Айсберги перестраивают геном пингвинов

На пингвинью наследственность активно влияют перемещения гигантских айсбергов, считает группа генетиков из США, новой Зеландии и Италии. По их мнению, благодаря этому пингвины Адели, населяющие Антарктический полуостров, заметно эволюционировали за последние 6 тысяч лет, но географически разделенные группы птиц остаются генетически похожи.

Ученые сравнивали образцы ДНК живых птиц с теми, которые сохранились во льдах. Выяснилось, что "современные" аллели (то есть разновидности конкретного участка хромосомы, отвечающие за какое-либо свойство живого организма) отличаются от "доисторических" как распространенностью, так и внутренним устройством. При этом отдельные мутации, по мнению ученых, было бы затруднительно объяснить естественным отбором. Кроме того, сравнивая несколько современных популяций, исследователи заметили, что степень их сходства очень слабо связана с географической близостью.

Новая гипотеза объясняет "странную генетику" птиц "странной географией" Антарктики. Известно, что длина айсбергов, которые свободно перемещаются в океане, может составлять сотни километров. Гигантские льдины могут блокировать океанические течения и препятствовать возвращению пингвинов домой. Согласно классическим представлениям об эволюции, это должно было бы привести к сильным внутривидовым различиям. Опыты генетиков, напротив, показывают, что пингвины из разных мест имеют больше общих черт друг с другом, чем со своими непосредственными предшественниками.

Как выяснилось, айсберги способствуют постоянному "перемешиванию" популяций, а не их отделению. Пингвины могут уходить достаточно далеко от места своего рождения, но возвращаются туда для спаривания. Если же они сталкиваются по пути с препятствием, то ищут себе партнера в другой, более доступной, популяции.

Пингвины Адели - животные ростом 60-70 сантиметров и весом около 5 килограммов. Они были открыты в 1830 году и названы в честь жены первооткрывателя - французского адмирала Дюмон-Дюрвиля. В Антарктике обитает около 6 миллионов птиц этого вида.