Ученые соединили Новую Каледонию и Новую Зеландию

Австралийские ученые показали, что Новая Каледония и Новая Зеландия в прошлом соединялись друг с другом. До сих пор считалось, что эти острова географически изолированы. Работа исследователей опубликована в журнале Earth and Planetary Science Letters, а ее краткое содержание изложено на сайте Университета Монаша.

В своем исследовании ученые использовали разработанную ими компьютерную модель. Они рассматривали не только Новую Каледонию и Новую Зеландию, а более крупный регион, включающий также восточную часть Австралии, Фиджи, Вануату и Новую Гвинею. Авторы смогли показать, что Новая Зеландия и Новая Каледония имеют много общего: в частности, у них сходные геологическая структура и характер вулканической активности.

На следующем этапе своей работы исследователи занялись изучением тектонических плит. Помимо реконструкции плит при помощи компьютера ученые воспользовались "реальной" технологией сейсмической томографии. Суть метода кратко заключается в следующем. При силовом воздействии на горную породу, возникающем, например, при землетрясениях, она деформируется. Распространение этой деформации и представляет собой распространение сейсмических волн. Анализируя скорость их распространения, ученые могут понять, какие препятствия встретились на пути волн, и воссоздать структуру изучаемой породы.

Комбинация компьютерного моделирования и сейсмической томографии показала, что на глубине 1100 километров между Австралией и Новой Зеландией залегает тектоническая плита толщиной около 70 километров. Ее длина составляет около 2500 километров, а ширина - приблизительно 700 километров. Авторы считают, что в период между 50 и 20 миллионами лет назад эта плита погрузилась вниз, вызвав образование длинной цепи вулканов между Новой Каледонией и Новой Зеландией.

Новые данные, возможно, помогут биологам ответить на некоторые вопросы относительно эволюции живых организмов на двух островах. Считается, что обитающие на них популяции эволюционировали независимо друг от друга. Однако по вулканическому "перешейку" (если он существовал) животные могли перебраться с одного острова на другой.