась поддержка (губернатор даже просил Патриарха Алексия II помочь в становлении православия в регионе, и тот направил в автономный округ пятерых священников и 14 выпускников и учащихся Белгородской семинарии; собственно, после этого и был решен вопрос об открытии епископата на Чукотке) [26], то при губернаторе Романе Абрамовиче, по словам Диомида, в регионе появилось очень много проповедников из Америки (так как в округ стало попасть намного легче, а иностранцев там никто не преследует) - которые, с точки зрения епископа, являются сектантами [27].

Правда, деньги на строительство нового кафедрального собора губернатор все же выделил [25] - по утверждению СМИ, из личных средств, и это отчасти примирило епископа с Абрамовичем [27] (в 2005 году епископ Диомид освятил этот кафедральный собор Живоначальной Троицы - самый крупный деревянный храм в мире [21]). СМИ утверждали, что, по приблизительным подсчетам, за два года пребывания у власти Абрамович выделил на строительство православных храмов в регионе столько же средств, сколько выделялось за предшествующие 10 лет [25]. Это в немалой степени способствовало тому, что к началу 2007 года на Чукотке насчитывалось уже 17 приходов и планировалось строительство первого монастыря [21].

В начале февраля 2007 года на интернет-сайтах религиозного и патриотического толка появилось открытое письмо епископа Диомида "Ко всем верным чадам святой православной церкви", в котором он обвинил руководство Русской православной церкви в "отступлениях от чистоты православного вероучения". В этом послании архиерей упрекал руководство Патриархии в "духовном соглашательстве, подчиняющем церковную власть мирской, зачастую богоборческой", отсутствии "обличения антинародной политики существующей власти, приводящей к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям" [24].

Епископ также выражал озабоченность "попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций Собору архиерейскому" - то есть тем фактом, что церковная жизнь жестко регламентируется архиереями, а в перерывах между соборами (которые происходят раз в четыре–пять лет) все вопросы решает узкий круг членов Священного Синода. Отдельного осуждения Диомида заслужил и факт "оправдания и благословения персональной идентификации граждан при ошибочном утверждении, что принятие внешних знаков и символов, навязываемых новым временем, не может повредить душе без ее сознательного отречения от Бога". Помимо Диомида, послание подписали также игумен Илия (Емпулев), иерей Сергий (Бахарев), иерей Евгений (Пилипенок) и монах Гавриил (Ларионов) [24].

По информации "Новых Известий", послание архиерея было срочно передано патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Однако тот отложил рассмотрение документа - в связи с начавшимся великим постом [21]. В то же время по данным информационного агентства РИА Новости, в канцелярию Московской патриархии это письмо не поступало [23].

Но пристальное внимание прессы к письму было привлечено лишь 1 марта 2007 года, когда газета "Новые Известия" изложила содержание обращения архиерея [23]. К тому времени СМИ уже утверждали, что во многих центральных регионах начался сбор подписей в поддержку владыки и что речь идет о церковном расколе невероятного масштаба [21].

В пресс-службе Московской патриархии заявления Диомида назвали свидетельством его "неосведомленности и невежественности" и заявили, что не считают письмо свидетельством раскола в Церкви. В то же время руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский признал, что письмо епископа Диомида вызвало широкий общественный резонанс, и высказал предположение о том, что Священный Синод вскоре выскажет свое мнение относительно послания архиерея [23].

24 июня 2008 года в московском храме Христа Спасителя открылся Архиерейский собор Русской православной церкви [20]. Сам Диомид приехать на Собор отказался, ссылаясь на плохое самочувствие [17], [18]. В день открытия Собора у стен храма произошло столкновение между сторонниками епископа Диомида и активистами движения "Наши" [20], [17]. Три дня спустя Архиерейский собор постановил лишить Диомида сана епископа Анадырского и Чукотского: причиной извержения из священного сана назывались непослушание священноначалию и раскольническая деятельность архиерея. При этом отмечалось, что Диомид до следующего заседания Священного Синода может принести покаяние, в противном же случае вынесенное решение автоматически вступит в силу сразу после заседания Синода [18], [16], [17].

Параллельно специальная богословско-каноническая комиссия Русской православной церкви во главе с патриаршим экзархом всея Белоруссии митрополитом Минским и Слуцким Филаретом изучила документы за подпись Диомида и пришла к выводу, что они порочат авторитет церкви и "фактически провоцируют раскол". В связи с этим 27 июня 2008 года Филарет подписал заключение комиссии, в котором говорится, что "епископ Анадырский и Чукотский Диомид подлежит церковному суду" [19].

28 июня Священный Синод отстранил епископа Диомида от управления епархией и запретил ему проводить богослужения [15]. Однако Диомид заявил, что не намерен подчиняться синодальному решению и пообещал, что будет продолжать служить, несмотря на запрет, поскольку ему не в чем каяться, и виноватым он себя не считает [11]. Более того, он направил жалобу на решение Архиерейского собора в Церковный суд и, по словам представителя Чукотского епархиального управления, выразил намерение лично выступить на суде против председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла (Гундяева) "с обвинениями того в предательстве православия". Отмечалось, что Диомид, в частности, обвинял обвинил митрополита в том, что он "прокручивает свои средства в западных банках и ведет на Западе собственный бизнес" [14]. Когда должно было состояться заседание Церковного суда, не сообщалось [12], [13].

