Химики заставили благородный газ вступить в очередную реакцию

Химикам удалось синтезировать и изучить новую молекулу, содержащую благородный газ ксенон. HXeOXeH, возможно, является самой легкой молекулой с двумя атомами ксенона, сообщает международный коллектив в статье, опубликованной в журнале Journal of American Chemical Society.

Благородные газы (гелий, неон, аргон, криптон, ксенон, радон, унуноктий) химически инертны, поскольку внешняя электронная оболочка у них полностью заполнена. Тем не менее, при определенных условиях некоторых из них можно заставить вступить в реакцию и образовать устойчивое соединение.

Первое соединение ксенона – XePtF6 – было получено в 1962 году. Для получения соединений, содержащих молекулы благородных газов, часто использовался именно фтор, так как с ним они реагируют наиболее охотно. Тем не менее, отмечает группа Хрящева, в последние годы наблюдается повышенный интерес к "бесфторовой" химии благородных газов.

Недавно было получено 22 молекулы вида HNgY (Ng – благородный газ, Y – электроотрицательный элемент): HXeCl, HXeI, HKrC3N и так далее. Общий метод их получения – фотолиз (разрушение под воздействием света) предшественника HY на низкотемпературной матрице из благородного газа и последующее нагревание.

Леонид Хрящев и его коллеги применили этот подход, взяв в качестве HY воду(а в качестве вспомогательного вещества – N2O). Фотолиз проводился с помощью ультрафиолетового излучения при 9 кельвинах, побочные продукты удалялись нагреванием до 45 кельвинов. Получившаяся молекула, HXeOXeH, по замечанию исследователей, как бы содержит молекулу воды и два атома ксенона. Ее наличие было зафиксировано с помощью ИК-спектроскопии, наблюдавшиеся свойства совпадают с теоретически предсказанными.

По мнению исследователей, создание этой молекулы может стать первым шагом к синтезу цепей (Xe-O)n. Ее изучение должно позволить лучше понять свойства ксенона и, возможно, решить "ксеноновую проблему": найти причину малого содержания ксенона в природе.