Прочитан митохондриальный геном первых новозеландцев

Биологи определили последовательность митохондриальной ДНК четырех человек, захороненных около 700 лет назад на отмели Вайрау (Wairau) - древнейшей стоянке новозеландских поселенцев. Работа ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, ее краткое содержание можно прочитать на сайте университета Отаго.

Исследователи выделяли ДНК из костей 19 поселенцев, захороненных на отмели реки Вайрау. Только в четырех случаях удалось получить материал, качество которого позволяло определить последовательность митохондриальной ДНК. Он принадлежал двум женщинам среднего возраста, одной девушке и одному молодому мужчине.

ДНК из митохондрий (мтДНК) передается в поколениях только вместе с самими этими клеточными органеллами - через яйцеклетку от матери к дочери или сыну (в последнем случае линия обрывается). Поэтому, знание последовательности митохондриальной ДНК человека позволяет установить его родственные связи по материнской линии.

Ученые обнаружили, что последовательности мтДНК четырех человек были неожиданно разнообразными. У них не было между собой тесных родственных связей, которые исследователи ожидали увидеть среди первых поселенцев. Судя по-всему, люди из Вайрау были представителями разных семей, а не членами генетически однообразного племени.

У двух из четырех человек были обнаружены генетические маркеры, характерные для маори, у двух других - "ранее не описанные полинезийские маркеры". У одного из поселенцев нашлась мутация, ассоциированная с нечувствительностью к инсулину и приводящая к развитию диабета второго типа.

Генетическое разнообразие митохондриальной ДНК первых поселенцев сильно контрастирует, по словам авторов, с состоянием генофонда современных маори. По-видимому, в какой-то момент разнообразие в популяции первых новозеландцев резко упало из-за сильного сокращения численности населения.

Полученные данные, в том числе новые генетические маркеры, помогут прояснить родственные взаимоотношения между полинезийцами. Ранее в качестве независимых данных о заселении региона ученые предложили использовать эволюцию дизайна каноэ, которая, по некоторым признакам, схожа с биологической эволюцией.