17 июля 2008 года Диомид выступил с открытым заявлением, в котором постановил перевести Анадырскую и Чукотскую епархию на самоуправление и предал анафеме патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, а также других своих оппонентов - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и митрополита Минского и Слуцкого Филарета [9], [10].

В том же месяце архиепископ Марк, заменивший Диомида на посту главы Анадырской и Чукотской епархии, заявил о хищении всех ее учредительных и регистрационных документов, кадровой документации, а также бухгалтерской и налоговой отчетности. Он заподозрил Диомида, который, по его словам, скрывался на мысе Шмидта на севере Чукотки, в крупных хищениях и направил заявление в окружное УВД и прокуратуру с просьбой возбудить дело в отношении опального епископа за незаконную растрату средств епархии [8]. Однако в августе того же года Диомид вернулся в Анадырь: сообщалось, что он действительно был в поселке Мыс Шмидта, где задержался, поскольку на протяжении нескольких недель там сохранялась нелетная погода, и возможности переправиться на "большую землю" у него не было [7].

Заседание Священного Синода РПЦ, которое должно было решить судьбу Диомида, должно было состояться 2 сентября 2008 года. Однако в назначенный день представители пресс-службы Московской патриархии сообщили о переносе заседания "на неопределенное время" (причина не называлась) [6]. Заседание состоялось 6 октября, однако Диомид на него не явился [4], [5]. В тот же день решение Архиерейского Собора РПЦ о лишении сана епископа Диомида вступило в силу [3], [5].

Однако и после того, как его разжаловали в рядовые монахи, Диомид постановлению о лишении его епископского сана не подчинился. 10 ноября 2008 года в интернете был распространен его указ, в котором было объявлено о воссоздании Святейшего Правительствующего Синода, каким он был до революции – то есть без Патриарха [2]. Сообщая об этом, "Независимая газета" назвала ситуацию комедийной, уточнив, что в составе созданного Диомидом учреждения оказались только сам бывший епископ и его родной брат, пользующиеся поддержкой исключительно небольшого прихода в поселке Мыс Шмидта на севере Чукотки, где Диомид начинал служить священником [1].

По данным "Новых Известий", все имевшие дело с Диомидом говорили о нем как о человеке принципиальном и бесстрашном, не бравшим денег за крестины, венчания и отпевания и жестко критиковавшим свое начальство [21].

Использованные материалы


[1] Закат диомидовщины. — Независимая газета, 27.11.2008

[2] Указ епископа Анадырского и Чукотского Диомида (3). — Блог †Флорио, 25.10.2008

[3] Решение о лишении сана епископа Диомида вступило в силу. — РИА Новости, 06.10.2008

[4] Епископ Диомид не приехал на заседание синода РПЦ. — РИА Новости, 06.10.2008

[5] Анастасия Береснева, Эля Вермишева. Диомид извергнутый. — Газета.Ru, 06.10.2008

[6] Заседание Синода РПЦ по делу Диомида перенесено. — Газета GZT.ru, 02.09.2008

[7] Епископ Диомид вернулся в Анадырь. — Интерефакс, 07.08.2008

[8] Алексей Усов. Мятежного епископа Диомида обвинили в хищениях миллионов рублей. — Новый регион 2, 25.07.2008

[9] Экс-епископ Диомид предал анафеме патриарха Алексия. — Интерфакс, 17.07.2008

[10] Диомид предал Алексия II анафеме. — Росбалт, 17.07.2008

[11] Дмитрий Карелин. "Диомиду каяться не в чем". — Газета.Ru, 30.06.2008

[12] Епископ Диомид подал жалобу на решение Синода. — Вести.Ru, 30.06.2008

[13] Епископ Диомид направил жалобу в Церковный суд. — Российская газета, 30.06.2008

[14] Владислав Хомяков. Синод Диомиду не указ. — Век, 30.06.2008

[15] Журнал № 56 заседания Священного Синода от 28 июня 2008 года. — Официальный сайт РПЦ (mospat.ru), 28.06.2008

[16] Диомид лишился сана за соблазны. — Интерфакс, 27.06.2008

[17] Епископ Диомид поплатился саном за критику РПЦ. — Новый регион 2, 27.06.2008

[18] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года "О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского". — Сайт Московской патриархии, Патриархия.Ru, 27.06.2008

[19] Ольга Липич. Епископ Анадырский и Чукотский Диомид, который критикует священноначалие, подлежит церковному суду. — РИА Новости, 27.06.2008

[20] Церковь сосредоточится на "социальном служении". — РБК, 25.06.2008

[21] Михаил Поздняев. Диомид рванул. — Новые Известия, 01.03.2007

[22] Диомид, епископ Анадырский и Чукотский. — Интерфакс, 01.03.2007

[23] О письме епископа Диомида выскажется Синод. — РИА Новости, 01.03.2007

[24] Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви. — Русская идея, 09.02.2007

[25] Борис Юрьев. "Отче наш" по-губернаторски. — Независимая газета, 20.10.2003

[26] Евгений Рожков. Отряд православных священников на Чукотке. — Независимая газета, 06.07.2000

[27] Анна Рудницкая. Дальше Чукотки не сошлют. — Московские новости. — №32, 2003

[28] Диомид, епископ Анадырский и Чукотский (Дзюбан Сергей Иванович). — Патриархия.Ru