Столкновения континентов породили разнообразие морских организмов

Группа австралийских ученых из Университета Джеймса Кука (James Cook University) установила, что основной причиной возникновения так называемых очагов диверсификации (районов океана с очень большим разнообразием живых организмов) является столкновение тектонических плит. Новый результат опровергает предыдущие гипотезы, которые объясняли диверсификацию температурой воды. Работа опубликована в журнале Science.

Ученые изучали окаменелые останки морских корненожек – одноклеточных живых организмов с панцирем из карбоната кальция. Им удалось датировать различные изменения в ДНК этих организмов, а также вычислить их частоту. В результате было установлено, что "эволюционные всплески" происходили преимущественно в районах, где на тот период была большая тектоническая активность.

Подобную связь ученые объясняют тем, что на раннем этапе столкновения плит в этих регионах образуется разнообразная среда обитания. Там присутствуют каменистые и песчаные пляжи, мелководья и глубокие впадины. Все это способствует развитию разнообразных видов живых организмов.

До данного исследования считалось, что основным фактором, определяющим диверсификацию, является температура воды. Ученым удалось показать, что этот фактор является вторичным.

В настоящее время регионом наибольшего биологического разнообразия является так называемый Индо-Австралийский архипелаг. Однако, как установили исследователи, с 42 до 39 миллионов лет назад подобный район существовал в южной Европе и северной Африке. Около 20 миллионов лет назад на Земле было сразу два таких региона – побережье Индии и Филлипины.