Британские неандертальцы были умнее остальных

Неандертальцы, обитавшие на территории современной Великобритании, в искусстве изготовления орудий труда могли сравняться с предками Homo sapiens. К такому выводу пришли специалисты из Университетского колледжа Лондона, работа которых опубликована в журнале British Archaeology.

Ученые изучали древние орудия, в основном, наконечники копий и стрел, обнаруженные в городе Пулборо в графстве Суссекс в 1900 году. По словам руководителя исследования Мэттью Поупа (Matthew Pope), они оказались технически весьма "продвинутыми". В отличие от большинства найденных ранее предметов, сделанных неандертальцами, суссекские наконечники отличались длинным прямым лезвием. Такие предметы были весьма эффективными орудиями убийства.

Возраст исследованных артефактов, предположительно, превосходит возраст найденных в Великобритании орудий, принадлежавших древним людям. Поуп считает, что такие совершенные орудия труда могут свидетельствовать о том, что "британские" неандертальцы были весьма успешной группой, которая активно использовала природные материалы.

Интересно, что серьезные археологи долгое время не занимались изучением суссекских находок. Около 2300 артефактов было обнаружено при строительстве дома лондонского врача Джона Хэрли. Первоначально их сочли подделками, и большая часть орудий была выброшена. Однако в 2007 археолог Роджер Якоби (Roger Jacobi) доказал их подлинность, сравнив с другими находками из северной Европы возрастом от 35 до 42 тысяч лет.

Неандертальцы - гоминиды, населявшие Европу, Северную Азию и Африку в период от 230 до 24 тысяч лет назад. Для неандертальцев был характерен относительно большой мозг, строение которого было более примитивным, чем строение мозга древних людей. Наиболее распространенная теория предполагает, что неандертальцы были вытеснены эволюционно более успешными кроманьонцами - предками H. sapiens. Неясно, были ли неандертальцы истреблены физически или же они погибли, не выдержав конкуренции за ресурсы. В 2006 году ученые частично расшифровали геном неандертальца.