Палеонтологи уточнили детали крупнейшего вымирания в истории планеты

Международная группа ученых смогла построить наиболее полную датировку массового пермского вымирания. Новые результаты хорошо согласуются с гипотезой о том, что причиной катастрофы планетарного масштаба стала мощная вулканическая активность. Статья ученых появилась в журнале Science, а ее краткое изложение приводит ScienceNOW.

Массовое пермское вымирание считается крупнейшим (всего крупных вымираний было пять) вымиранием живых организмов за всю историю. Оно произошло примерно четверть миллиарда лет назад на границе пермского и триасового периодов. Считается, что в это время исчезло примерно 90 процентов живых существ на планете. Версия о причастности вулканов к вымиранию является самой распространенной, однако, до последнего времени ученые не имели достаточно доказательств. В частности, не было известно, насколько быстро происходил этот процесс.

В рамках нового исследования, ученые провели статистический анализ палеонтологических данных, собранных по всему Китаю. Для датировки использовалось соотношение изотопов свинца и урана. Главной заслугой ученых называется то, что они усовершенствовали метод подготовки образцов к изучению, а также модифицировали масс-спектрометр, в результате чего им удалось добиться рекордной точности - 100 тысяч лет.

Как следствие, ученым удалось установить, что вымирание произошло 252,28 миллиона лет назад. Виды вымирали одновременно в море и на суше, причем весь процесс занял около 200 тысяч лет (а мог, по словам ученых, уложиться и в 100 тысяч). Все эти результаты хорошо согласуются со временем появления сибирских траппов. Эти геологические образования - следствие особого вида магматизма, при котором на поверхность изливается большое количество магмы.

В январе 2011 года в Nature Geoscience появилась статья, в которой ученые доказывали взаимосвязь сибирских траппов и вымирания. В частности, они обнаружили в отложениях микроскопические частицы угля - по их мнению, именно эта "добавка" к выбросам позволила им так эффективно истребить почти все живое на Земле, особенно в океане, где погибло 96 процентов живых организмов.