В 1966 году британская разведка сумела украсть секретный авиарадар из-под носа у советского генерала

Английская газета Telegraph опубликовала подробности секретной операции британских спецслужб в Берлине времен холодной войны.

6 апреля 1966 года в Берлине потерпел катастрофу секретный советский истребитель Як-28. Самолет упал в озеро Хавель, которое разделяло советскую и английскую зоны столицы Германии. Оба пилота погибли.

Несмотря на то, что диспетчеры приказали летчикам терпящего бедствие самолета совершить вынужденную посадку на воду в советской части озера, это сделать не удалось. Истребитель упал в британских "территориальных водах".

Сразу же после его падения к месту катастрофы подтянулись подразделения английской военной полиции. Британцы организовали спасательную операцию, чтобы вытащить из озера тела пилотов. Они пообещали выдать их советскому командованию, как только смогут извлечь из искореженной кабины.

При этом перед британцами стояла сложная задача. Пока доставали тела пилотов, они должны были демонтировать, разобрать, исследовать и вернуть на место радиолокационную систему "Орел-Д", которой был оснащен самолет.

Эта система на тот момент была самой совершенной в мире - радар советского истребителя сканировал пространство не только впереди, но также снизу и сверху, чего не могли сделать западные системы.

На противоположном берегу сразу же после аварии появились советские солдаты во главе с генералом Владимиром Булановым. Они не могли попасть на английскую территорию, но хорошо видели, как проходит спасательная операция.

На советский берег были отправлены представители британцев с переводчиком. Они должны были "тянуть время", пока британцы изучали радар.

Сразу же после катастрофы из британского аэропорта Хитроу в Берлин вылетел самолет с техническими экспертами Министерства обороны страны.

Тела летчиков достали достаточно быстро, но говорить об этом Буланову не стали. Английские водолазы под водой доставили их на берег и спрятали. Радар также демонтировали достаточно быстро, но с его изучением возникли сложности - во время катастрофы носовой обтекатель разрушился, и в систему набилось много тины.

Локатор на самолете Королевских военно-воздушных сил доставили в Великобританию.

Тем временем, советское командование решило ночью направить около взвода солдат по берегу, чтобы лучше разглядеть то, что делают британцы. Солдаты напоролись на британский патруль, который был готов применить оружие. Вооруженный инцидент не произошел - офицеры не стали приказывать открывать огонь, и взвод вернулся обратно.

Под утро тела пилотов погрузили на плот и сообщили советскому командованию, что их передача состоится вечером.

Тем временем с самолета были тайком сняты реактивные двигатели, которые также вывезли в Британию.

Тела летчиков передали в срок, а в течение 48 часов после этого британцы выдали двигатели и части разрушенного самолета. Советские специалисты тут же заявили, что некоторых деталей не хватает (среди обломков истребителя не было, собственно, радара), а в двигателях отсутствуют несколько лопастей ротора (их также демонтировали, чтобы изучить).

На вопрос о том, чего не хватает, эксперты ответить не смогли - радар был строго засекречен, и тогда британцы заявили, что все остальное находится на дне. Не в силах проверить эту информацию, Буланов был вынужден поверить британцам.

Позже спецслужбы вернули радар на дно, откуда его потом с трудом достали на глазах у советских военных.

Как отмечает газета, эта операция позволила англичанам создать более совершенные локаторы для своих истребителей на основе советской разработки.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше