Астрофизики обнаружили древнейшее облако водорода

Астрономы обнаружили древний сгусток межзвездной материи. Объект, получивший название в честь древней японской правительницы Химико, расположен на расстоянии 12,9 миллиарда световых лет. Статья исследователей с подробным изложением открытия появится в журнале The Astrophysical Journal, а ее краткое изложение доступно на сайте New Scientist. По словам ученых, это древнейший подобный объект из обнаруженных на сегодняшний день.

Сгусток (официальное название подобных объектов - Лайман-альфа облака) состоит преимущественно из водорода. По словам исследователей, источником свечения облака, вероятно, являются образующиеся внутри него звезды, поскольку крупных объектов рядом найти не удалось. Энергия их излучения заставляет атомы сгустка сначала переходить в возбужденное состояние, а затем, "расслабляясь", испускать фотоны.

Сгусток наблюдался сразу несколькими телескопами. Сначала его излучение было зарегистрировано 8-метровым японским телескопом Subаru. Последующие наблюдения проводились при помощи 10-метрового Keck, расположенного на Гавайских островах, и находящихся в Чили телескопов Магеллана.

Размер обнаруженного облака газа составляет 55 тысяч световых лет, а масса - около 40 миллиардов солнечных. Сами исследователи заявляют, что само существование столь массивного объекта на столь раннем этапе развития Вселенной (возраст которой 13,5-14 миллиардов лет) противоречит существующим космологическим моделям.

Многие специалисты не согласны с выводами работы. Они отмечают, что подобные массивные структуры могли образоваться в раннем космосе в регионах скопления большого количества темной материи.

Некоторые астрофизики отмечают, что существование подобного массивного сгустка на столь раннем этапе развития Вселенной можно расценивать как подтверждение так называемой теории массивного коллапса. Основные положения этой теории были сформулированы еще в 60-х годах прошлого века, однако с тех пор она перестала рассматриваться в качестве основной. В ее рамках считается, что крупные галактики формировались не постепенно в результате слияния более мелких скоплений, а в результате гравитационного коллапса массивных облаков газа.

Напомним, что недавно ученым удалось получить похожие результаты. Они установили, что крупные галактики сформировались, вероятно, раньше, чем считалось до сих пор. Чтобы объяснить несоответствие существующим моделям, ученые предположили, что "подростковый" период у этих галактик был очень коротким.