Ученые увидели кожу ихтиозавров в электронный микроскоп

Биологи из Южной Африки установили, что кожа у ихтиозавров - древних морских рептилий - и современных морских животных устроена одинаково. Работа ученых опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B. Основные выводы приводит портал Life Science.

Явление, когда неродственные виды независимо развивают схожие структуры, получило название конвергентной эволюции. Анализ останков ихтиозавров, обитавших на Земле в период от 240 до 90 миллионов лет назад, показал, что внешне эти животные напоминали современных рыб и дельфинов. Обтекаемая форма позволяет морским обитателям быстро плавать, поэтому разные группы животных независимо друг от друга "пришли" к ней.

В коже современных морских животных присутствует слой, образованный молекулами коллагена - фибриллярного белка (то есть белка, молекулы которого формируют волокна). Коллагеновый слой "ответственен" за свойства кожи животных, которые позволяют им приспосабливаться к жизни в воде. Исследователи давно предположили, что строение кожи у ихтиозавров и, например, дельфинов, должно быть одинаковым. Однако до сих пор им не удавалось проверить эту гипотезу. Мягкие ткани очень плохо сохраняются, поэтому провести химический анализ, требующий относительного большого количества материала, было невозможно.

Биологи из Южной Африки решили определить, из каких молекул состоят волокна, обнаруженные в редких образцах кожи ихтиозавров, используя не химические реагенты, а электронный микроскоп. Пучки коллагеновых волокон располагаются в коже современных морских обитателей не сплошным слоем: между отдельными пучками существуют небольшие промежутки размером около восьми миллионных долей сантиметра. Исследование образцов кожи ихтиозавра с помощью сканирующего электронного микроскопа показало, что волокна в них разделены промежутками того же размера.

Авторы работы считают, что электронная микроскопия может помочь в исследовании природы других структур динозавров, например, примитивных перьев у некоторых из них.