Черные дыры не позволяют себе объедаться

Астрономам удалось обнаружить у черных дыр звездной массы механизм регуляции скорости роста. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте рентгеновской орбитальной обсерватории Chandra, а статья ученых опубликована в журнале Nature.

В рамках исследования астрономы наблюдали так называемый микроквазар GRS 1915+105. Данный объект, открытый в 1992 году, располагается на расстоянии 40 тысяч световых лет от Земли. Согласно современным представлениям, GRS 1915+105 состоит из двух движущихся вокруг общего центра масс объектов: компактного (вероятно, черной дыры массой 10-18 солнечных) и обычной звезды.

Ученые полагают, что входящая в состав системы черная дыра вращается вокруг собственной оси со скоростью более 1100 раз в секунду. В результате подобного движения материя выбрасывается вдоль оси вращения в виде струй - так называемых джетов. Эти струи уносят материал от черной дыры, замедляя ее рост. Однако иногда джеты отсутствуют. Астрономам удалось установить, что в этом случае материю от черной дыры уносят потоки (своего рода ветер), подгоняемые мощным излучением падающего на дыру газа.

По словам исследователей, в окрестности дыры наблюдается постоянная "борьба" между ветром и джетами. Дело в том, что первый, унося материю, не дает джетам формироваться. Причины, по которым иногда побеждает одна сила, а иногда другая, астрономам пока не ясны.

По словам исследователей, новые результаты позволяют прояснить механизм работы квазаров - активных галактических ядер, внутри которых присутствуют сверхмассивные черные дыры. Это связано с тем, что микроквазары играют роль удобных моделей для изучения. Например, из-за колоссальной разницы в масштабах процессы, которые в микроквазаре могут проходить за час, займут у сверхмассивного "собрата" 10 тысяч лет.