Физики назвали Большой Взрыв не единственным

Большой Взрыв мог быть не единственным, утверждают физики-теоретики из Принстонского и Кембриджского университетов. В статье, опубликованной Полом Штейнгардтом и Нилом Турком в журнале Science, сообщается, что такая гипотеза способна объяснить несовпадение теоретического и экспериментального значений космологической константы "лямбда", играющей ключевую роль в эйнштейновской теории относительности.

"Лямбда" считается мерой "энергии вакуума", которая препятствует "склеиванию" всех тел во Вселенной из-за взаимного притяжения. Попытки выяснить ее смысл на микроуровне (то есть методами физики элементарных частиц) привели к цифре, на много порядков большей, чем та, которая фигурирует в формулах, описывающих расширение Вселенной. Чтобы устранить противоречие, физики предложили считать "лямбду" медленно убывающей, однако и это предположение не приводит к непротиворечивой версии возникновения космоса.

Согласно Турку и Штейнгардту, "лямбда" может быть единственной константой, которая старше существующей Вселенной. С этой точки зрения, Большой Взрыв является не абсолютной точкой отсчета, но просто одним из событий, при которых скачкообразно меняется количество вещества и излучения в мире. Такие события, утверждается в статье, могут повторяться с интервалом порядка триллиона лет - то есть срока, примерно в сто раз превосходящего нынешний возраст космоса. Ученые утверждают, что "Большим Взрывам" отвечает уменьшение этой константы на несколько порядков - при, возможно, полной смене всех остальных, связанных со свойствами вещества, пространства и времени.

Как отмечает журнал New Scientist, новая гипотеза, при очевидном конфликте с эйнштейновской теорией, не противоречит теории струн - направлению в физике, рассматривающему многомерную "надстройку" над пространством-временем в качестве источника всех наблюдаемых свойств вещества. Кроме того, возможность "времени до Большого Взрыва" допускали такие ученые, как астрофизик Стивен Хокинг, открывший излучение черных дыр, или математик Роджер Пенроуз.